Интересуясь музыкой, стоит узнать все о гармони, о том, что это такое и чем отличается от других инструментов. Русские ручные гармоники тальянка и другие виды заслуживают внимания не меньше, чем рояли, скрипки или гитары. Звук этого музыкального инструмента весьма хорош, но надо учитывать различия двухрядной и однорядной гармони, особенности их настройки.
Что это такое?
Термин «гармонь» — обиходный; официально этот ручной музыкальный инструмент называется гармоникой. Его относят к язычковой группе. Такая классификация связана с использованием для получения звука специальных проскакивающих «язычков» из металла. Их колебание производится воздушным потоком, создаваемым при помощи мехов. Существует довольно много разновидностей гармоник — но об этом нужно говорить отдельно.
Характерной особенностью любого такого инструмента является диатонический звукоряд. Выглядит гармонь просто: на ней установлена клавиатура, а сам инструмент хорошо растягивается. Технически подобные изделия состоят из двух полукорпусов (на которые и выносят клавиши). Между ними располагается тот самый мех.
В зависимости от массы конструкции может быть предусмотрено как удержание в руках, так и навешивание при помощи ремня.
История
Версии создания гармони довольно разнообразны. Часто можно встретить упоминание, что она появилась благодаря Ивану Сизову. В 1830 году он начал впервые делать такие инструменты в нашей стране. Однако только после перехода на обратный строй удалось получить специфическое звучание, которое характерно для русской гармони. Уже к середине XIX века в Туле было 6 крупных фабрик и много мелких мастерских, где работали артели.
Постепенно появился целый ряд локальных традиций и нюансов. И везде делали свои инструменты, не такие, как в других местах. Несмотря на некоторую старомодность, играют на гармонике и в наши дни, в XXI веке. Однако мнение о том, что ее изобрели в России, неверно. Точное имя изобретателя установить уже вряд ли удастся.
При этом не вызывает сомнения, что ранние прообразы гармони — органы-портативы — были известны уже в XVIII столетии. Известно также, что первый, близкий к современному образцу, инструмент был представлен в 1812 году Фридрихом Бушманом. Именно он приспособил на практике мех для подачи воздуха к язычку. Но исполнительские возможности такой конструкции были ограничены.
Решающий шаг, по всей видимости, был сделан Кириллом Демианом в Вене в 1829 году. Как раз Демиан придумал разделить корпус и соединить его части мехом. Именно такое решение и позволило добиться недостижимого прежде уровня звука. Вскоре гармони (тогда называвшиеся аккордеонами) оказались популярны уже во многих странах, и наметилась явная разница между австрийской и немецкой разновидностями (по расположению клапанов).
В России в 1830-е годы поначалу копировали импортные образцы, но затем их начали дорабатывать — и так началась описанная ранее страница истории гармоники.
Виды
Все первые гармони относились к однорядной разновидности, и они имели от 5 до 10 клавиш справа и 2 кнопки слева. В основном использовали семиклавишный инструмент. Когда разжимали и сжимали мех, даже одной и той же клавишей, получали разные звуки. Исходный немецкий прообраз в нашей стране изменили таким образом, чтобы улучшить получение тонической гармонии. Однако однорядные конструкции имели другую серьезную проблему — аккомпанемент был ограничен и несвободен, что также не позволяло нормально играть русские песни.
Несмотря на отдельные частные улучшения, дававшие сравнительно неплохой результат, кардинально улучшить его стало возможно только после появления двухрядной гармони. Второй ряд клавиш выдавал звуки на кварту выше. Постепенно разработчики начали вводить минорные аккорды и хроматическое звучание. Внимание уделялось и механике левой клавиатуры. Вершиной развития классического двухрядного инструмента стали «венки» тульского образца.
Новый шаг вперед был связан с появлением хроматической двухрядной конструкции. Именно ее создание в 1870-е годы позволило затем сформироваться ответвлению, что привело в итоге к баянам. Модель Белобородова также подверглась улучшениям. Стремились максимально расширять ее тембр.
На рубеже XIX–XX столетий появились уже трехрядная и четырехрядная гармоники, которые эксперты считают первыми русскими баянами.
Системы Хегстрема, Мирвальда и Стерлигова, созданные в этот период, активно использовались вплоть до 1930 года. Но сегодня это уже пройденный этап. Сейчас тип духовой концертной гармони вполне сложился и упорядочился. Приспособления для игры на концертах выпускает ряд крупных фабрик.
