Несмотря на то что символом России обычно называют балалайку, гусли обладают гораздо более древней историей: первые воспоминания об этом музыкальном инструменте датируются еще VI столетием. Популярность неотъемлемой части народной культуры сохраняется и по сей день.
Что это такое?
Гусли являются струнным музыкальным инструментом, широко распространенным в России. Выглядят они как небольшой плоский ящик с резонаторной полостью внутри, над которым зафиксированы струны в количестве в среднем от 5 до 20 штук. Корпус инструмента и по сей день делают из разнообразных пород древесины. Звучат гусли весьма самобытно – их нежный, насыщенный и мелодичный «голос» способен изобразить все: от звона колоколов до журчания ручья.
Источником звука народного инструмента являются гибкие струны, каждая из которых настроена на свою высоту. Кстати, чем сильнее натягивается нить, тем выше она звучит. Касаться их разрешается как просто пальцами, так и медиатором. Данное устройство может отличаться по форме, количеству струн, габаритам и настройке. Стоит упомянуть и о том, что к гусле-струнным смычковым родственникам гуслей можно отнести арфу, кифару, лиру и псалтерий.
История появления
Принято считать, что появились гусли благодаря необычным свойствам тетивы охотничьего лука – та, будучи сильно натянутой, издавала приятный звук. Имеется даже теория, что изначально она именовалась «гуслой». Сложно сказать, кто первый придумал крепить ее на деревянный полый ящик со способностью резонировать. Тем не менее это положило начало привычному нам музыкальному инструменту. Одно из первых упоминаний о гуслях датируются концом VI века: византийцы в своих письмах восхищались игрой русичей на устройствах, напоминающих кифары.
На Руси гусли использовались очень активно. Славянские музыканты выступали на праздниках, под их аккомпанемент рассказывались сказки, устраивались пляски, даже проводились кулачные бои. Слушать музыку гусляров предпочитали все: от крестьян до царей. Старинные гусли обычно изготавливались из ели или клена, а струны всегда делались из металла для получения особо яркого звука.
Они также считались инструментом воинов и богатырей: согласно легендам «богатырскую» музыку исполняли Добрыня Никитич, Садко и Соловей Будимирович.
С XV по XVIII столетия на русских землях особую любовь обрели скоморохи, которые также играли на этом народном музыкальном инструменте. Однако с середины XVII века на артистов, периодически потешавшихся над церковью и власть имущими, начались гонения. Их ссылали и даже казнили, а музыкальные инструменты, в том числе и гусли, не просто запрещали, а уничтожали. Карательные меры были отменены лишь с воцарением на троне Петра I. Тем не менее когда Россия прорубила окно в Европу, салоны дворянства заполонили модные инструменты европейских государств, например: арфа и клавесин. Крестьяне же и низшие сословия сохраняли верность любимым гуслям.
При Екатерине II были созданы столовидные гусли, звучание которых считалось даже лучше, чем у клавесина. Народное устройство все чаще стало использоваться для исполнения итальянских арий и партитов. Развитие инструмента активно продолжалось до середины XIX века, после чего довольно быстро сменилось недолгим затишьем и последующим возрождением. К примеру, в 1914 году П. Фомин изобрел новую его разновидность – клавишные гусли.
Из чего делают?
Современные гусли могут быть сделаны из хвойных или твердых пород дерева. Ель, сосна и пихта серая подходят для извлечения звонких звуков, а ель, так вообще, обладает самой высокой резонансной способностью. К сожалению, они не отличаются длительностью эксплуатации, так как под воздействием нагрузки струн со временем теряют форму. Дорогостоящий бук хорошо держит колки, но дает довольно глухую акустику. Оптимальными вариантами считаются клен или явор, он же белый клен, а также ольха. Глубокий и мощный звук иногда в состоянии сгенерировать и дуб, а в Сибири довольно часто применяется кедр.
Устройство принято конструировать либо из обработанной доски, либо из деревянной колоды, расщепленной под нужные габариты. К наиболее важным характеристикам выбранного материала относятся скорость распространения звука и скорость затухания, а также резонансная способность. Во время конструирования корпуса учитываются твердость и упругость. При создании музыкальных инструментов особо ценится наличие старой древесины возрастом несколько десятков, а то и сотен лет. Наиболее искусные мастера даже собирают гусли из нескольких таких фрагментов разных пород. Звуки в старой древесине затухают быстрее, что дает возможность достичь выдающегося исполнения во время игры.
Также данный материал обладает очень глубоким тембром.
