Гусли – архаичный струнно-щипковый народный музыкальный инструмент, имеющий много аналогов не только в разных областях России, но и в иных государствах мира (Литва, Финляндия, Эстония и так далее). Но русские гусли имеют свою уникальность, отличаясь как по конструкции, так и по способам игры.
Как поставить струны?
Практически любой человек ещё в детстве познакомился с этим музыкальным инструментом. Например, рассматривая картинки в детских книгах с русскими народными сказками или былинами, при просмотре исторических фильмов, во время посещения краеведческого музея.
Однако подробностей о том, как играют на гуслях, держат их, а также как крепят струны и сколько их на инструменте мало кто знает.
Со струнного набора и нужно начинать обо всём перечисленном узнавать, если каким-то образом у человека оказались гусли, после чего ему очень захотелось не только привести их в порядок, но и научиться играть.
Гусли отличаются между собой струнными комплектами, а также их строем. Количество струн может варьироваться от 3 до 30 шт. и более. Однако чаще всего встречаются модели следующих типов:
- 5-струнные;
- 7-струнные;
- 9-струнные;
- 15-струнные;
- 16-струнные;
- 18-струнные.
Струны гуслей имеют разные длины и сечения, за счёт чего и происходит их неодинаковое звучание: короткие и тонкие звучат, конечно, выше длинных и толстых (частота колебаний длинных струн ниже, а толщина, в свою очередь, тоже даёт значительное понижение тона). Первой струной на 7-струнных моделях гуслей является басовая струна, называемая «бурдоном» или «нулевой». Настраивается она всегда на приму (основной тон) одного из аккордов, которые можно сыграть на гуслях. Обычно это «до».
Для примера можно рассмотреть строй семиструнных гуслей (начиная с басовой): CDEFGABb. Струны образуют 2 тональных созвучия: До мажор (струны CEG) и Ре минор (струны DFA). Оставшаяся струна с высокой нотой «си-бемоль» (Bb) может преобразовать аккорд До мажор в септаккорд C7 или же создать обращённое мажорное трезвучие Си-бемоль мажор вкупе со звуками «ре» и «фа». На изображении ниже звуки струн двух первых названых аккордов – C и Dm – обозначены разными цветами:
Гусли обычно имеют форму вытянутой трапеции. Струны натягиваются вдоль вытянутой стороны над декой и резонаторным отверстием инструмента на расстоянии от 10 до 20 мм от плоскости деки. На узкой боковине корпуса гуслей устанавливается струнодержатель, представляющий собой стержень из металла или дерева и крепящийся между двух «ушек» (отверстий, выполненных в боковине). На широкой – противоположной от струнодержателя – боковине размещаются колки, обеспечивающие настройку инструмента на нужный лад.
Проволочные источники музыкального звука конструктивно могут направляться либо параллельно между собой на расстоянии от 10 мм, либо расходиться веером от струнодержателя к колкам. У гуслей попроще на «пятке» заранее просверливают отверстия, в которые вставляется струнодержатель в виде скобы.
Каждая струна устанавливается на гусли по следующему алгоритму (на примере струнодержателя, выполненного из стержня на «ушках»).
- На одном из концов металлической струны выполняется петелька с помощью плоскогубцев и «утконосов». Итоговый результат должен выглядеть примерно так:
- Конец струны с петлёй просовывается под струнодержатель в сторону колков. Свободный конец струны вдевается в петлю так, чтобы образовать петлю вокруг стержня струнодержателя, и вытягивается полностью. Петлю вокруг стержня можно затянуть, но без усилий.
- Теперь остаётся только закрепить свободный конец струны на соответствующем колке с другой стороны резонаторного ящика гуслей. С лицевой стороны расположены только крепёжные штыри, к которым крепятся струны, а сами винты для вращения колков при настройке инструмента находятся с тыльной стороны колковой планки. Для колков в планке просверлены сквозные отверстия.
- Крепёж струн гуслей к колкам мало чем отличается от такого же процесса на других струнных щипковых инструментах (мандолине, балалайке и гитаре). Нужно в отверстие крепёжного штыря вдеть не слишком длинный конец струны, сделать 1/2 оборота этим отрезком вокруг колка, снова вдеть его в отверстие с той же стороны и винтом начать натягивать струну.
- Постараться делать аккуратные витки – один рядом с другим. Будет вполне достаточно 4-5 витка. Именно на столько и нужно рассчитывать длину струны ещё в начале её монтажа. Но опыт придёт с практикой. Сильного натяжения давать не следует: окончательная настройка инструмента производится после монтажа всего струнного комплекта.
- Обрезать кусачками тот кончик струны, что остался после второго его вдевания в отверстие крепёжного штыря.
Последнее действие сделать нужно обязательно, иначе свободно торчащий конец проволоки может негативно воздействовать на общее звучание инструмента.
Такие операции следует проделать со всем струнным набором. По окончании можно приступить к настройке гуслей по слуху либо по тюнеру. Последний виток на штыре колка перед окончанием настройки необходимо отделить от остальных, так как в противном случае звучание инструмента будет слишком глухое либо с посторонними обертонами.
Как держать инструмент?
Гусли держать следует вертикально, при этом они могут опираться нижним боком на колени сидящего музыканта. Струны гуслей должны быть направлены горизонтально, а нижней из них традиционно является басовая (самая длинная и толстая в моделях с разнокалиберным комплектом).
Руки гусляра при игре находятся на струнах или над струнами в районе резонаторного отверстия. Их пальцы в одинаковой степени могут как извлекать звуки из струн, так и глушить их при необходимости.
Техника игры
Обучением игре на гуслях можно заняться как с преподавателем, так и самостоятельно по самоучителю. Для начинающих гусляров уроки проводятся даже по интернету.
Опытные музыканты советуют сначала научиться играть на 7-струнных гуслях с их диатоническим строем. Освоив технику игры на этих моделях, можно будет переходить на 9-струнные, 15-струнные и так далее.
Ниже описывается основная техника игры на гуслях.
- Техника арпеджио (игра перебором). Используются пальцы одной или обеих рук. В основном воспроизводится аккордовая последовательность звуков в восходящем и нисходящем движении. Возможна игра и пальцами, и медиатором. Медиатором играет правая рука, а левая глушит ненужные звуки при смене аккордов.
- Бряцание. Правая рука играет медиатором переменным штрихом (поочерёдно вверх и вниз) по струнам. Пальцы левой руки в это время глушат струны, звуки которых не входят в аккорд.
- Игра медиатором тремоло – приём быстрого чередования одного и того же звука переменным штрихом (по подобию игры на мандолине или балалайки).
- Щипковая техника. Игра подушечками пальцев обеих рук по отдельным струнам или аккордами методом щипка.
- Игра аккордов медиаторной техникой посредством ударов по аккордовым струнам.
При игре аккордов медиатором правая рука ударяет по струнам, а пальцы левой располагаются на струнах, звучание которых нежелательно в данный момент. При ударах по струнам правильное направление кисти правой руки – нижний правый угол корпуса гуслей.
В самом начале обучения гусляру необходимо изучить строй инструмента, на котором он занимается. Начинать следует с извлечения основных аккордов, которые можно без труда на нём взять (например, До мажор и Ре минор в приведённой выше модели 7-струнного инструмента). Затем, используя эти аккорды, изучать все технические приёмы игры, о которых шла речь ранее: арпеджио, бряцание и так далее.