Русские региональные
Под названием тальянка фигурирует однорядная ручная гармонь. В позапрошлом столетии она активно использовалась на Волге и в северных регионах России. Справа у такого инструмента есть 12—15 удлиненных клавиш. Слева присутствуют 3–6 клавиш, имитирующих перезвон колокольчиков. Под аккомпанемент тальянки в разных местах могли как петь частушки, так и танцевать.
За яркость звучания и глубину тембра высоко ценится нижегородская разновидность инструмента. Такую конструкцию создали известные мастера братья Потехины. Корпус делают из ольхи. Но, помимо него, высокие динамические способности гармоники связаны также с заемной механикой правой клавиатуры, вводимой при неизменном числе языковых планок.
Нижегородский подход состоит также в горизонтальном размещении голосовых планок справа. Это решение позволяет прямо воздействовать воздушному потоку на язычки и гарантировать быстрое образование звука. Клапаны и отверстия оказываются относительно невелики, что приводит к минимуму потерь воздуха в ходе игры. Нижегородский инструмент тяжелее обычного и отличается также уменьшенной мензурой на обеих клавиатурах. Попытки добавить пятый и последующие голоса так и не дали хорошего результата, поэтому существуют только модели с 4 голосами.
Из Вологодской области происходят кирилловские гармони. Они известны уже примерно 150 лет. Делали их в селе Волокославинское, но инструмент получил широкую популярность в самых разных регионах. Наигрывать на кирилловской гармони можно совершенно неповторимым образом, добиваясь оригинального колорита. Кирилловская концепция подразумевает полное изготовление из ольхи — не исключая и деки, которая на фабриках обычно делается из фанеры либо дюраля; такой подход позволяет облегчить устройство.
Ливенская система была создана путем переработки тульского прототипа. Изначально она предусматривала одноголосое звучание. Но постепенно в Ливнах освоили выпуск двухголосых и даже трехголосых конструкций. Стоили подобные инструменты очень дорого; по высоте корпус втрое больше, чем по ширине. Сейчас их активно используют продвинутые гармонисты.
Так как воздушная полость невелика, мех отличается значительным числом складок. Ремни для фиксации на плече не предусматриваются. Гармонь будет звучать одинаково вне зависимости от направления перемещения меха. Ряды правых клавиш составляют 12–18 штук. Отдельно стоит рассказать про кировскую либо вятскую вариацию гармони.
Масса таких изделий составляет 4,2 кг. Они удобны для игры в любой позе. Вятский механизм прост и надежен, отличается полной отдачей звука. Корпуса и деки обычно делают из березы, что позволяет добиться отличного тембра. Руки при игре на вятских гармониках не устают.
Отсутствует еще и прочий дискомфорт. Отмечают повышенную насыщенность звучания. Голосовые части подвергают специальной термической обработке. Это позволяет гарантировать высокую громкость при активной игре, помешать окислению и многократно увеличить время службы. Наращивание отдачи звука обеспечено благодаря плотному прижатию резонатора к деке по всей длине.
Хромка
Это вологодская конструкция, созданная около 100 лет назад Николаем Смысловым и первоначально называвшаяся «Северянкой». Особенность инструмента — его звучание не зависит от того, в каком направлении движется мех. Востребованность такого решения характерна была, впрочем, не ранее, чем для середины 1910-х годов. К концу первой трети века хромка полностью заменила венскую и другие ранние типы диатонических гармоник. Ее лидерство сохраняется и в XXI веке.
Самые первые хромки имели правые клавиатуры с 21 клавишей и левые — с 12 клавишами. Басы и аккорды шли отдельно. Но современные производители предпочитают выпускать модели с 25 клавишами на каждой стороне. Условно это обозначается как схема 25х25.
Для хромок типичны тональность мажорной гаммы и диатонический звукоряд.
Баян
Под таким названием продают хроматические ручные гармони с 3—6 рядами круглых клавиш на мелодической клавиатуре и 5–6 рядами клавиш на клавиатуре для аккомпанемента. Баяны начали производить с 1890-х годов, когда в Москве позаимствовали конструкцию гармоники Мирвальда, слегка улучшив ее. Валиковый механизм лучше, чем исходная версия на базе гнутых рычагов. Усовершенствование баяна производилось во многом благодаря усилиям Петра Стерлигова. Вертикальные уровни кнопок на баянных клавиатурах принято именовать, начиная от меха.
