Top.Mail.Ru
Музыкальные инструменты

Что такое домра и как на ней играть?

Что такое домра и как на ней играть?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Чем отличается от других инструментов?
  3. Какие бывают?
  4. Аксессуары и комплектующие
  5. Производители
  6. Как правильно играть?

Как возник русский народный инструмент домра, доподлинно неизвестно. Как неясно до конца и то, является ли она исконно русским музыкальным изделием или ее судьба более сложна и «родственные связи» домры указывают на иное происхождение. Так или иначе, история инструмента интересна, как и его возможности.

Что это такое?

Домра является струнным щипковым инструментом, соотносящимся с подгруппой народных и присущим южным славянам. Строение домры схоже с балалайкой и хомэс, как и стиль игры роднит эти инструменты. Если используется специальный медиатор для перебора струн, это щипковый инструмент. Домра применяется для соло, реже входит в состав оркестра или ансамбля.

Откуда взялось название: скорее всего, история слова кроется в тюркских языках, к примеру, в татарском встречается слово dumbra, что переводится как «балалайка». А вот в крымско-татарском диалекте есть слово dambura, переводящееся как «гитара». На турецком гитара будет звучать как tambura, а казахи именуют балалайку dombira.

Первое официальное упоминание героини темы встречается в дворцовых записях XVI-XVII столетий, где говорится о домрачеях, то есть музыкантах, играющих на домре. Это был распространенный среди скоморохов и бродячих музыкантов инструмент, простой в использовании и обладающий хорошим звуком. Струнное изделие отличали богатые тембральные возможности, что помогало артисту подыгрывать себе же при пении или другом виде выступления.

Стоит признать, что какое-то время игра на домре считалась делом исключительно низких сословий. Это сказалось на том, что у создания инструмента не было как такового регламента. Домру всегда изготавливали кустарно, часто ее делали сами артисты из народа в силу своих умений и таланта.

В какой-то период записи об инструменте в архивах и вовсе не встречаются, и только в XIX веке она вновь упоминается в письменных источниках. Такое «забвение» связано, видимо, с запретом на скоморохов и введением цензуры, а ведь, как уже говорилось, высшее и среднее сословие инструмент фактически не признавали.

Но в начале XX столетия Василий Андреев, руководивший первым советским Оркестром народных инструментов, восстановил историческую форму домры, смог в той или иной степени реконструировать ее звучание. Это все было не совсем близко к исходнику, ведь руководствовался музыкант лишь старой домрой, найденной в Орловской области. Но первый, прорывной шаг в новом времени для домры случился.

Сегодня это национальный инструмент, активно использующийся в России, Беларуси, Украине. Его экзотическое звучание привлекает людей из других культур, Запада и Востока, поскольку аутентичность сегодня востребована как никогда.

Чем отличается от других инструментов?

Типичный случай – путаница домры и домбры. Здесь все просто: домра является русским народным инструментом, а домбра – казахским. Домра имеет 3 струны (реже – 4), а домбра – 2. Наконец, домра более круглая, а ее казахская «сестрица» имеет каплеобразную форму.

Отличия от балалайки тоже значительные. Корпус балалайки треугольный, дно ребристое и немного выпуклое, составленное из пластин-клепок. Балалайка имеет 3 струны, звук ее нередко называют «крикливым», а у домры он мягче. Эксперты говорят, что инструменты являются двумя модификациями одного и того же музыкального изделия.

Домра считается родоначальницей балалайки.

Еще один инструмент, разница между которым и домрой для неспециалиста не так очевидна, – мандолина. Ее прародителем стала лютня, очень популярная в Европе. Мандолина имеет 4 двойные струны (то есть всего 8), да и выглядит иначе, ее верхняя дека изогнута. Но похожи инструменты тем, что играют на них преимущественно медиатором. Можно назвать домру и мандолину дальними родственниками.

Какие бывают?

Прежде чем перейти к видам инструмента, стоит рассмотреть его конструкцию. Итак, домра состоит из корпуса и грифа. Корпус, в свою очередь, включает кузов и деку. Кузов делают из выгнутых клепок, которые образуют полусферу. Клепки могут быть палисандровые, березовые или кленовые. На кузов фиксируют струнодержатели, их называют кнопками. Дека является лицевой частью корпуса, собой она представляет плоский овал, который закрывает кузов. По кромке она оформлена обечайкой.

В центре деки – голосник, то есть резонатор в виде фигурной розетки. На деку накладывают панцирь, служащий ее защитой от травм. Подставка поднимает струны, она устанавливается в четко обозначенном месте. Деку традиционно делают из пихты или ели (специальных резонаторных), подставку – из клена. Панцирь будет прочнее, если он выполнен из твердых пород дерева, но иногда используют и синтетику.

К корпусу крепится гриф, его венчает головка с колковым механизмом, который нужен для струнной натяжки. К грифу фиксируют накладку с порожками, они образуют ладовую систему, располагаются хроматически. Между головкой грифа и шейкой находится порожек, влияющий на струнный уровень высоты.

