Top.Mail.Ru
Музыкальные инструменты

Как играть на домбре?

Как играть на домбре?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что необходимо для игры?
  2. Как держать домбру?
  3. Как настроить?
  4. Учим ноты

Калмыцкая домбра чичирдык – это народный инструмент с ярким, необычным звучанием, имеющий богатую историю. Схожие инструменты распространены на территории Казахстана, Узбекистана и других стран Азии. Домбра, конечно, не столь популярна, как гитара, но человек, освоивший искусство игры на ней, не останется без внимания. Поэтому важно понять, как научиться играть на калмыцкой домбре, какие знания для этого потребуются.

Что необходимо для игры?

Начальное освоение инструмента предполагает 4 шага.

  1. Необходимо научиться правильно сидеть с инструментом. Спина должна быть прямая, плечи – расслабленные. Правая нога кладётся на левую, а инструмент удобно располагают сверху. Ошибки в посадке могут отразиться не только на качестве звука, но и на здоровье ученика.
  2. Навыки настройки. Наиболее часто используется квартовая настройка струн, когда между звуками верхней и нижней струны образуется интервал из четырех ступеней (2,5 тона).
  3. Отработка техники боя. Звукоизвлечение производится ногтем указательного пальца, сопровождаемым движением предплечья вниз. Пальцы на руке остаются слегка сжатыми, но только не в кулак.
  4. Освоение нотной грамоты. Знание нот, длительностей, аппликатуры и других тонкостей записи музыки поможет разучивать новые произведения самостоятельно.

Изучение техники игры на калмыцкой домбре проходит проще под руководством учителя, который вовремя обнаружит и исправит ошибки. Однако при достаточном терпении и упорстве можно освоить инструмент по самоучителю или видео урокам.

Как держать домбру?

Игра на этом инструменте производится сидя. Положение спины – строго 90 градусов. Корпус домбры помещается на ногу. Инструмент ставится под углом 45 градусов. При этом головка грифа должна находиться на уровне плеча или чуть выше. Если поднять домбру слишком высоко, это создаст сложности в игре. А более низкое положение шейки инструмента вызовет сутулость спины.

При игре на домбре функции рук четко распределены. Задача левой заключается в зажатии струн на определенных ладах грифа. Она ставится так, чтобы локоть находился на уровне шеи инструмента. Большой палец ставится на верхнюю часть шеи в районе более толстой струны (верхней). Он будет отвечать за зажим этой струны. Причем палец не должен выпирать.

Остальные пальцы ставятся в ряд снизу. Они используются для зажатия тонкой струны. В результате шея домбры оказывается в промежутке между большим и указательным пальцем.

Чтобы зажать струну без фальши, нужно визуально разделить лад на две части. Фиксировать палец со струной следует в той части лада, которая ближе к корпусу домбры. Если зажимать струну строго на металлической перекладине или в части лада, находящейся ближе к голове, звук будет дребезжащим и невнятным, что отразится на общем впечатлении от игры.

Правой рукой осуществляется бой по струнам. Для этого кисть поворачивается к струнам на 20-30 градусов, а пальцы сгибаются в кольца. При этом мизинец, безымянный и средний находятся в одном ряду. Указательный отодвигается чуть ближе, а в получившийся промежуток вкладывается большой палец, образуя подобие сердечка.

Удар по струнам приходится на ноготь. Движение вниз осуществляется указательным пальцем, а возврат наверх приходится на большой. Защип подушечкой пальца приведет к тому, что звук потеряет яркость. Кроме того, ногтями нельзя задевать деку. Иначе музыка дополнится неприятными призвуками. В движениях задействуется только кисть руки. Плечевая и локтевая зона в игре участия не принимает.

Имеет значение, в какой части домбры играть. Рабочая зона для правой руки расположена строго в закрашенной части деки. Игра левее или правее считается ошибкой.

Как настроить?

На домбре всего две струны, которые регулируются ушками, расположенными на голове. Их высота совпадает с нотой «ре» первой октавы (тонкая струна) и «ля» малой октавы (более толстая струна).

