Top.Mail.Ru
Музыкальные инструменты

Что такое сямисэн и как можно на нем играть?

Что такое сямисэн и как можно на нем играть?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Разновидности
  3. Особенности игры

Мало кто знаком с таким наиинтереснейшим струнным музыкальным инструментом, как сямисэн. Однако в Японии он с давних времён обладает очень большой популярностью. Именно о том, что собой представляет этот японский музыкальный инструмент, о его истории, разновидностях и особенностях мы поговорим чуть ниже в этой статье.

Что это такое?

Сямисэн – это распространённый японский музыкальный инструмент, длина которого составляет всего лишь около 100 сантиметров. Этот инструмент также часто называют японской лютней.

Однако родом сямисэн далеко не из Японии. Появился он в районе Западной Азии, из которого уже в XIII столетии попал в Китай, после чего – на острова Рюкю, в современности известные как острова Окинава. Только после всех этих путешествий он, пройдя длительный путь и претерпев ряд изменений, уже и явился в Японию. Появление данного музыкального инструмента в этой стране точно датируется 1562 годом. Там он достаточно быстро прижился и получил широкое распространение на территории всей Японии, а также приобрёл уменьшительно-ласкательное наименование – «сями».

Родственником сямисэна является музыкальный инструмент сансин. Он же, в свою очередь, близок такому инструменту, как санцзянь.

Если в современной Европе все старые музыкальные инструменты не являются очень востребованными и обделены вниманием, то в Японии, наоборот, такие национальные инструменты, в число которых входит и сямисэн, горячо обожаемы населением. Этот народ очень чтит свои традиции, свою культуру. А потому любимый всеми сямисэн до сих пор широко используют, особенно часто он звучит в традиционных японских театрах, таких, как, например, Кабуки, Дзёрури и Бунраку, на выступлениях тех или иных коллективов, а также на различных празднествах и фестивалях, которые проводятся в Японии в большом количестве.

Поначалу игру на сямисэне причисляли к низшему искусству. А потому на этом музыкальном инструменте никогда не играли представители аристократии, а только селяне и бродячие музыканты.

Однако со временем всё переменилось. Самую большую популярность данный музыкальный инструмент получил в «золотую эру» японского искусства. Именно таковым является период Эдо, или же эпоха Токугава, – это 1603-1868 годы. Он характеризуется бурным развитием всех направлений искусства: и музыки, и театра, и живописи, и поэзии.

Умением игры на сямисэне должны были обладать без исключения все те, кто проходил программу подготовки майко, то есть учениц гейш. Ввиду этого о таком районе, как «весёлые кварталы» Ёсивара, часто говорили, что это «квартал, где не умолкает сямисэн».

Появляться этот музыкальный инструмент стал и в работах разных японских художников. Его часто стали изображать в руках персонажей на традиционных для Японии ксилогравюрах. Именно в этот период сямисэн стал просто незаменимым атрибутом любого сельского или городского празднества в Японии.

Теперь ознакомимся с тем, как устроен этот японский музыкальный инструмент. Сямисэн представляет собой трёхструнный щипковый инструмент. Для того чтобы вам было проще воспроизвести образ данного музыкального инструмента у себя в голове, представьте лютню с длинной шейкой или же балалайку. В целом, если совсем уж упрощать, то сямисэн – это обыкновенный квадратный барабанчик не самого большого размера, который обладает вытянутым грифом с тремя струнами.

Устройство этого музыкального инструмента достаточно простое. Его корпус состоит из деревянного каркаса, который туго обтянут шкурой какого-либо животного. Наиболее часто для создания сямисэна использовались шкуры змей, а иногда, как бы плохо это ни звучало, и даже кожа таких животных, как кошки или собаки. Корпус этого инструмента обтянут шкурой с двух сторон, к этому добавляется небольшой кусочек кожи, который крепится на переднюю мембрану.

Делается это для того, чтобы обезопасить эту часть от ударов плектра.

Разной толщины струны, коих, как и у привычной для нас балалайки, всего лишь три, располагают между длинными настроечными колками, чем-то напоминающими шпильки, и концом грифа, который находится посередине самой нижней части деревянного корпуса. Сами струны, как правило, производят из таких материалов, как шёлк, нейлон или же тефлон.

