В этой статье написано все о музыкальном инструменте флюгельгорн, о том, что это за духовой компонент оркестра. Охарактеризованы понятия сурдины и мундштука для флюгельгорна. Четко указано, где он применяется и как конкретно звучит.
Что это такое?
В существующей сегодня классификации флюгельгорн относится к числу духовых музыкальных инструментов. Изготавливают его из меди. Характерная особенность — оснащение так называемыми вентилями. Само название инструмента образовано немецкими словами «крыло» и «рог». Принято относить его в разряд саксгорнов.
Внешне флюгельгорн более похож на корнет или на трубу. От корнета-а-пистон его отличает расширенная мензура. Канал ствола имеет конусовидную форму. Что примечательно, ствол отходит непосредственно от мундштучного сегмента трубки. Используется 3 либо 4 корпусных вентиля; флюгельгорн в основном берут трубачи для воспроизведения конкретных участков композиций.
Существенной, принципиальной разницы между трубой и флюгельгорном нет. Но все же специфика присутствует, и касается она мундштука. Он имеет несколько иной, чем обычно, размер. Важно: те мундштуки, которые хороши на простых трубах, на флюгельгорне не подойдут — и наоборот.
Универсальных рекомендаций по размеру нет, но немного увеличенный габарит позволяет управлять инструментом точнее — правда, все равно придется пробовать.
Часть мундштуков имеет особо глубокую чашку. Внешне она близка к букве U. Подобное приспособление поможет раскрыть все преимущества инструмента. Однако трудоемкость издания высоких нот слишком велика. Если это пугает, используют инструмент с более мелкой чашкой — правда, и тогда она будет больше, чем у трубы; знатоки обязательно проверяют звукоряд инструмента по тюнеру.
Сурдиной принято называть болванку. Для ее изготовления применяют и металл, и картон, и дерево. При вставлении этой детали в раструб он перекрывается. Остается лишь небольшой участок для прохода воздуха. Разумеется, это прямо влияет на громкость и тембр звучания.
История появления
Принято считать, что такой инструмент был разработан для военных нужд. А точнее — для звуковой передачи команд на фланги действующих армий. Есть упоминания более конкретные, что флюгельгорн создали в середине 1820-х годов в Австрии. Его сделали, улучшив простой почтовый рожок, возможности которого оказались совершенно недостаточны для войск.
В середине XIX столетия флюгельгорн в очередной раз модернизировали.
В то время особую роль в новом этапе развития инструмента сыграл В. Ф Червеный — чешский мастер (тогда, конечно, живший в Австрийской империи). В результате его усилий появились сравнительно небольшие конструкционные изменения. Однако в плане использования флюгельгорна они были куда выразительнее. Его стало возможно применять уже не для военных нужд, а в составе оркестра. Стоит отметить, что примерно тогда же появилась итальянская ветвь — фликорно; она изначально проектируется под использование в симфоническом оркестре.
Как звучит?
Хороший флюгельгорновый звук:
- предельно свободен;
- красив;
- кажется собранным и при этом широким;
- отличается безупречно подобранной интонацией;
- создает теплый и матовый эффект;
- близок валторну (это отмечают и любители, и профессионалы).
Где применяется?
Флюгельгорны стали обычной частью джазового ансамбля. Иногда их применяют и в составе симфонического оркестра. Этот инструмент более естественно и органично воспроизводит «Неаполитанскую песенку» Чайковского по сравнению с корнетом. Но все же основная часть флюгельгорнов стала атрибутом духовых оркестров.
Их главная функция — исполнение двух партий верхнего голоса; побочная — игра в высшем регистре в третьей октаве.
Упомянутое выше использование флюгельгорна в симфоническом исполнении — скорее исключение, чем правило. Причиной тому являются сравнительно малые звуковые возможности. А вот джазмены ценят импровизационные способности этого инструмента. В европейских странах он распространен существенно больше, чем в Новом Свете. А в Италии, кроме фликорно, есть еще 3 редких подвида флюгельгорна.
С его помощью исполняют не только «Неаполитанскую песенку», но и:
- «Кольцо нибелунга»;
- «Музыку фейерверка»;
- увертюру к «Роб Рою»;
- «Сороку-воровку» за авторством Россини.
Трубачи джазовых оркестров отзываются о флюгельгорне не менее положительно. Они считают, что его звучание близко к тембру вальторна. Исключительное владение этим инструментом характерно для известного трубача и одновременно композитора Тома Харрелла. Огромных успехов в этом деле добивался и Дональд Берд.
Флюгельгорны выпускают серийно многие компании. Больше всего их продается под брендом Yamaha. Этот род инструмента использует петербургский роговой оркестр. Из 20 музыкантов оркестра двое особо отличаются в соответствующих музыкальных партиях. Несомненно, впереди у флюгельгорна новые успехи и новые благодарные аудитории.