Клавикорд – предок современного пианино и хаммерклавира, «рожденный» в эпоху Возрождения, и любимец всей Европы. Забытый почти на век, сейчас, с ростом популярности барочной музыки, исполняемой на старинных инструментах, клавикорд снова стал востребован.
Что это такое?
Клавишный струнный музыкальный инструмент состоит из корпуса с клавиатурой, идентичной клавиатурам остальных клавишных инструментов. Главное его отличие от фортепиано в том, что звук получается при помощи так называемой тангентной механики.
Тангент – медная пластинка, закрепленная на клавише. Нажатие на клавишу приводит к тому, что тангент прижимается к струне, деля ее на две части:
- вибрирующую и поэтому звучащую;
- глухую, заглушенную оплеткой.
Инструмент имеет самое тихое звучание среди клавишных, что не мешает выразительности игры. Такая камерность повлекла за собой использование клавикорда в качестве домашнего, аккомпанирующего и учебного инструмента.
Расцвет клавикордной музыки пришелся на XVII–XVIII века, когда для него писали классические произведения корифеи композиции: Бах, Моцарт, Бетховен. В XVIII веке в Германии выразительность инструмента использовали в своем творчестве композиторы-сентименталисты: И. К. Бах, Д. Г. Тюрк, К. Ф. Д Шубарт.
С изобретением и последующим ростом популярности фортепиано клавикорд почти вышел из моды.
Строение и звучание
Изначально инструмент был небольшим, и при игре его просто клали на стол или на колени. Это было связано с тем, что использовали его поначалу народные музыканты. Затем для удобства пользования появились четыре ножки. Корпус и подставки изготавливались из дерева, струны – медные.
Часто сдвоенные струны натянуты перпендикулярно расположению клавиш. Одна струна, смотря, в каком месте и с какой силой ее касается тангент, звучит по-разному: выше или ниже. Двойные струны настраивались в унисон.
Клавикорды бывают двух типов:
- связанные – одна струна или хор струн используются для 2–4 соседних клавиш (на 46 клавиш – 22–26 струны);
- свободные – количество клавиш соответствовало количеству струн.
Для связанного типа есть характерное ограничение – невозможно взять секунду, так как используется один и тот же хор струн.
Нежность и выразительность звучания вызваны особым, присущим только клавикорду, способом звукоизвлечения – деликатным касанием клавиши. Небольшое покачивание нажатой клавиши придавало звуку вибрацию, нехарактерную для других клавиров.
Интересно! Этот прием игры был изобретен сыном Иоганна Себастьяна Баха, выдающимся клавикордистом Филиппом Эмануэлем. Кроме вибрато, музыкант использовал в своей игре различные музыкальные «украшения».
Ф. Э. Бах написал первый трактат для клавиристов «Опыт правильного способа игры на клавире» (Versuch uber die wahre Art das Klavier zu spielen).
Существовали варианты клавикорда с педалью и несколькими мануалами, такие инструменты использовали органисты для обучения и занятий.
Системы темперации, используемые при игре на клавикорде, не отличались от тех, что применялись для клавесинов, органов (исключение составляли связанные клавикорды, где темперация была задана мастером, изготовившим инструмент). Тихий звук, отличающий клавикорд от других подобных инструментов, вызван особенностями звукоизвлечения – при нажатии на клавишу связанный с ней тангент бьет по струне, ограничивая ее звучащую часть и снижая амплитуду колебания струн.
Наряду с этим, клавикорд позволяет извлекать звуки более разнообразные в динамическом отношении, чем клавесин.
Механика инструмента позволяет делать диминуэндо и крещендо, но более деликатно и утонченно, чем на фортепиано.
Легкость извлечения звуков и незатейливость устройства обусловили популярность инструмента у музыкантов на долгие годы.
Музыковед И. Г. Вальтер в трактате «Музыкальный лексикон» называет клавикорд «первой грамматикой» любого исполнителя. Себастьян Вирдунг, живший в XVI столетии, давал такие советы ученику: сначала обратившись к клавикорду, освоив его, можно с легкостью постичь игру на органе, клавицимбале и на любых клавирах.
История
История фортепианно-клавирной культуры насчитывает почти пять веков. До конца XVIII века продолжался период, собственно, клавирного искусства. Именно в это время появилось несколько клавишно-струнных инструментов: клавесин, клавикорд и только позднее фортепиано.
Возникший в эпоху Возрождения в Италии, клавикорд произошел от еще более старого монохорда. До изобретения клавикорда клавиатура имелась лишь у органа.