Устройство инструмента
Конструкция гуслей может быть дробленой или рамной. Первая является бюджетной и не требует клеевого соединения, зато вторая, дорогостоящая, отличается большей надежностью и позволяет создавать округлые формы. В основе любой разновидности инструмента лежат три ключевые детали: корпус, держатель струн и колки. Остов состоит из пары дек, одной сверху и одной снизу, скрепленных между собой рамкой. На верхней деке обязательно присутствуют резонаторное отверстие, стальная пластинка с крепежными элементами, подставка и порожек.
Полая область позволяет усилить звук и увеличить промежуток его звучания. Штифты необходимы для крепления струн. Подставка и порожек, выполненные из твердых пород дерева и содержащие посередине ладовую пластинку, определяют уровень высоты металлических прутьев. Цилиндрические колки, необходимые для придания требуемого положения струнам, также делаются из металла. Их диаметр составляет 0,7 сантиметра, а длина не выходит за границы 5–6 сантиметров.
Изнутри к обоим декам для усиления сопротивления и равномерного звучания приклеиваются бруски из дерева, называемые пружинами. Струнодержатель обычно представляет собой металлический пруток или трубочку из прочной стали. В современных устройствах струны конструируются из особых сортов стали. Они могут отличаться длиной и сечением от 0,30 миллиметра до 0,70 миллиметра. Мензура гуслей, то есть рабочая длина струны, рассчитывается индивидуально для каждой модели.
Разновидности
Современные гусли бывают крыловидными или же крылообразными, шлемовидными или шлемообразными, лировидными и стационарными. Стационарные, в свою очередь, подразделяются на клавишные и щипковые.
Крыловидные
Крыловидные гусли, известные в народе как яровчатые или звончатые, сегодня считаются наиболее популярными. Ранее чаще всего создавались девятиструнные и четырехструнные модели, но сегодня количество звучащих нитей может достигать от 5 до 18. Нынешние музыканты умеют настраивать крылообразный агрегат 12 разными способами. Игра на нем осуществляется главным образом путем бряцания правой рукой, хотя также возможны выщипывание отдельных струнок и тремоло. Особой чертой инструмента является наличие тонкого открылка, осуществляющего поддержку левой руки.
Струны на гуслях натянуты веерообразно и сужаются к «пятке».
Шлемовидные
Корпус шлемовидных гуслей внешне напоминает шлем, отсюда и название. Раньше они были известны под названием «псалтирь», так как часто звучали в храмах. Количество струн варьируется от 10 до 26, но большее распространение получили модели с 25 штуками. Играть на шлемообразном инструменте приходится двумя руками: правая выщипывает основную мелодию, а левая отвечает за аккорды. Предварительно устройство устанавливается вертикально на колени играющего. Особой популярностью данная разновидность пользуется у современных бардов.
Лировидные
Лировидные, или же лирообразные, гусли обладают 5 струнами и так называемым игровым «окном» для манипуляции струнам: заглушкой ненужных или созданием дополнительных. Во время игры устройство приходится держать вертикально, устанавливая нижним концом на колене или поясе. На тыльной его стороне имеется проем, как у скандинавских лир, в котором размещается рука играющего. Сегодня лировидная разновидность встречается только в музеях и у коллекционеров.
Стационарные
Категория стационарных гуслей объединяет клавишные и щипковые модели, обладающие хроматическим звукорядом. Их особенность заключается в фиксации на определенном месте для облегчения игры. Внешне инструмент может напоминать клавир, быть столообразным или прямоугольным. Музыкант может сидеть или стоять возле установки и использовать для игры обе руки.
Щипковые
Щипковые гусли выглядят как стальная рамка, на которой в два уровня натянуты струнки. Она, в свою очередь, закрепляется на деревянной основе с ножками. Диапазон щипковой разновидности соответствует диапазону клавишной. Играть на ней следует двумя руками.
Концертные
Клавишные гусли, так же известные, как концертные, обладают охватом звуковысот от 4 до 6 октав. Количество звучащих прутиков на устройстве с клавишами – от 49 до 66, причем наибольшее количество приходится, как правило, на оркестровые модели. Устройство оборудовано специальной системой с 12 клавишами, как у фортепиано. При нажиме на них доступными становятся только те струнки, которым и требуется зазвучать.
На концертных инструментах чаще применяют арпеджиато от нижних звуков к верхним.
Электронные
Любители современных технологий вовсю наслаждаются электронными гуслями с подзвучкой, хотя многие гусляры даже не воспринимают их всерьез. Обычно их стилизуют под этнические модели и оборудуют гитарными колками.
Другие
Под академическими, или звончатыми, обычно подразумеваются измененные крыловидные гусли: без крыла и с большим количеством струнок. Также у них смонтирована специальная подставка возле колок. Во время игры левой рукой обычно фоново происходит выщипывание, а правая ведет мелодию. Перекрестные гусли были разработаны в середине прошлого века. Они представляют собой инструмент с очень сложной акустической системой, обладающий крупными габаритами и 50 струнами.