Плектр бати, с помощью которого играют на этом музыкальном инструменте, производят, как правило, из древесины, слоновой кости, черепашьего панциря, рога буйвола или же пластика.

Отдельно стоит сказать о том, что представляет собой плектр бати. В целом, это тот же наш медиатор, который по размеру намного больше и имеет форму почти правильного треугольника с заострённым краем. Именно с помощью этого приспособления задаётся требуемый ритм музыки.

Разновидности

Такой японский музыкальный инструмент, как сямисэн, имеет 3 разновидности:

  • хосодзао;
  • тюдзао;
  • цугару-дзямисэн.

Сравнивая эти инструменты, легко можно провести аналогию с известными большинству альтом, скрипкой и скрипкой-пикколо. Рассмотрим же подробнее каждую из них.

Хосодзао

Эта разновидность сямисэна отличается очень узким грифом. Наиболее часто его используют как аккомпанемент для долгой песни, которая в японской поэзии именуется «нагаута».

Тюдзао

Такой вариант сямисэна обладает более широким грифом. Его достаточно часто используют в камерном жанре музыки Японии, то есть в дзиуте.

Цугару-дзямисэн

Данная разновидность отличается очень толстым грифом, а потому перепутать её с какими-либо другими достаточно сложно. Этот вид сямисэна наиболее часто используется для озвучки японского театра марионеток, то есть дзёрури.

Особенности игры

В XVI столетии в Японии существовало лишь два стиля для игры на таком музыкальном инструменте, как сямисэн – это коута, используемый для недлинных песен, и нагаута, применяемый для более длительных произведений. Однако в нынешнее время существует несколько стилей игры.

  • Ута-моно. Стиль является песенным, именно этот жанр наиболее часто выступает в качестве музыкального сопровождения в вышеупомянутом театре Кабуки.
  • Второй стиль, Катари-моно, относится к сказовым. Он является наиболее традиционным для японского искусства и обычно сопровождается довольно-таки специфическим пением.
  • Последний же стиль – миньё, подразумевает народную песню.

Кроме того, стоит сказать, что на сямисэне в наши дни исполняют не только классику, но и такие партии, которые предназначаются, например, электрогитарам

Звучание сямисэна может показаться несколько специфичным, а потому его наиболее часто используют для усиления основного звучания в ряде японских кинокартин. Примером таковых являются такие аниме, как «Наруто» или же «Пуни Пуни Поэми».

Теперь перейдём к разговору непосредственно о самой игре на таком японском музыкальном инструменте, как сямисэн. Первоначально, когда о нём только-только узнали в Японии, играли на нём с помощью юбикакэ – небольшого медиатора. Это не позволяло раскрыть все возможности данного музыкального инструмента. Однако со временем для игры на сямисэне стали использовать и плектр бати, что позволило полностью реализовать музыкальный потенциал инструмента, так как игра с помощью плектра значительно увеличивала возможности его тембра.

Как правило, для игры на сямисэне плектр бати размещается в правой руке, а звук струн, когда это требуется, тормозят тремя пальцами левой на грифе без ладов. Остальные два пальца, то есть мизинец и большой, при игре обычно не задействуют. Один из самых распространённых приёмов игры на этом японском музыкальном инструменте считается удар плектра бати по мембране и струне, который происходит одновременно.

Однако на тембр игры оказывает влияние не только плектр. Специфику его звучания определяет и то, насколько толстыми являются струны, гриф, мембрана или же другие его части. На это оказывает влияние и то, какой рукой играющий перебирает струны. Так, например, если перебирать струны с помощью левой руки, то звучание будет наиболее изящным.

Изменить тембр данного музыкального инструмента возможно и другими способами, например, меняя длину струн, шейки или того же плектра. Кроме того, можно прибегнуть и к изменению и других их параметров, таких как, например, размер, вес, толщина или же материал. Возможность изменения специфики тембра музыкального инструмента является одной из главных отличительных характеристик сямисэна.

Об этом музыкальном инструменте вы можете посмотреть в следующем видео.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.