Top.Mail.Ru
Музыкальные инструменты

Какими бывают саксофоны и кто их придумал?

Какими бывают саксофоны и кто их придумал?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. История создания
  3. Обзор видов
  4. Комплектующие и аксессуары
  5. Советы по выбору
  6. Техника игры
  7. Нюансы ухода
  8. Интересные факты

Любителям музыки очень важно знать, что это такое — саксофон, как он выглядит и как звучит. Конструкторами разработаны различные его вариации — тенор и сопрано, баритон и другие виды. Кроме таких моментов и выбора трости и мундштука, необходимо ознакомиться еще с целым рядом интересных фактов.

Что это такое?

Саксофон — один из видных представителей семейства деревянных язычковых духовых инструментов. Это сравнительно новое изделие — появились подобные конструкции только в 1840-е годы. Саксофон используется преимущественно в духовом и симфоническом оркестрах. Но этим инструментом можно и солировать (при аккомпанементе со стороны подготовленного оркестра или ансамбля).

Устройство было проработано бельгийским специалистом Адольфом Саксом, так что можно уверенно сказать, что это «именной» инструмент. На саксофонах часто играют джазмены и представители похожих музыкальных жанров. Однако инструменты вполне применимы и в эстрадной музыке.

Преимущества такого решения связаны с внушительной мощностью конструкции и с тем, что она обеспечивает певучий тембр. По технической подвижности таким аппаратам равных практически нет.

Конструкционно они выглядят как трубка в форме конуса. Для ее изготовления применяют:

  • латунь;
  • томпак;
  • пакфонг.

Разница между томпаком и пакфонгом состоит в том, что первый сплав включает лишь медь и цинк, а во второй добавляют еще и никель. Любой типичный саксофон сделан с изгибом трубки наподобие чубука. Но есть высокие модели инструмента, которые из-за ограниченной длины не принято изгибать. Впрочем, существует ряд экспериментальных моделей, которые могут быть устроены самыми разными способами.

И все же в основном саксофон делится на 3 составных элемента:

  • раструб;
  • основной корпус;
  • продолжающая этот корпус трубка, получившая обиходное имя «эска».

Именно на трубку насаживают мундштук, который схож с кларнетным аналогом и точно так же напоминает клюв. Для получения саксофонных мундштуков могут применять:

  • пластмассу;
  • эбонит черного цвета;
  • металл.

Так как играть саксофонисты могут в различных жанрах и стилях, то эта деталь адаптируется к желаемому звуку. Важная разница между ее версиями касается «пасти» и «выемки». Первый термин обозначает дистанцию, разделяющую тростевой наконечник и наконечник мундштука. Второй — длину свободного участка трости в состоянии прижатия к мундштуку. Чем меньше пасть, тем лучше для классических композиций и тем хуже для иных, более современных жанров музыки.

Ключевое значение для появления нужного звука имеет язычковая часть — та самая трость. По исполнению ее нетрудно перепутать с кларнетной тростью. Традиционный подход подразумевает, что эта часть получается из камыша, тростника, бамбука. Но с целью экономии активно используются и синтезированные материалы. Чтобы трость эффективно взаимодействовала с мундштуком, их объединяют лигатурным механизмом; он прост — только хомут небольшого размера и пара винтов.

Классическая конструкция саксофона подразумевает применение металлической лигатуры. Но джазмены и музыканты других направлений предпочитают инструмент с лигатурной частью из натуральной кожи. Она позволяет трости колебаться более свободно. При различных обстоятельствах трость может быть сильно повреждена. Избежать этого помогают защитные колпачки, которые надо надевать на мундштуки неиспользуемых инструментов.

Любой саксофон оборудуют 19-22 клапанами (смотря по типу). Этот комплекс клапанов обеспечивает закрытие и открытие корпусных отверстий в нужные моменты. Игра состоит в том, чтобы нажимать и отпускать отдельные клавиши на клавиатуре в нужный момент.

Профессионалы делают это легко и непринужденно. В результате им удается играть даже весьма сложные мелодии.

История создания

Как уже говорилось, создателем саксофона является Адольф Сакс, и родина этого инструмента — Бельгия. Сакс был не случайным человеком в мире музыкальных инструментов — он уже некоторое время поработал в специальной мастерской и даже успел получить ряд патентов. Сакс работал над важной в то время проблемой — как устранить расхождения в интонации, появившиеся между инструментами из меди и инструментами из дерева, обычными в духовых оркестрах. В первой трети XIX столетия для этой цели уже придумали так называемый офиклеид.

