Музыкальные инструменты

Кифара: описание и отличие от лиры

Кифара: описание и отличие от лиры

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. История появления
  2. Что это такое?
  3. Чем отличается от лиры?
  4. Современная кифара

Струнный инструмент, который известен под названием кифара, справедливо считается одним из древнейших, ведь его изображение можно встретить на многих артефактах. В античные времена музыкантов с кифарой чеканили на монетах, рисовали на картинах и фресках. Также во время раскопок в старых древнегреческих городах было найдено множество хорошо сохранившихся обломков амфор, на которых можно различить очертания струнного музыкального инструмента. В этой статье мы расскажем о том, как появилась кифара и как она видоизменилась в наши дни.

История появления

Существует древнегреческая легенда о том, что когда-то давно бог по имени Гермес собрал кифару, используя панцирь черепахи, бычьи рога и несколько сухожилий в качестве струн. Панцирь служил основой конструкции, рога обрамляли ее и удерживали верхнюю перекладину, тонкие бычьи сухожилия стали струнами. Чтобы добыть сырье для струн, древнегреческий бог прибегнул к преступлению – он украл быка у Аполлона, своего кровного брата.

В Древней Греции часто описывали Гермеса за подобными занятиями, поэтому ему приписывали покровительство не только торговле, но и воровству, жульничеству.

Аполлон не оставил незамеченным воровство своего скота и отправился к Зевсу, чтобы добиться справедливого наказания преступника. Тем не менее бог красноречия Гермес настолько развеселил Зевса своими каламбурами и песенками, что тот решил мирным путем урегулировать вопрос в этом споре. Бог неба и грома приказал Гермесу вернуть хозяину скот, пусть и в виде струнного инструмента, а чтобы сгладить конфликт, добавить к возврату стадо божественных коров. Бог-покровитель торговцев и воришек согласился на такие условия, Аполлон тоже был не против такого исхода событий, ведь он был очарован звучанием четырехструнки. Таким образом, воровство и обман послужили основой создания нового музыкального инструмента под названием кифара.

О дальнейшей судьбе древнегреческой четырехструнки можно узнать из легенды об Орфее и его возлюбленной. Предание повествует о том, что прекрасная невеста Орфея – нимфа по имени Эвридика – погибает от укуса змеи. Убитый горем вдовец решается на отчаянный шаг – он спускается в подземный мир, чтобы уговорить бога подземелья, Аида, вернуть ему возлюбленную. Орфей выбирает кифару как орудие для такого смелого путешествия, ведь инструмент был подарен ему самим древнегреческим богом – Аполлоном.

В настоящее время очень популярным является потомок кифары – широко известная гитара.

Со временем инструмент распространился по всей Европе и за ее пределами, но в каждой стране его называли по-разному: во Франции кифара именовалась «гитаре», на территории Италии – «читарра», а в Англии – «гиттерн».

Самая первая кифара, которая, по поверьям, была подарена людям богами, была оснащена всего четырьмя струнами. Для древнегреческих музыкантов такого строения было вполне достаточно, ведь тогда еще не существовало сложных, многоуровневых композиций. Все мелодии в Древней Греции были довольно легкими и незатейливыми, в основном их исполняли в качестве сопровождения героических песен.

Первые изменения в конструкцию кифары внес бард по имени Терпандр, который родился в Спарте. Музыкант добавил еще три струны, чем значительно расширил возможности предшественника гитары. Талантливый кифарист своей виртуозной игрой сумел успокоить бунтующих горожан, чем и прославил себя и музыкальный инструмент.

Следующим усложнил кифару музыкант Фринис из города Митилини – он добавил еще струн, и общее количество их составило 10 штук. Именно такая конструкция продолжительное время была классическим стандартом на территории Древней Греции.

Представить себе быт какой-то конкретной эпохи гораздо проще, если знать, какую музыку тогда предпочитали люди. Из-за традиций греческих бардов передавать свое творчество в устном виде большая часть творений бесследно исчезла, но все же немного информации можно получить из античных записей.

Древнегреческий писатель Местрий Плутарх создал описание нескольких произведений для кифары, которые сохранились до наших дней. Это композиции «Гимн к Немезиде», «Гимн к Аполлону» и «Эпитафии Сейклоса».

