Музыкальные инструменты

Клавесин: описание и виды инструмента

Клавесин: описание и виды инструмента

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Общее описание
  2. Как появился?
  3. Устройство современных инструментов
  4. Звучание
  5. Разновидности
  6. Чем отличается от фортепиано?

Люди, связанные с миром музыки, наверняка слышали о таком необычном инструменте, как клавесин. В наши дни он не пользуется большой популярностью, однако его звучание по-настоящему завораживает меломанов. Постараемся подробнее рассказать о том, что представляет собой клавесин, и чем он отличается от других инструментов.

Общее описание

Клавесин — один из самых древних инструментов, он появился еще на рубеже XV-XVI столетий. Принцип его работы непрост, а звук весьма своеобразен. Поэтому оценить мелодию, извлекаемую его клавишами, можно только после прослушивания нескольких композиций. Итак, классический клавесин — это старинный музыкальный инструмент. Он использовался как в оркестре, так и сольно. Считается предшественником фортепиано. Изначально имел четырехугольную конфигурацию, в XVII столетии принял треугольные крыловидные очертания.

Большая часть моделей имеет одну-две клавиатуры для вариативности окраски звучания и расширения дискантов. Диапазон доходит до 5 октав. Звук извлекается путём защипывания струн стерженьком — изначально его выполняли из птичьего пера, в наши дни для этого используют пластмассу.

Темпоральность звучания и его сила никак не зависят от способа удара по клавишам.

Акустический параметр клавесина невысок — ниже рояльного на 15-20 дБ. Из-за этого могут возникать проблемы при его записи. Если уровень записи будет максимальным — то при обычной громкости прослушивания он покажется грохочущим и скрежешущим. А если уровень записи будет пониженным, то при прослушивании могут быть различимы посторонние шумы студии. Чтобы отстроиться от них, приходится обрезать низкие частоты до 150-200 герц, поскольку звуки ниже такого уровня клавесин не воспроизводит, а его басовые ноты не обеспечивают основной тональности.

В студиях звукозаписи для придания звучанию клавесина большей аутентичности применяют параметрический корректор. Вообще, клавесин довольно хорошо откликается на любую частотную корректировку. Основная масса обертонов инструмента находится в пределах области наибольшей слуховой чувствительности человека, поэтому клавесин легко различим в любом оркестре. В наши дни клавесин можно услышать преимущественно в специализированных местах — в консерваториях, филармониях и на концертных площадках.

Подобный инструмент является раритетом. Играть на нём нужно с большой бережностью и предельной осторожностью, поскольку устаревшие механизмы при неаккуратном обращении могут сломаться.

Как появился?

Самое ранее упоминание о клавесине относят к 1397 году, а самое первое из всех обнаруженных изображений было обнаружено в священном храме в городке Минден и датировано 1425 годом. В качестве оркестрового инструмента использовался вплоть до конца XVIII столетия, чуть дольше он сопровождал речитатив в классических операх. Уже в начале XIX века этот струнный инструмент почти полностью вышел из обихода. Самым старым клавесином, дошедших до современности длительное время считался клавесин работы Иеронимуса от 1521 года. Но не так давно был найден более древний инструмент, дата его изготовления относится к 1515 году, а авторство принадлежит Винцентиусу из Ливигимено.

Клавесины XIV века до наших дней не сохранились. Составить представление об их конструкции можно только по изображениям — в тот период они представляли собой короткий, но при этом габаритный инструмент. Большая часть сохранившихся до наших дней клавесинов была сделана в Венеции в XVIII столетии. Все они отличались исключительным изяществом форм и имели 8 регистров. Корпус вытачивали из кипариса, при этом звучание было более отчетливым и прерывистым, нежели у более поздних моделей фламандского производства.

На территории Европы центром создания клавесина стал город Антверпен, особенных успехов в этом деле достигли члены семейства Рукерс. Их клавесины были тяжелее, нежели фламандские, а струны длиннее. Именно они стали выпускать клавесин с парой мануалов. Более поздние модели немецкого, английского и французского производства XVIII века объединяют в себе основные черты нидерландских и итальянских изделий.