Но эта разработка оказалась недостаточно совершенна и имела слишком громоздкие размеры; после 1850 года ее используют лишь в единичных случаях. Между тем необходимость закрыть тембровый зазор между «медью» и «деревом» ощущалась все более настойчиво. И именно в процессе такого поиска Сакс изобрел самое знаменитое свое детище.

Ранний саксофон появился на обозрении публики в августе 1841-го. Среди экспонатов промышленной выставки в Брюсселе он фигурировал под именем «мундштучного офиклеида» – так как сам разработчик отнюдь не стремился дать изобретению собственное имя.

Известно, что тот инструмент:

  • был изготовлен из металла;
  • имел корпус конусовидной формы;
  • комплектовался мундштуком с одинарной тростью (минимально измененной кларнетной, по сути);
  • обладал набор Бемовских кольцеобразных клапанов;
  • в целом был скручен.

Продвинуть свое изделие Саксу помогла не только выставка. Он сумел воспользоваться своей дружбой с Гектором Берлиозом, горячо принимавшим все новации в музыкальной сфере. И именно Берлиоз дал инструменту то название, под которым он известен сейчас на всех континентах. Впервые оно было употреблено в газетной статье, опубликованной композитором 12 июня 1842 года. Роль Берлиоза этим не ограничилась — он подготовил первое в истории произведение, предназначенное для исполнения на приспособлениях, улучшенных или созданных с нуля бельгийским мастером, а в феврале 1844-го — стал дирижером на премьере произведения.

В конце того же года саксофон дебютировал в оркестровом оборудовании, исполнявшем премьеру оперы другого автора, а также был продемонстрирован на парижской промышленной выставке. Весной 1846-го Сакс получает французский патент на свою систему музыкальных инструментов. Впрочем, уже примерно годом ранее саксофоны наряду с саксгорнами, саксотрубами закупили вооруженные силы Франции для замены устаревших музыкальных инструментов. Позднее бывший «мундштучный офиклеид» продолжал привлекать умы композиторов — главным образом для продумывания оперных постановок. Симфонические произведения сопровождались игрой на саксофоне существенно реже; так, в музыкальном ряде Бизе к драматической постановке «Арлезианка» есть два крупных фрагмента, где солирует саксофонист.

13 лет, между 1857 и 1870 годами, Сакс занимался преподаванием игры на своем инструменте в военном отделении консерватории Парижа. Это давало большие плоды — появилось немало опытных музыкантов, а композиторы все больше внимания уделяли именно саксофонной музыке. Однако во время франко-прусской войны курсанты были мобилизованы, и вскоре обучение прекратилось совершенно.

Правда, потеря интереса к саксофону в Европе сопровождалась появлением ряда неплохих саксофонистов на другой стороне Атлантики.

Следующие важные вехи:

  • 1900 — 1920-е годы — рост востребованности инструмента у классических композиторов;
  • триумфальное возвращение саксофона на большую эстраду при наступлении эпохи джаза;
  • 1969 — начало всемирных конгрессов;
  • 1995 — создание европейского центра саксофона (где накапливают и изучают все имеющие к нему отношение материалы, а также занимаются продвижением инструмента).

Обзор видов

Сопранино

Изначально Сакс придумал 14 разновидностей своего инструмента. Но постепенно от многих почти отказались, и реально распространены только 8 из них. Сопранино отличается самыми маленькими размерами. При этом для него характерен еще и самый высокий звук.

На сопранино можно добиться яркого и мягкого одновременно тембра; этот инструмент часто берут музыканты, чтобы исполнять лирическую музыку, а его типичный строй — Eb.

Сопраниссимо и соприлло

Это еще один тип мини-саксофона. Встречаются такие изделия очень редко. Обычно по длине они бывают равны 30 или 33 см. Причина малой распространенности — то, что изготавливать такие устройства весьма сложно.

Лишь недавно музыкальная индустрия достигла такого уровня, когда можно вырабатывать хотя бы мелкие серии соприлло.