Важную роль играют повторы кнопок баса и аккорда. Весьма значимы также вспомогательные ряды на правой клавиатуре. Оба подобных решения связаны с единством аппликатуры во всех тональностях. На правой клавиатуре баяна могут быть 3 или 5 рядов. Изредка встречаются четырехрядные и шестирядные модели.
Гармоники народов России и республик СССР
В марийской музыкальной традиции известна марла-кармонь. Этот инструмент имеет однорядное строение. У нее есть 7 клавиш; считается, что марла-кармонь создана на базе вятской гармони. Звукоряд адаптирован к специфике национальной музыки. Даже в рамках ее все более вытесняется, однако, двухрядными гармониками и баянами.
Татарская гармоника также отталкивалась от вятского образца. Она строится по системе 12х3. Тембр ее спутать с чем-то другим весьма сложно. Уже много лет такой инструмент выпускают в Казани. Есть модели такого же типа с формулой 16х12, а еще двухрядная кога-кармонь.
В Казани также делают и восточные баяны. Они отличаются нетипичным для восточных инструментов хроматическим звукорядом. Аккомпанемент идет так же, как на стандартных аккордеонах и баянах. Самые ранние версии выпускались недолго из-за неудачной конструкции. Восточная выборная гармоника возникла в начале 1960-х годов, и ее актуальность с тех пор резко выросла; обычные формулы — 27х24 либо 30х30.
Существуют также:
-
традиционная грузинская гармоника (появилась в XIX столетии, делится на 3 типа);
-
однорядная гармонь комуз;
-
адыгейская пшинэ;
-
осетинская ирон-кандзал-фандыр.
Зарубежные
Бандонеон — инструмент, названный в честь его создателя Г. Банда. Прежде всего такую модель гармони использовали в немецких церквях для исполнения специфической музыки. К концу XIX столетия она получила распространение в Аргентине и внесла в танго то самое оригинальное звучание. Освоение бандонеона весьма трудно, куда тяжелее, чем любой обычной гармоники.
У этого инструмента может быть 106–148 тонов, но чаще всего бандеонисты используют модели со 144 тонами, а новички выбирают 110-тоновую версию.
Аккордеон — это тоже разновидность гармони. Для него типичен хроматический звукоряд. У аккордеона есть регистры, изменяющие тембр. Это позволяет воспроизводить звучание разнородных инструментов. Динамическая гибкость аккордеона необычно высока; он крайне востребован в:
-
США;
-
Японии;
-
Канаде;
-
ФРГ;
-
Швеции;
-
Великобритании;
-
Бразилии.
Концертные аккордеоны могут весить 15 кг. Клавиатура бывает как клавишного, так и кнопочного типа. В первом случае используется фортепианная структура ее; размеры аккордеона могут существенно отличаться. Аккордеонисты играют джаз и танцевальную музыку. Они могут исполнить фортепианные, клавесинные и даже органные произведения.
Внимания заслуживает и концертина, то есть гармоника, в которой нет готовых аккордов. Это легкий инструмент, весящий примерно 1 кг и простой в освоении. Создали концертину в Великобритании, примерно тогда же, когда придумали классическую гармонь. Стоит отметить, что это целое семейство, разные представители которого производятся в различных странах как фабриками, так и частнопрактикующими мастерами. С середины XIX столетия конструктивная схема изменилась мало.
Настройка и техника игры
Часто на гармониках играют по цифрам. Они обозначают аккорды, двоезвучия и триоли. Табы применяют в основном для губной, а не для ручной гармони. Чтобы определить тональность инструмента, нужно применять тюнер. Лучше ориентироваться на тона, близкие своему голосу.
Особенно это важно для непрофессиональных певцов, которые с трудом могут варьировать тембр пения.
В интернете можно найти готовые подборки звуков с заданной тональностью. Чтобы настроить гармонику, потребуется строгое неизменное давление воздуха. Оно должно быть таким, чтобы звук шел на средней громкости. Если воздух давит на язычок избыточно сильно, колебания могут срываться. При начальной настройке инструмента точность должна быть 1/2 полутона, а перед ответственным выступлением — уже 1/32 полутона (лучше завершать такой точной подстройкой всегда, чтобы это проходило «на автомате»).