До наших времен сохранились французские двухмануальные клавесины из орешника. В конце XVII века во Франции начали делать клавесины по технологии фирмы Рукер. Самыми известными мастерами в тот период считались Бланше. В Англии XVIII века на этом поприще прославились ремесленники Шуди и Киркман. Они придумали делать клавесины из дуба, облицованного фанерой, их отличал более насыщенный тембр звучания.

В Средневековье клавесин был признан аристократическим инструментом. Он обязательно присутствовал в салонах самых знатных людей Старого света. Его изготавливали из дорогих разновидностей древесины, а клавиши покрывали пластинами из панциря черепахи, инкрустированные драгоценными каменьями и декорированные перламутром. Первое время он располагался на столе, позже мастера добавили красивые ножки. Роль сидеть за ним отводилась дирижеру. Этот человек должен был одной рукой играть на инструменте, а другой осуществлять руководство музыкантами.

Кстати, в тот период получили большое распространение инструменты, у которых верхняя клавиатура сделана в белом цвете, а нижняя — в чёрном. Историки полагают, что подобное оформление было связано с галантным стилем, который в тот период доминировал в культуре и искусстве.

Считалось, что на чёрной клавиатуре по-особенному стильно и утонченно смотрятся белые руки исполнителей.

Начиная с середины XVIII столетия клавесин из музыкальной сферы стал постепенно вытесняться пианино и фортепиано. Примерно в 1809 году компания Киркман представила свой последний клавесин. Только через 9 десятилетий инструмент был возрожден мастером А. Долмечом, который открыл свои производства в городах Бостон и Париж. Чуть позже был налажен выпуск клавесина с каркасом из металла, держащем крепко натянутые толстые струны. Кстати, именно на подобных инструментах впоследствии Ванда Ландовска обучила немало известных клавесинистов. А вот мастера из Бостона Ф. Хаббард и У. Дайд решили вернуться к старинным образцам.

Хотя вернуть былую популярность клавесину так и не удалось, тем не менее некоторые музыканты до сих пор используют его, чтобы произвести впечатление на публику. Так, в советском кинематографе в 1966 году была выпущена кинолента «Когда играет клавесин» — в нём имеется сюжетная линия, напрямую связанная с этим старинным инструментом. Но наибольшую известность он получил среди поклонников сериала «Ганнибал». Главный злодей этой эпопеи очень любил играть на клавесине и отмечал, что его звучание отличается особой мощью и силой.

В эпоху Средневековья при королевском дворе большой популярностью пользовались «кошачьи клавесины». Они представляли собой устройство, включающее прямоугольный ящик и клавиатуру. В ящике оформлялось несколько блоков, в них помещали по взрослой кошке. Предварительно питомцы проходили «прослушивания» — их с силой дергали за хвост, а после распределяли питомцев по голосам.

Во время концерта хвосты животных прикрепляли под клавишами. В момент нажатия в несчастных животных впивались острые иглы — они сильно кричали, и за счёт этого появлялась мелодия. Именно такой клавесин заказывал Петр Первый для создания своей знаменитой кунсткамеры.

Устройство современных инструментов

Форма современного клавесина треугольная, вытянутая. Струны размещаются параллельно клавиатуре по горизонтали. В конце клавиши предусмотрен прыгунчик, на нем находится лангетта, куда вставлен небольшой язычок, в современных инструментах его изготавливают из пластика. Чуть дальше находится демпфер, его изготавливают из кожи либо войлока. В момент утопления клавиши прыгун приподнимается, и плектр моментально прищипывает присоединенную к нему струну. Если потом отпустить эту клавишу, высвобождается устройство, благодаря которому плектр будет возвращаться под струну без необходимости повторного защипывания. Вибрирование от струны эффективно приглушается демпфером.