Сопрано

Такие модели делают со строем Bb. Встречаются как прямой, так и изогнутый вид корпуса. Характерная особенность — высокое и пронзительное звучание. Но при этом оно лишено всякой крикливости и грубости. Саксофоны сопрано востребованы и классическими, и эстрадными музыкантами. Хотя они имеют относительно малый вес, да и габариты у них невелики, для новичков такой инструмент подходит мало.

Играть на саксофоне сопрано хорошо получается только у тех, кто уверенно ставит руки. Важен и четко выработанный амбушюр. Но из этого правила есть исключения. Так, именно сопрано, а не большой инструмент наиболее подходит для многих детей. Те не могут своими руками справиться с более крупными изделиями — хотя все равно придется прокачивать дыхательные навыки.

Альт

То, как звучит подобный саксофон, наиболее полно соответствует строю Eb. Этот вариант считают наилучшим для начинающих осваивать музыкальные навыки взрослых и хорошо развитых подростков. Альты компактны и весят относительно немного. Их важное преимущество — комфортабельность исполнения клавиатуры и способов «продувки». Еще одно важное достоинство — изобилие музыкальных произведений, позволяющее не ограничиваться узким кругом мелодий; потому-то альт одинаково ценят и любители, и квалифицированные исполнители.

Тенор

В данном случае характерен строй Bb. Такие саксофоны лишь немногим менее востребованы, чем альты. Они крупнее, весят больше и хуже продуваются. У них более низкий, но при этом равномерно насыщенный частотный диапазон.

С помощью тенора играют минорные и мажорные мелодии, ведут сольное и сопровождаемое аккомпанементом исполнение.

Саксофон-тенор используют:

  • академические оркестры;
  • исполнители популярной музыки;
  • военные музыканты.

Баритон

У этого инструмента строй Eb. Главный корпус мощно изогнут и сложен практически пополам. Так называемая «эска» завернута на манер петли. Звучание отличается мощностью и выразительной глубиной, но это достигается лишь на среднем и малом регистре.

Однако часто отмечают, что хриплость высокого регистра баритона-саксофона является весьма популярной чертой, в том числе у военных оркестров.

Бас и контрабас

У первого подтипа в основном используется строй Bb, а у второго — Eb. Сами такие инструменты встречаются нечасто. Их характерная особенность — очень крупные размеры. Играть на подобных саксофонах могут лишь те, кто максимально хорошо поставит дыхание и отточит технику. Звучание и внизу, и вверху диапазона примерно то же, что у баритона, и даже более выражено.

По классу игры саксофоны делят на:

  • учебный;
  • начальный;
  • профессиональный уровни.

Разница касается даже используемых материалов. Так, квалифицированный музыкант вряд ли станет играть на пластиковых моделях. Оценит он внимательно и эргономику, и внешний вид, и качество звука. Стоимость подходящих модификаций, соответственно, окажется выше. Часть профессиональных изделий дорабатывается вручную уже после окончания заводской сборки.

Для новичков предназначен электронный саксофон. Он весит меньше и проще в освоении. Правда, такие изделия требуют источника питания. Почти все они делаются из пластика. Профессионалы часто относятся к такой технике с легким оттенком презрения.

Комплектующие и аксессуары

Эти компоненты не менее важны, чем сам инструмент. В основном в комплекте с саксофоном идет кейс. При отсутствии его в наборе полезно покупать кофр отдельно.

Рекомендовано использование полужестких чехлов как минимум. Для дальних поездок и сдачи в багаж, в гостиницу пригодится жесткий пластмассовый или даже деревянный кофр.

Ремень, он же гайтан, высвободит руки и упростит игру. Ремень оценивают по прочности, ширине, удобству и регулировке. Полезным дополнением оказывается накладка на мундштук. Силиконовая или резиновая пластина исключает проскальзывание зубов по поверхности мундштука. Как для зубов, так и для инструмента такое скольжение не очень полезно, к тому же оно провоцирует вибрации саксофона.

Трость — это главная рабочая часть саксофона. Она подбирается сообразно параметрам мундштука. Важную роль играет и сурдина — она обеспечивает более тихую и спокойную игру. Не только во избежание конфликтов, но и для большей мелодичности. Микрофон для инструмента может быть внешним или присоединяемым прищепкой; сам саксофон не обходится, понятно, без подставки и стойки.