Приведем несколько способов настройки для начинающих.

По тюнеру

Приспособление прикрепляется к головке домбры. Дисплей поворачивается под углом, удобным для обзора. Для нижней струны выставляется звук «ре» (латинская буква D). Если при звучании струны индикатор загорелся зелёным цветом, это значит, что настройка верна. Если звучание струны не соответствует ноте, дисплей загорится оранжевым или красным. Верхняя струна настраивается на «ля» (буква А).

По компьютерной программе

Имеется несколько программ для настройки струнных инструментов, в том числе и домбры. Можно взять одну из них, например, Aptuner.

Работа производится по схожей с тюнером схеме, но через микрофон ПК, сидя с инструментом как можно ближе к компьютеру.

По камертону

Его звук должен образовать октаву с верхней струной. Тогда сначала нужно настроить струну «ля», а затем с её помощью подстроить «ре». Инструмент настроен правильно, если верхняя струна, зажатая на пятом ладу, и нижняя открытая образуют унисон.

Нередко для настройки домбры используется другой инструмент, включая пианино или гитару. Такое практикуется при игре в ансамбле.

Более опытные музыканты могут настроить инструмент по слуху, если под рукой нет приборов или других музыкальных инструментов. Но для этого необходима точная память на высоту звуков.

Учим ноты

Изучение нотной грамоты – очень важная ступень в развитии музыканта. Подобно умению читать, знание нот позволяет не ограничиваться определенным набором мелодий, выученных с рук. В зависимости от возраста учащихся применяются разные технологии.

Ребёнку дошкольного возраста, не умеющему читать и писать, объяснять ноты можно, используя цветовые комбинации и геометрические фигуры. Цвета позволяют различать различные по высоте ноты. Под кругом, звездой, полукругом, треугольником и квадратом подразумеваются пальцы. Своя система имеется и для исполнительских техник. Например, спокойное состояние струн обозначают крестиком. А галочка предполагает удар вверх.

Подобную методику с успехом используют и в обучении детей с ограниченными возможностями.

Начиная со школьного возраста, стоит задуматься об освоении нотной грамоты в традиционном варианте, который включает целый ряд знаний. Перечислим основные из них.

  • Нотный стан. Учитывая строй калмыцкой домбры, достаточно освоить ноты скрипичного ключа.
  • Длительности нот и ритмические рисунки. Без этого невозможно грамотное освоение музыки.
  • Метры и размеры. Ощущение чередования сильных и слабых долей важно для восприятия и воспроизведения различных музыкальных жанров.
  • Аппликатура. Исполнение виртуозных композиций напрямую зависит от умения правильно располагать пальцы на инструменте, а также синхронизировать движение рук.
  • Динамические оттенки. У человека, не ощущающего разницу между тихим и громким звуком, исполнение будет отличаться монотонностью и невыразительностью. Это похоже на чтение стихотворения «без выражения».
  • Исполнительские приёмы. Игра на калмыцкой домбре предполагает использование серии техник, свойственных для этого инструмента. Их можно освоить самостоятельно или под руководством опытного педагога.

Подведем итоги: домбра чичирдык считается народным калмыцким инструментом, имеющих «родственников» во многих странах и народностях. Искусство игры на ней в последние годы активно возрождается. Поэтому желающих освоить её самостоятельно возросло.

Обучение игры на инструменте немыслимо без правильной посадки, а также понимания основ звукоизвлечения. Важным считается знание строя инструмента, умение самостоятельно произвести настройку на слух, с камертоном или с помощью электронного приспособления. Некоторые музыканты могут сыграть несколько композиций на домбре, освоив их с рук. Но овладеть более обширным репертуаром невозможно без музыкальной грамоты. Способы её изучения зависят от возраста и навыков учащихся. Поэтому следует найти оптимальную методику по своим возможностям и предпочтениям.

О том, как играть на калмыцкой домбре, смотрите в следующем видео.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.