Для смены тембральности и мощности звучания используют переключатели, они бывают ручного и ножного типов. Плавное изменение скорости строением клавесина не предусмотрено. В XV столетии диапазон инструмента включал три октавы, однако уже в XVI увеличился до 4-х, а в XVIII составил уже 5. Стандартные клавесины немецкого и фламандского образца XVIII века предусматривают две клавиатуры, пару наборов струн 8 и один комплект струн 4 (они звучат на октаву выше). В конструкцию включается также механизм копуляции клавиатур.

Звучание

Звучание классического клавесина не сильно отличается от музыки, которую воспроизводят на любых других музыкальных инструментах. Это обусловлено его конструкционными особенностями — на каждую струну здесь приходится свое особое звучание. Люди с тонким слухом и музыкальным образованием хорошо знают, что при игре на фортепиано некоторые аккорды, требующие специального разрешения (например, доминантовые аккорды и терцквартаккорды) звучат напряжённо. На клавесине они становятся еще более диссонантными, поскольку каждая клавиша соответствует традиционному звукоряду, но при этом издает специфический уникальный звук.

Разновидности

В эпоху барокко особенной популярностью пользовались клавишные инструменты с щипковым характером звукоизвлечения. Именно так в странах Европы и вошёл в моду клавесин, его струны были натянуты по горизонтали. Позднее его не раз видоизменяли и модифицировали.

Лютневый

Большая часть клавесинов имеет характерную носовую тембральность — так называемое лютневое звучание. Звукоизвлечение напоминает пиццикато, исполняемое на смычковых инструментах. Подобный клавесин не имеет отдельного ряда струн.

При переключении рычага звук чуть приглушается при помощи специализированного механизма на основе кусочков кожи либо плотного войлока.

Спинет

Итальянские мастера создали спинет, он имел один мануал. Струны здесь натягивали не прямо, а диагонально (слева направо). При этом сами струны имели разную длину, поэтому корпус визуально напоминал миниатюрный рояль. Размеры такого клавесина меньше, чем у лютневого. Количество октав варьируется от 2-х до 4-х. Некоторые мастера изготавливали миниатюрные спинеты размером со шкатулку — они служили скорее игрушками для детей.

Верджинал

Английский вариант клавесина, хотя распространение он получил не только в Британии, но и в Голландии. Характерная особенность верджинала в том, что струны здесь натягиваются параллельно клавиатуре. Благодаря этому инструмент приобрёл прямоугольную форму.

Мануал здесь только один. Диапазон ограничен тремя октавами. В Англии существовала даже целая школа композиторов, которые писали произведения специально для этого клавесина — Уильям Бёрд, Орландо Гиббонс и Джон Булл.

Мюзелар

Эта модель предусматривает расположение клавиатуры по длинной стороне корпуса. В этом ее отличие от традиционных моделей. Чаще всего её размещали по центру или слева. Тональность звучания такого инструмента отличалась от лютневого.

Клавицитерий

Ещё одна разновидность старинного клавишного инструмента. В нём струны располагаются по вертикали относительно корпуса.

Чем отличается от фортепиано?

Основная отличительная черта этого инструмента — его необычная клавиатура. Как выглядит клавиатура фортепиано, известно всем. У клавесина она выглядела так же, только не покрывалась эмалью. Изначально это были простые деревянные дощечки, хорошо отшлифованные. Аналогичный тип клавиатуры и механизм звукоизвлечения использовали прежде и создатели фортепиано. Можно сказать, что клавесин является первоначальной версией фортепиано, который впоследствии был несколько модернизирован и усовершенствован.

На протяжении нескольких столетий конструкция музыкального инструмента менялась, в частности, был скорректирован способ крепления струн к клавишам. На сегодняшний день клавесин не так популярен, некоторые люди не знают вовсе о его существовании. Однако специфический звук, свойственный этому инструменту, довольно интересен.

Мелодии, исполняемые на клавесине, получаются по-настоящему завораживающими. Поэтому всем меломанам нужно обязательно отыскать записи произведений, исполняемых на этом необычном струнном инструменте, и познакомиться с ними.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.