Как правильно выбрать?
Перед покупкой гуслей есть смысл оценить звучание нескольких их разновидностей, как минимум: фольклорных, академических и многострунных. Сделать это можно не выходя из дома, поискав в интернете видеоролики с записями музыкантов. Далее стоит определиться с бюджетом, ведь если цена маленьких детских гуслей обычно ограничивается парой тысяч, то в случае с некоторыми взрослыми речь идет уже о нескольких десятках тысяч. Каждый материал, применяемый для создания данного музыкального инструмента, имеет как свои плюсы, так и минусы. Выбор также делается между дробленой и рамной конструкциями.
Размер гуслей подбирается в зависимости от цели использования приспособления. Для начинающих больше подойдет универсальный инструмент, а для профессиональных музыкантов, возможно, более удобным окажется образец на ножках. По желанию можно подобрать устройство с необычной формой звукового отверстия, интарсией или звукоснимателем. Из всех разновидностей наиболее подходящими для начинающих принято считать гусли семиструнные.
Как играть?
Современная школа игры на гуслях позволяет исполнять музыку и сидя, и стоя. В первом случае инструмент обычно подвешивается на веревочку или ремень, а во втором – ставится на слегка раздвинутые колени с легким наклоном в сторону корпуса. Верхний угол обычно принято прижимать к груди. Сидеть нужно на половине подходящего по высоте стула с прямой осанкой, опираясь ступнями об пол. Устройство можно также просто положить на колени или разместить на столе. Пальцы, поставленные возле резонаторного отверстия, слегка сгибаются.
К струнам должны прикасаться именно их подушечки. Вниз по струнам приходится бить ногтем указательного пальца, а вверх – ногтем большого.
В принципе, играть на гуслях получится и медиатором – небольшой овальной пластинкой из кости или пластика, обладающей заостренным углом. Его длина не превышает 25 миллиметров, а ширина – 20 миллиметров. Касаться струн можно обоими концами медиатора: заостренный даст резкий звук, а округлый – более мягкий. Держать вспомогательное устройство надлежит между первыми фалангами указательного и большого пальцев правой руки.
Первые уроки игры на инструменте обычно знакомят с разнообразными приемами извлечения звуков. Бряцание принято получать, поочередно ударяя медиатором по стрункам вверх и вниз, а глиссандо – скользя им же по открытым струнам. Арпеджио требует последовательно воспроизводить звуки, входящие в аккорд: от низких к высоким или наоборот. Пиццикато — это проигрывание отдельных звуков или аккордов: делать это нужно при помощи щипков правой или левой рукой. Наконец, легкие удары медиатором по струнам вверх и вниз позволяют получить тремоло.
Настройка инструмента происходит в мажорной тональности согласно его строю. Пользоваться для этой цели удобно специальной программой, воссоздающей хроматический тюнер. Настраивать гусли всегда следует от первой (самой длинной) струны, то есть ноты соль. Начинающим гуслярам рекомендуют начать с исследования, какая нота звучит на какой струне, а также запоминания ее латинского обозначения. Также на первых уроках запоминаются аккорды, возможные для воспроизведения на конкретном инструменте, и постановка пальцев для их получения.
Как ухаживать?
Чтобы гусли служили долго и бесперебойно, их надлежит содержать при температуре от 20 до 25 градусов. Если в квартире наблюдаются температурные скачки, на которые плохо реагирует дерево, инструмент лучше оставлять в чехле или кофре. Устройство не следует располагать возле батареи или же под солнцем у окна. В зимнее время, занося гусли с мороза в тепло, им необходимо дать время привыкнуть около получаса или даже часа, после чего переходить к игре. Оптимальная влажность, подходящая для гуслей, не выходит за границы 50–60%. Повышение показателя приведет к разбуханию древесины, а понижение – к возникновению трещин.
Кстати, весной и осенью, когда в помещении наблюдается повышенная влажность, стоит убирать агрегат в чехол.
Перед игрой на гуслях рекомендуется тщательно мыть и вытирать руки, а после игры – протирать струны сухой тряпочкой. По мере загрязнения металлических нитей их рекомендуется обрабатывать специальным средством. При необходимости корпус инструмента протирается сухой тряпочкой либо увлажненной с добавлением нескольких капель моющего средства. Однако если поверхность покрыта лаком, то делать это категорически не рекомендуется – лучше задействовать специальные воски и масла. Подойдет также полироль, способная даже сгладить микроскопические трещины.