Top.Mail.Ru
Музыкальные инструменты

Все, что нужно знать о маримбе

Все, что нужно знать о маримбе

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. История возникновения
  2. Техника игры
  3. Применение в современном мире

Маримба — это музыкальный инструмент из семейства ударных, его отличают приятный глубокий тембр и выразительное звучание. Ближайшими родственниками маримбы считаются ксилофон и вибрафон, на них также играют палочками. В народе она больше известна как африканский орган.

Что это такое?

Маримба представляет собой ударный инструмент, по параметрам звучания она близка с ксилофоном. После появления быстро получила распространение в Малайзии, Северной и Центральной частях Америки, а также в Мексике и Южной Африке. Инструмент состоит из закрепленных на каркасе клавиш, их изготавливают из натурального дерева.

Основная разница между ксилофоном и маримбой сводится к качеству звучания. У последнего клавиши размещаются над мощным резонатором, в прошлом его роль играла тыква. Благодаря этому звучание каждой пластины тембрально повышается, становится мягким и объемным.

Это делает мелодию особенно выразительной.

В современной практике игра на маримбе предусматривает работу сразу 2–6 палочками и даже несколькими исполнителями сразу. Правильно подбирая палочки, исполнитель может добиться большого спектра: от щелкающего до глубокого и нежного.

История возникновения

По сей день нет единой теории о происхождении этого ударного инструмента, по этому вопросу имеется три основных версии. В соответствии с первой маримба появилась в Африке, на территории Анголы, согласно второй — её родиной стала Индонезия. Еще одна версия гласит, что маримба появилась еще в эпоху древнейшей цивилизации майя. В пользу последней теории говорит археологическая находка — известно, что на вазе, полученной при раскопках в Ратинлиншуле, выбито изображение музыкального инструмента, по своему виду он очень напоминает маримбу. Сегодня этот экспонат находится в Пенсильванском университете, США.

Какая из трех версий верна — можно только гадать, тем более что появление маримбы окружено множеством легенд и преданий. Согласно южноафриканскому эпосу когда-то давно жила прекрасная богиня по имени Маримба. Как-то раз она развешивала тыквы чуть ниже деревянных дощечек и заметила, что при ударе они издают удивительной красоты мелодию. Считается, что именно в ее честь экзотический инструмент получил свое необычное название.

Согласно другой легенде в далеком прошлом жила прекрасная девушка Марьям. Пока её близкий друг находился в отлучке, она превратилась в дерево. Чтобы сохранить память о ней и всегда чувствовать любимую рядом, молодой человек сделал из коры музыкальный инструмент и отправился с ним путешествовать по деревням и селам, принося людям радость.

Он верил, что через голос инструмента с ним разговаривала его возлюбленная Марьям.

Есть и третья легенда. Она гласит, что инструмент был создан двумя мальчишками, которых родители отправили в лес за хворостом. Все эти красивые сказания были сложены в колониальный период. На этом основании искусствоведы относят происхождение этого музыкального инструмента примерно к этому отрезку времени.

Довольно быстро маримба стала знакомым и близким инструментом не только для музыкантов жаркого континента, но также для людей, проживающих в Мексике, Гватемале и многих других государствах Латинской Америки. Позже тыквенные резонаторы были заменены на деревянные, а на смену диатоническому строю пришёл хроматический.

Латиноамериканская маримба стала образцом для модернизации, именно ее взял знаменитый акустик и создатель ударных инструментов К. Диган для усовершенствования. Он существенно изменил старинный музыкальный инструмент: поменял древесные резонаторы на стальные, обозначил эталон настройки и доказал, что самым удачным звуковым проводником для тоновых пластинок будет розовое дерево. Диган старался не ограничиваться теоретическими исследованиями, он во многом поспособствовал активной популяризации маримбы. Неслучайно именно его фирма J. C. Deagan, Inc. 2 впервые наладила серийное производство этого инструмента.

На сегодняшний день маримба Дигана признана музыкальной ценностью и настоящим образцом качества. Впоследствии инструмент претерпел ещё некоторые изменения, до настоящего момента он не прекращает совершенствоваться. В последние годы существенно улучшились как его внутренние, так и внешние характеристики, расширился потенциал звучания и выразительности. Из области массовой этнической музыкальной культуры маримба поднялась в сферу академического искусства и быстро покорила весь мир.

В середине прошлого столетия инструмент впервые попал в Японию и моментально завоевал жителей Страны восходящего Солнца. Известные японские композиторы начали создавать музыкальные произведения для него, и была основана даже собственная японская школа маримбы. Одна из исполнительниц — японка Кейко Абэ – прославилась на весь мир благодаря своему музыкальному мастерству и технике игры на маримбе.

В наши дни инструмент обычно используют в качестве сольного, реже – для игры в ансамбле. Маримба может встречаться в американской поп-музыке. А вот в оркестровом исполнении она не востребована по причине специфического тембра и тихого звучания.

Техника игры

Техника игры на маримбе предполагает единовременное использование сразу нескольких палочек. Традиционно используется от 2 до 4 палочек, чуть реже — 5–6. На инструменте могут играть одновременно сразу несколько музыкантов. Акустические возможности ударного инструмента позволяют исполнять на нём композиции разных типов: гармонии, мелодии, а также лирические пассажи.

Современная промышленность выпускает несколько видов палочек разной длины. Они могут иметь пластиковые, деревянные или прорезиненные наконечники, по традиции их обматывают хлопковыми либо шерстяными нитками.

Используя разные палочки, исполнитель может добиться большого спектра вариативных звучаний.

Диапазон маримбы — 4 либо 4,3 октавы. В последние десятилетия появились усовершенствованные инструменты, количество октав в которых больше — до 6. Однако маримбы этой категории встречаются редко, они предназначаются исключительно для игры соло. Как правило, производят индивидуально под заказ.

Применение в современном мире

В последние десятилетия академические музыканты активно задействуют маримбу. При исполнении своих композиций они основные акценты делают на сочетании звучания маримбы и вибрафона. Именно этот тандем хорошо различим в мелодиях знаменитого композитора из Франции Дариюса Мийо. Большую роль в распространении маримбы сыграли такие знаменитые музыканты, как Ней Розауро, Тору Такэмицу, Оливье Мессиан, а также Кейко Абэ, Карен Танака и Стив Райх.

Создатели модной рок-музыки также нередко используют нетипичное звучание этнического инструмента. Так, мотивы маримбы можно встретить в хитах известных групп — «Under My Thumb» Роллинг Стоунз, «Mamma Mia» АББА и в песнях Фредди Меркури.

В 2011 г. поэт и ученый Хорхе Маседо получил награду от правительства Анголы за его бесценный вклад в возрождение этого старинного ударного инструмента. Мало кто знает, но звуки маримбы очень часто звучат в мелодиях вызовов на смартфонах, при этом большая часть их владельцев даже не подозревают об этом.

Российский композитор и исполнитель Петр Главатских не так давно записал необычный альбом «Ненайденный звук». В нём он мастерски играет на этом самом самобытном инструменте. На одном из своих концертов музыкант даже исполнил музыку знаменитых отечественных композиторов на маримбе.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.