Top.Mail.Ru
Музыкальные инструменты

Все о музыкальном инструменте думбыра

Все о музыкальном инструменте думбыра

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. История
  3. Строение

У башкирского народа есть уникальное культурное наследие, в том числе и музыка. С давних времен для песнопений использовался старинный инструмент думбыра. О нем и пойдет речь в нашем материале.

Что это такое?

Думбыра — фольклорный инструмент, который относится к группе струнно-щипковые. Узбеки, казахи и таджики имеют аналогичные модели. У казахов — двухструнная домбра. Ни один праздник не состоится без участия домбры, которую тюркские народы считают достоянием нации. Домбра даже была отмечена в Книге рекордов Гиннеса.

Название инструмента происходит от арабского слова «танбур», что означает «мучить сердце». Народные певцы и сказатели исполняли душевные баллады под мелодичные звуки думбыры, которые затрагивали сердца многих людей.

История

Домбре около 4000 лет. Это подтверждается древней находкой, хранящейся в Музее музыкальных инструментов в Казахстане. Упоминания о башкирской домбре встречаются в общетюркских дастанах «Китаби деде Коркуд», эпосе «Заятуляк менен хюхылу» и «Коргут-ата». Игра на думбыре — древнейшая традиция тюрков. Во время песнопений люди веселились или грустили, рассказывали истории, вдохновляя друг друга.

Искусство игры передавалось из поколения в поколение. Молодежь и сейчас с удовольствием изучает игру на этом старинном инструменте. Небольшая информация о башкирской думбыре (домбре) имеется в «Атласе музыкальных инструментов народов СССР». Также писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк рассказывал о ней, отметив удивительное сходство с русской балалайкой. Считается, что этот инструмент был привезен в Башкирию из древней Ассирии. Домбра является символом свободы и священным предметом у казахов.

Знаменитый композитор К. Курмангазы оказал большое влияние на развитие музыкальной культуры Средней Азии. До наших дней сохранилось около 60 написанных им мелодий и композиций. К началу XX века думбыра практически перестала использоваться в повседневной жизни. Причиной тому, возможно, стали преследования сказателей царскими властями. Поскольку эти люди были вдохновителями и активными участниками освободительного движения, их преследовали с особой жестокостью. Со временем традиция исполнения эпических легенд стала исчезать, к тому же мандолина обретала особую популярность. Реконструкция башкирской домбры началась в конце XIX века. Восстановлением и обновлением инструмента занимались профессионалы. Это были известные мастера: В. Зубченко, Г. Кубагушев, Ю. Зирин, А. Параев и А. Овчинников.

Г. Кубагушев придумал свой вариант, который напоминал казахскую домбру, – альту. Известный музыкант Р. Сулейманов написал самоучитель игры на модели Г. Кубагушева на башкирском языке. Композитор Н. Тлендиев написал около 500 различных музыкальных произведений с участием домбры, в том числе оперу и балет. Домбрист К. Ахмедьяров является автором множества книг и учебных пособий для высших школ. В это же время в Уфимском ГИИ открыли кафедру «Башкирской музыки и фольклора» и организовали производственный цех для изготовления башкирской думбыры и кубыза.

Примечательно, что доработанный инструмент стали склеивать вдоль корпуса, тогда как старый делали из долбленого дерева. Новая модель музыкального инструмента Ю. Зирина была испробована в учебном ансамбле башкирских музыкальных инструментов при университете. Думбыра А. Овчинникова обрела популярность среди музыкантов. На ней играли в таких фольклорных группах, как «Караван — сарай», «Дервиш», и в академическом ансамбле народного танца имени «Ф. Гаскарова». Среди современных домбристов можно отметить композитора А. Желдибаева. Он является автором более 70 мелодий на домбре.

Модель инструмента А. Владимирова привела в восторг профессиональных музыкантов. Было успешно организовано массовое производство думбыры для профессионалов и любителей.

Строение

Казахская домбра и думбыра несильно отличаются по внешнему виду. У башкирской думбыры гриф короче, имеются три струны, тогда как у казахской домбры их всего две. Думбыра имеет каплевидную форму, нижняя часть которой шире, а верхняя – более узкая. В перевернутом виде она выглядит как большая деревянная ложка. Длина – до 80 см. У инструмента деревянный корпус и три струны (нейлоновые или металлические).

Думбыра имеет 19-ладовый гриф с пластинами. Шкала квинто — квартовая. Нижняя часть деки состоит из заклепок изогнутой формы, а верхняя снабжена отверстием. Струны верхней части инструмента крепятся к настраивающейся головке, а нижняя часть присоединяется к насадке с помощью кнопок. Играть на думбыре нужно одновременно на трех струнах, поставив инструмент под наклоном, шейкой грифа вверх. Верхняя струна инструмента ведущая, а нижняя – бурдонная. Думбыра может быть как сольным инструментом, так и участвовать в ансамбле.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.