Кроме того, Плутарх тщательно потрудился над буквенными обозначениями нот, благодаря которым сейчас музыканты могут воссоздать музыку, написанную в Древней Греции. До наших дней удалось сохранить не так уж и много произведений древнегреческих кифаристов, но вот музыкальной теории тех времен получилось собрать довольно много. Древнегреческие барды играли на кифаре, применяя сложные паттерны, а также быстрые и медленные переходы. Люди, изучающие античную музыку, разделяют методику игры на три вида: лидийская (мягкая), дорийская (строгая) и фригийская (неистовая). В основе каждой техники заложена определенная последовательность нот, включающая в себя четыре соседние тональности.

Что это такое?

Кифара – это музыкальный инструмент с трапециевидным корпусом, двумя ручками и перекладиной, которая их соединяет. Внешне предок гитары выглядит практически так же, как обыкновенная лира. На кифаре, как правило, располагалось семь разных по толщине струн, натянутых между порожком на нижней половине корпуса и поперечным креплением между ручками в верхней части инструмента. Древнегреческие струнные щипковые предки гитар широко применялись бардами и народными сказителями.

Они пели о подвигах смелых людей, восхваляя и прославляя их поступки, а также дополняя свои рассказы приятным музыкальным сопровождением.

Также звучание четырехструнки всегда сопровождало разнообразные обряды и празднования, организованные в честь древнегреческих богов – покровителей пастухов, ремесленников, торговцев и земледельцев. К сожалению, большинство песен и мелодий бесследно исчезли, ведь они передавались от учителя к ученику лишь в устной форме. Но все же сохранились некоторые очень любопытные сведения, например, о стилях древнегреческой музыки.

В то время кифара была самым популярным инструментом, и поэтому музыканты тех времен продуктивно создавали разнообразные направления в музыке, рассмотрим несколько из них:

  • гименеос – мелодии, которые были очень популярны на пышных свадьбах;
  • номы – чаще всего такие песни исполняли для театральных постановок, соблюдая фольклорный жанр композиции;
  • пеанос – танцевальные песни, восхваляющие подвиги героев древности;
  • коммос – мелодии, которые чаще всего любили слушать гуляющие компании.

Древние греки очень любили изображать музыкантов с кифарами на фресках и амфорах, эти картинки сохранились до наших дней и были тщательно изучены исследователями. Но записей музыкальных композиций и песен практически не сохранилось – у древнегреческих создателей мелодий была традиция передавать свое творчество из уст в уста. Кифара являлась одним из популярнейших инструментов древности, но играли на ней преимущественно мужчины.

«Родственница» лиры создавалась из цельного куска дерева, поэтому ее вес был довольно большим, но было и преимущество – корпус выдерживал нагрузку сильного натяжения струн.

В Древней Греции очень любили мягкое, переливистое и словно парящее звучание струнного инструмента, подаренного Богом. Люди в то время считали, что композиции на кифаре восстанавливали гармонию в душе человека, а также исцеляли и очищали его ауру. Барды играли на четырехструнке стоя, удерживая ее под небольшим наклоном относительно корпуса, или сидя, удобно расположив инструмент на коленях. Методика игры напоминала современную гитарную технику – музыканты перебирали и защипывали струны правой рукой, а левой приглушали лишние ноты.

В Древней Греции кифара считалась изысканным и элегантным инструментом, в ходе игры мастеру требовалось больше времени, чем на любой другой инструмент. Более того, профессионалы, создающие предка гитары, должны были внимательно прорабатывать все до мельчайших деталей конструкции, ведь любая оплошность могла испортить звучание струн. Умение играть на кифаре в Греции считалось возвышенным искусством, понять тонкости которого сможет далеко не каждый человек. В древние времена считалось, что для игры на струнном щипковом инструменте нужны врожденный талант, безупречная память, а также сила и ловкость пальцев.

Чем отличается от лиры?

Главное различие этих двух инструментов заключается в материале изготовления, рассмотрим каждый вариант подробнее. Лиру в древние времена изготавливали из панциря черепахи или посуды из керамики, на которые поверх прочего натягивали шкуру домашнего скота, исполняющую роль мембраны. Кифару же создавали из цельного куска древесины, выполненного в форме рамки.

Кроме того, отличия от лиры заключались еще и в количестве струн – если на лире их количество строго установлено, на кифаре их число может составлять от 4 до 12 штук.

Современная кифара

Один из самых древних инструментов на нашей планете в течение многих веков сильно видоизменился, также метаморфозы произошли и с названием – постепенно термин «кифара» заменился на «гитару». Более того, древнегреческая семиструнная кифара стала предком не только для гитары, но и для многих других современных музыкальных инструментов. «Родственница» лиры стала основой для создания целого ряда музыкальной аппаратуры, такой как домра, балалайка, гусли, цитра и лютня.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.