Чонгури – это четырёхструнный народный музыкальный инструмент, получивший распространение в западных регионах Грузии (Гурия, Самегрело, Аджария). Относится к щипковой группе музыкальных инструментов. В разных местах имеет незначительные отличия в конструкции. В основном инструмент используется для аккомпанирования. В сопровождении чонгури принято исполнять песни – как сольные, так и на большее количество голосов.
История
Традиционно чонгури воспринимали как сугубо женский инструмент, однако теперь игре на нём нередко обучаются и мужчины. При этом довольно успешно. Чаще партия чонгури выступает аккомпанементом к пению и пляскам, а вот сольно звучит очень редко. Считают, что этот народный музыкальный инструмент появился не ранее XVII века. Скорее всего, он является лишь усовершенствованным вариантом другого щипкового музыкального инструмента в этих краях – пандури, имеющего всего 3 струны.
Основной приём игры на самобытном грузинском инструменте заключается в бряцании по трём или четырём струнам. Чонгури усовершенствовался в 30-е годы прошлого столетия благодаря мастерству К. А. Вашакидзе, К. Е. Цанаве, С. В. Тамарашвили и прочих специалистов. Существует семейство чонгури, в которое входят такие инструменты: прима, бас и контрабас. Эти инструменты конструкции Вашакидзе состояли в оркестровом ансамбле грузинских народных инструментов.
В числе музыкантов, освоивших игру на чонгури, немало виртуозов. Инструмент звучит необычно и чарующе, словно рассказывает красивую легенду о красотах Грузии.
Особенности
Рассматриваемый инструмент имеет свои особенности, отличающие его от других подобных изделий в музыкальной культуре народов мира.
- Не так давно в изготовлении струн для чонгури использовался только конский волос, а сегодня это уже не так актуально. Теперь для струн в основном используют качественные шёлковые нити.
- На современном чонгури можно играть в разных тональностях, что зависит от исполняемых песен. Однако отдельные мелодии от начала до конца могут исполняться в одной и той же тональности.
- Традиционно шейка (гриф) чонгури не имеет делений на лады (по подобию скрипки), но можно встретить варианты и с ладами (подобно домре или гитаре).
- Для игры на этом инструменте используют пальцы, держа чонгури в вертикальном положении на левом колене.
- Размер изделия в длину составляет примерно 100 см (корпус вместе с шейкой и головкой шейки).
Наверное, тому, кто интересуется чонгури, любопытно будет узнать и секрет изготовления инструмента. В наиболее продуваемом ветром месте выбирали самое гладкое дерево без сучков (обычно выбирают тутовое дерево). Преимущественно для грузинского чонгури используется ровная часть дерева между ветвями. С кривыми частями мастера не работают.
Выбранное дерево разрезается, а получившееся бревно раскалывается пополам. Каждую из частей называют «деда». Из них и изготавливают чонгури. Заготовленное дерево хранят в прохладном месте (вдали от солнечных лучей и сквозняков). Древесина сохнет 30 дней. Если не дождаться полного просыхания материала, изделие из него не получится качественным. С большой вероятностью дерево потрескается, труд мастера будет напрасным.
Деда обрабатывают так: долотом вынимают сердцевину, а затем вычищают. Подготовленную заранее переднюю часть крепят к подготовленной деда и держат несколько часов. После этого на шейке устанавливают заклепки и укрепляют ярмо (или мостик). Затем делается скоба на которой крепят струны. На мостике и скобе пропиливают четыре насечки для укладки натянутых шелковых струн.
Для звонкого звучания чонгури древесина середины трёхчастной верхней деки инструмента должна быть сосновой.
Изготовление одного такого занимает три дня, что соответствует правилам создания данного музыкального инструмента.
Строение
Длина чонгури составляет в среднем 100 см. Этот показатель может отличаться в диапазоне 1,5-3 см. Погрешности в размере не имеют принципиального значения для этого предмета искусства.
Конструкция чонгури довольно простая. Он состоит:
- из корпуса;
- шеи (шейки);
- головки шейки;
- дополнительных частей (скоба, ярмо, колки для крепления струн).
Корпус отличается плавной грушевидной формой, усечённой внизу. Для изготовления корпуса годятся разные породы древесины — сосна, шелковица, орех. На верхней деке можно увидеть несколько мелких резонаторных отверстий. Шейка инструмента длинная, в нее врезан колок короткой струны, называемой «зили», а завершает конструкцию изогнутая головка с 3 колками и таким же количеством основных (длинных) струн.
Чонгури не совсем тот же инструмент, что пандури, хотя в некоторых районах восточной Грузии его так и называют. И дело не только в количестве струн. Пандури всегда имеет деление на лады. Во время исполнения мелодии на чонгури музыканты ведут пальцами снизу вверх, а при игре на пандури движения производят в обратном направлении. Но функционально и внешне они очень похожи. Оба инструмента в основном выступают в качестве аккомпанемента, используются для сопровождения песен при коллективной работе грузинских женщин. В равной мере инструменты применяются и при проведении старинных обрядов.
Корпус чонгури фрагментарно построен из тонких древесных пластинок, что позволяет добиться максимального утончения стенок корпуса. Их можно согнуть для создания большего объёма резонанса, что положительно сказывается на тембре и громкости музыкального инструмента.
Еще больше информации о чонгури смотрите в следующем видео.