Мандолина относится к струнным щипковым музыкальным инструментам. Своё начало она берёт от итальянской лютни, только струн у неё меньше и размеры значительно уступают прародительнице. Однако по популярности сегодня мандолина превзошла лютню, так как её полюбили во многих странах мира, в том числе и России.
Есть несколько разновидностей этого инструмента, но наиболее используемая из них неаполитанская, которая приобрела современный вид в конце XIX столетия.
Именно неаполитанский вид инструмента считается классическим видом мандолины. О том, как настроить и научиться играть на неаполитанской мандолине, идёт речь в статье.
Подготовка
К грамотному обучению игре на мандолине, как и любом другом музыкальном инструменте, необходимо подготовиться. Под этим подразумевается не только приобретение инструмента для практических занятий, но и выяснение всех важнейших деталей о самой мандолине, её струнах, настройке, способах игры, музыкальных возможностях и так далее. Другими словами, следует узнать всё об инструменте и обучении на нём.
Так как у мандолины довольно короткая мензура, то звучание струн затухает быстро. Поэтому основным приёмом звукоизвлечения здесь является тремоло, то есть быстрое повторение одного и того же звука мелодии в пределах его длительности. А чтобы звучание было громким и ярким, игра выполняется медиатором.
Пальцами правой руки пользуются редко для извлечения звуков из струн — и звучание не такое яркое, и длительность их короткая. Приобретая мандолину для обучения, необходимо запастись и медиаторами. Начинающему музыканту следует из нескольких видов и размеров медиаторов выбрать тот, который покажется наиболее удобным.
Мандолина считается музыкальным инструментом, на котором можно играть сольные произведения или аккомпанировать. Прекрасно звучат эти инструменты в дуэте, трио и целом ансамбле. Даже известные рок-группы и гитаристы нередко использовали звуки мандолины в своих композициях и импровизациях. Например: гитарист Ричи Блэкмор, группа Led Zeppelin.
Настройка
У мандолины 4 пары сдвоенных струн. Каждая струна в паре настраивается в унисон с другой. Классический строй инструмента аналогичен скрипичному:
- G (соль малой октавы);
- D (ре первой октавы);
- A (ля первой октавы);
- E (ми второй октавы).
Настройку мандолины можно производить несколькими способами, но для большинства новичков будет надёжней выполнить её с помощью тюнера, на котором имеется возможность выставить нужные для строя инструмента звуки.
Подойдёт, например, хроматический прибор. При развитом слухе нетрудно это сделать по другому настроенному музыкальному инструменту (фортепиано, гитара).
Приобретя опыт, можно будет настраивать инструмент по следующему алгоритму.
- По стандартному камертону, издающем ноту «ля» первой октавы, настраивается 2-я открытая струна мандолины (в унисон).
- Далее настаивается 1-я (самая тонкая) открытая струна, которая должна звучать одинаково со второй, зажатой на VII ладу (нота «ми» второй октавы).
- Затем 3-я струна, зажатая на VII ладу, настраивается на одинаковый звук со второй открытой.
- Аналогично настраивается и 4-я струна, зажатая тоже на VII ладу, в унисон с третьей открытой.
Основные приемы игры
Уроки игры на мандолине для начинающих с нуля не представляют какой-то особо сложной задачи. Практически каждый желающий сможет в довольно короткий срок научиться играть несложные мелодии и аккомпанемент.
Рекомендуется приобрести самоучитель игры, взять несколько уроков у опытного преподавателя по классу мандолины, слушать игру профессиональных музыкантов. Всё это поможет освоить мандолину.
Обучение происходит в следующем порядке.
- Осваивается посадка с инструментом с выполнением правил постановки рук. Чтобы было удобно пользоваться мандолиной, она располагается либо на бедре правой ноги, перекинутой на левую, либо на коленях стоящих рядом ног. Гриф приподнят к уровню левого плеча, его шейку обхватывают пальцы левой руки: большой палец располагается сверху грифа, остальные — снизу. На этом этапе происходит и отработка навыков удержания медиатора между большим и указательным пальцами правой руки.
- Тренировка звукоизвлечения медиатором на открытых струнах: сначала штрихом «сверху вниз» под счёт на четыре, затем — переменным штрихом «вниз-вверх» на счёт с «и» (раз и, два и, три и, четыре и). На счёт «и» удар медиатора всегда «снизу вверх». Одновременно следует изучать чтение нот и табулатуры, строение аккордов.
- Упражнения для развития пальцев левой руки. Навыки взятия аккордов: G, C, D, Am, E7 и других. Начальные упражнения на освоение аккомпанемента.
Отработка более сложной техники игры (легато, глиссандо, тремоло, трели, вибрато) на примерах и упражнениях производится после освоения этих основ.