Первое упоминание встречается в старинных документах конца XIV века. Сохранились до нашего времени описание и чертеж XV века. Первый дошедший до нас инструмент, датируемый серединой XVI столетия, создал Доменико – мастер, живший в Италии. Хранится раритет в Лейпциге, в музее музыкальных инструментов.
Основная часть старинных клавикордов относится к связанному типу. Первый инструмент свободного типа с тремя педалями соорудил в 1726 году мастер из Саксонии Даниэль Тобиас Фабер. На нем стали возможны: исполнение любых интервалов во всех тональностях, связное исполнение пассажей, возможность выбора темперации.
Лучшие инструменты производились в Германии – мастерские Г. Зильбермана, К. Г. Зуберта, династий Шмаль, И. П. Кремера, Шидмайер. А также в Швеции – мастер П. Линдхольм. Производство продолжалось примерно до 30-х годов XIX века.
Возродить культуру традиционного исполнения старинной музыки для клавиров попытался в конце XIX – начале XX веков музыкант из Швейцарии А. Долмеч. Для этого он построил клавикорды по заказу английских исполнителей старинной клавирной музыки.
Последним композитором, писавшим классическую музыку специально для педальных вариантов клавикордов, был Ферруччо Бузони, итальянский музыковед и дирижер.
Эволюция
Первые клавикорды изготавливались в виде прямоугольных столиков. Встречались даже в виде шкатулки, книги. Подобные инструменты были предметом роскоши и служили для забавы, а не для серьезного занятия музыкой.
До конца XVIII века характерна разносторонность музыкантов. Не было деления на композиторов, исполнителей и педагогов. Основой исполнительского искусства была импровизация. Потребности в новых выразительных средствах в музыке повлекли за собой расширение диапазона звучания клавикорда. Сначала он составлял две с половиной октавы, с середины XVI века – четыре, затем вырос до пяти октав.
К XVIII веку у части клавикордов появилась педальная клавиатура на 1–2 октавы. Все эти усовершенствования позволили исполнять программные классические произведения, написанные для любых клавиров.
С XVI века в правой части корпуса инструмента появился резонатор звука.
Рост популярности у публики, композиторов и музыкантов повлиял на изменение внешнего вида клавикордов. Корпус стал выполняться из ценных пород дерева: кипариса, карельской березы и ели. Появились украшения в соответствии с модой того времени. Изменения почти не коснулись размеров – они остались сравнительно небольшими: корпус не превышал 1,5 м, клавиатура вмещала 5 октав и 35 клавиш (фортепиано – 12 октав и 88 клавиш).
Клавикорд и современность
В наши дни клавикорд, скорее, экзотика для слушателей и исполнителей. Он мало приспособлен к использованию его в больших концертных залах. Звук инструмента сильно искажается при звукозаписи. Тем не менее в последнее время растет потребность в старинных инструментах, ведь именно так можно постичь барочную клавирную музыку в ее подлинном звучании.
По всему миру действует много обществ любителей старинной музыки. Было сделано более 400 музыкальных записей игры на клавикордах. Среди ярких исполнителей можно выделить Кристофера Хогвуда и Терстона Дарта.
Известным пропагандистом старинной музыки – и в частности исполнения ее на клавикорде – является Рене Клеменчич (и его ансамбль Clemencic Consort). Австрийский музыкант и композитор обладает поистине возрожденческим диапазоном знаний в разных областях искусства. Он дал в Москве сольный концерт на клавикорде, который назвал «Нежные воспоминания». В программу концерта вошли преамбулы, немецкие песни, французские шансоны, итальянские мадригалы авторов XVI века.
Современные слушатели, привыкшие к постоянному шуму и громкой музыке, благодаря удивительному инструменту переносятся в причудливый мир старинных мелодий. Звук клавикорда напоминает лютню, а мастерство Клеменчича позволяет добиваться тремолирующего эффекта, подобного вибрациям человеческого голоса.
Важно! Играл Клеменчич на клавикорде российского мастера Дмитрия Белова и высоко оценил качество инструмента: строй он держал прекрасно.
Мастерская «Клавир» Дмитрия Белова – самая крупная в России по изготовлению клавишных инструментов, в частности клавикордов. Выполненные российским мастером инструменты использовали такие громкие личности в исполнительском классическом искусстве, как: А. Коломийцев, М. Успенская, Кристофер Стембридж и Далибор Миклавчич.
Вновь возникший интерес современного слушателя к старинной музыке позволяет надеяться, что замечательный инструмент клавикорд будет радовать меломанов еще долгие годы.