Советы по выбору

Выбрать для начинающих лучший вариант не так сложно, как кажется. Чего стоит избегать точно, так это самых крупных экземпляров. Техники начального уровня отлично разучиваются на альтовых моделях. Взрослым людям иногда лучше подходит тенор. Обязательно надо оценивать качество сборки и характеристики звучания, которое должно нравиться субъективно; опытные музыканты порой даже ограничиваются прослушиванием визуально понравившихся моделей.

Цвет выбирают сугубо по своему вкусу. Из частей саксофона наиболее важен мундштук. Обязательно следует проверять строй и легкость взятия нот. Если планируется играть определенную музыку, берут инструмент «под нее».

Полезно знакомиться с отзывами и консультироваться у преподавателей музыки.

Техника игры

Изучить аппликатуру и тонкости регулировки инструмента нужно как можно скорее. Но, чтобы сыграть как следует, этого недостаточно. Первым шагом становится извлечение звука из мундштука, не подсоединенного к саксофону. Потом обучение пойдет легче. Нельзя пережимать трость, закрывая ее, но и отпускать ее нельзя.

Торопливость при игре на саксофоне недопустима. Если очень трудно извлечь звук «как профессионал» – делайте как получается и постепенно приближайтесь к правильному дыханию. Не стоит бояться неудачных попыток, зато стоит экспериментировать, запоминая все, что получается. Мундштук вытаскивают изо рта лишь при расслаблении губ. Воздух вдыхают через их краешки, и уж точно не раскрывают их широко, не делают вдохов через нос.

Рекомендации:

  • развивать мышечную память;
  • вырабатывать четкую атаку на слог;
  • осваивать современные приемы (глиссандо, импровизацию, мультифоник).

Нюансы ухода

Опытный саксофонист знает, что лучше почистить инструмент лишний раз, чем страдать от проблем с ним. Что касается выбора смазки, то он почти неограничен – однозначно стоит отбросить лишь самые дешевые варианты. Избыток смазки снимают салфеткой.

Сокет эски смазывают регулярно, но по минимуму. Для лигатурных винтов применяют масла с дозаторами.

Когда игра окончена, надо убрать влагу из ствола. Главную часть сливают, переворачивая инструмент. Конденсат устраняют протирками с грузиками. Для эски нужна особая неширокая протирка. Трость натирают сухой материей и кладут в сейвер, затем протирают поверхность саксофона; кроме этого раз в 5 — 6 месяцев смазывают механику.

Интересные факты

Многие необычные подробности касательно саксофона относятся к его создателю. Тот:

  • неоднократно оказывался на грани гибели в детстве (от взрыва пороха, от раскаленной сковороды, от удара камня по голове, от утопления в реке, от трех последовательных отравлений токсичными испарениями высыхающего лака);
  • работал над первым своим изделием (еще не чистым саксофоном, а модернизированным кларнетом) с 16 до 20 лет;
  • исполнял на нем такие сложные мелодии, что после ухода из театра их пришлось изъять из репертуара — они больше никому не покорялись;
  • в 1840 году получил золотую медаль брюссельской выставки и… отказ в ее выдаче из-за чрезмерной молодости;
  • на выставке 1841 года показывал первый саксофон из-за занавеса, чтобы сохранить ноу-хау в тайне;
  • за 5 месяцев до получения патента проиграл суд, заявивший в вердикте «инструмент под названием саксофон не существует и не может существовать»;
  • неоднократно сталкивался с травлей — с запретами музыкантам играть на саксофонах, с клеветническими статьями и скверными карикатурами;
  • трижды оказывался банкротом.

Бельгийцы заслуженно горды тем, что саксофон создал их соотечественник. Когда в стране еще была своя валюта, портрет Адольфа Сакса украшал 200-франковую купюру. Но при жизни, как уже говорилось, мастер встречал как восторги, так и лютую ненависть. Однажды его даже пытались убить. Сегодня гигантский монумент Сакса и посвященный ему музей находятся в городе Динант.

На улицах Динанта символические изображения саксофона можно увидеть на любом здании. Встречается оно и во многих логотипах. Памятник саксофону имеет в Ростове-на-Дону.

Саксофонист Эскаланте сумел удержать 1 ноту в течение 90 минут. Каждый год проводится памятное мероприятие в честь конструктора.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.