Ну а звук из домры выходит под действием медиатора, то есть скромной овальной пластинки, размеры которой должны соответствовать габаритам инструмента. Лучше черепаховых медиаторов не найти (они сделаны из панциря животного). Правда, сейчас предлагается более гуманная альтернатива – из полимеров тоже выходят достойные медиаторы.

Трехструнные

Эта домра считается типом конструкции Андреева (упомянутого выше реконструктора народного инструмента). В оркестре такое изделие будет называться малой домрой, она имеет квартовую настройку. В группе трехструнных домр есть басовая, альтовая, а еще пикколо. Гораздо реже используют трехструнную контрабасовую домру, теноровую и меццо сопрано.

Четырехструнные

По конструкции Любимова этому виду инструмента присущ квинтовый строй – в этом сходство со скрипкой. В этой группе имеется бас, альт, пикколо, а контрабас и тенор также встречаются нечасто.

Немного терминов:

  • пикколо – инструмент такого устройства звучит светло, ярко, выразительно, он украсит оркестровый голос;
  • альт – применяется, как правило, чтобы точно заполнить промежуток верхнего и нижнего голосов, бывает и солистом;
  • бас – обладает насыщенным и бархатным звуком, голос тяжеловат, он густ, весок.

Существенных различий в процессе изготовления видов нет. Четырехструнный инструмент чаще предпочитают современные музыканты, так как очевидно его сходство с бас-гитарой, то есть играть на нем во время выступления максимально комфортно.

Этот принцип сходства строения инструментов действительно важен, так как приспособиться к игре на трехструнной домре будет сложнее. Дело и в размерах, и в устройстве, и в звуке.

Аксессуары и комплектующие

Обычно музыканты заказывают комплекты струн к прибору, ориентируясь на материал изготовления и производителя. У каждого исполнителя есть любимые медиаторы, может быть даже целая коллекция этих приспособлений. И, конечно, сложно обойтись без защитного чехла. Найти в продаже все эти составляющие несложно, они недорого стоят и в музыкальных магазинах имеются в немалом выборе.

Но если нужен какой-то редкий или ценный медиатор либо эксклюзивный чехол, поискать придется.

Производители

Есть несколько универсальных рекомендаций, помогающих выбрать инструмент, который будет удачным. Что советуют эксперты:

  • основной ориентир – красота звучания;
  • ровный тембр по всей протяженности грифа;
  • посторонние звуки во время игры должны отсутствовать;
  • гриф должен располагаться строго прямо;
  • длительность звука – вот на что также важно обращать внимание;
  • игра инструмента должна быть слышна в большинстве случаев и большому залу.

Все вышеперечисленное можно проверить при покупке.

А теперь о тех фирмах, которые поставляют на рынок музыкальных инструментов лучший продукт. К таким производителям на сегодняшний день относятся следующие.

  1. «Бас». Трехструнные модели этого отечественного бренда выполняются из клена-явора, гриф делают из черной древесины, палисандра и венге. Покрытие лаковое на шеллаке с перламутровыми вкраплениями. Ведущая модель имеет 19 ладов. Инструмент дорогой.
  2. «Музпром». Представляет разные модели ручного производства. В качестве изготовления сомнений нет. Также модели декорируются перламутром. Есть домры концертного назначения с 26 ладами.
  3. «Хора». Производит четырехструнные инструменты, которые будут хорошим выбором для новичков. Популярный музыкальный продукт М1084-3 весит всего 900 г и стоит порядка 17000 рублей. Производство Румыния.
  4. «Форест». Еще одна бюджетная малая домра, семиклепочный корпус которой высокохудожественно оформлен.
  5. Doff. Отечественный бренд, производящий с 2002 года гитары и народные инструменты. Контроль качества и отбор материала безукоризненный. Изготавливает как дорогие, так и бюджетные изделия.

Спешить с приобретением не стоит. Лучше взять пару уроков у специалиста, приобрести инструмент напрокат, чтобы понять, подходят ли музыкант и домра друг другу – в мире музыки без этого никак. То есть сначала обучение, а потом уже покупка, поиск своего инструмента.

Как правильно играть?

Еще до начала обучения имеет смысл поработать с подготовительными упражнениями – 2-3 уроков для этого достаточно. Например, сидя на стуле, ровно посередине, можно сгибать слегка опущенную правую руку в локте и вертеть ею до контакта в зоне запястья с толстым картоном. Его – картон – будет держать другая рука. Впрочем, может использоваться книга. Это упражнение для контроля грамотного кистевого движения.

Правильная посадка и постановка рук

От того, как сидит домрист, зависит успешность его игры. Сидеть следует именно на половинке стула, спина должна быть прямой, корпус незначительно наклонен вперед, чтобы удерживать изделие. Правая нога кладется на левую, поднимается на такую высоту, при которой минимален будет корпусный наклон для прижатия инструмента. Какой будет высота головки грифа, решает статус левой руки, что под прямым углом сгибается в локте.

Если положение головки грифа очень высокое, это негативно отражается на звучании, ведь угол контакта медиатора и струны меняется. Плоскость деки инструмента не вертикализирована, а немного наклонена так, чтобы музыкант, глядя на гриф, имел контроль над всеми тремя струнами.

Из чего состоит постановка левой руки.

  1. Основной момент – одновременное развитие именно четырех пальцев (третий и четвертый особенно важны, ведь они не так подвижны и откровенно слабее). Не менее значимо найти такое положение руки, которое обеспечит свободу движения пальцев. При их растяжении, к слову, следует быть особенно осторожным. Бывает, что если перегрузить их, пальцы могут стать скованными, и это чревато даже болезненностью, развитием патологий.
  2. В начале обучения важно работать не медиатором, а пальцем, то есть научиться приему пиццикато. Постановка ладони на гриф сопровождается поджатием к грифу, и ее играющий должен хорошо просматривать. Рука в зоне запястья должна быть немного изогнута от себя. На струну надо нажимать подушечками пальцев, которые работают словно молоточки.
  3. Для начинающих важно научиться постановке пальцев в звукоряде мажор, а потом – в первой позиции. Затем положение будет закрепляться не только в традиционных упражнениях, но и в изучении простейших произведений. Делать это можно по самоучителю, подойдет такая пьеса как «Во саду ли, в огороде» – ее несложно играть не двумя пальцами, а четырьмя. Последовательность звуков – хроматическая.
  4. Далее следует координация рук и штриховая игра. Когда движения каждой руки закреплены в упражнениях, можно соединять их действия. Звук извлекается за счет так называемого броска медиатора.

Потом ученик должен сосредоточиться на игре двух рук, большую часть внимания отводя правой.

Настройка

Для этого процесса могут понадобиться:

  • сам инструмент;
  • камертон;
  • другой инструмент (настроенная гитара, пианино);
  • телефон.

Алгоритм действий.

  1. Потребуется источник звука, соответствующий ноте «ля» первой октавы. Подойдет камертон, частота которого 440 Гц. Нет камертона, можно взять пианино, гитару или даже кларнет. Если и этого нет, берется обычный мобильный телефон, звук гудка в котором почти идентичен звуку камертона (400 Гц). Главное – четко настроить струны относительно друг друга.
  2. Открытые струны, что не прижимаются друг к другу, настраиваются квантовыми интервалами. Сначала настраивается первая струна – она у домры-пиккало будет звучать как «ля» второй октавы. А вот у домры-тенора звук данной струны ниже на две октавы. Вторую струну инструмента следует зажать на пятом ладу и настроить в унисон с первой, а третью – со второй (также зажимая на пятом ладу).
  3. Открытые струны четырехструнной домры настраивать принято квинтами. Только контрабасовая домра будет исключением, ее настройка осуществляется квартами. У домры-примы первая настроенная струна равна второй, зажатой на седьмом ладу, звучащей в унисон с камертоном. Вторая открытая струна зажимается на том же седьмом ладу, идет настройка в унисон с первой.

У разных видов домры настройка несколько отличается, но обычно такие моменты прописываются в инструкции к инструменту или в самоучителе, которым пользуется ученик.

Изучение нот и приемов игры

Основными приемами игры на этом представителе струнных являются:

  • единичное движение медиатора вниз либо вверх;
  • переменное движение медиатора вниз либо вверх;
  • тремолирование.

Чтобы извлечь продолжительный звук на домре, исполняется тремоло. Оно в идеале должно абсолютно ровно звучать при верхнем и нижнем движении пластинки. Чем оно чище, тем больше возможности музыканта.

Тремоло – это вибрации кисти и предплечья, в совокупности с активностью плечевой мускулатуры. Кистевой сустав и локтевой свободны. Рука сама должна стать как бы колеблющейся струной с узлами в виде суставов. Также на раннем моменте обучения отрабатываются легато, стаккато, нон легато, а еще флажолеты и перманентный штрих. Сначала они отыгрываются на гаммах с одной октавой, потом – с двумя. Ми мажор и ля мажор приоритетны для первых уроков.

И так, шаг за шагом, прием за приемом, будет осваиваться игра. Нотную грамоту можно изучать параллельно (если человек до того ее не освоил).

Упрощают обучение самоучители, специальная литература и видеоуроки, которые раскрывают диапазон возможностей ученика и скорость обучения. Работы Ниненко, Круглова, Варламовой, Свиридова, Чунина, Степанова можно найти в библиотеках музыкальных учебных заведений – это хорошее подспорье новичку.

Как долго будет длиться обучение, зависит от возраста ученика, уровня музыкальной подготовки, свободного времени и способа обучения. С наставником дело пойдет быстрее и более качественно. Но если у человека уже есть опыт игры на музыкальных инструментах, то и самостоятельное овладение игрой на домре ему определенно по плечу.

Подробнее о том, как играть на домре, смотрите в видео ниже.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.