Музыкальные инструменты

Все о музыкальном инструменте комуз

Все о музыкальном инструменте комуз

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. История музыкального инструмента
  3. Как звучит?
  4. Техника игры

Наиболее популярным и почитаемым из народных музыкальных инструментов среди кыргызов в настоящее время считается комуз. И недаром его изображение присутствует в национальной валюте Кыргызской республики — на банкноте достоинством в 1 сом.

Что это такое?

Комуз — довольно уникальный и очень древний струнный музыкальный инструмент кыргызов, относящийся к струнно-щипковому семейству. Он имеет грушевидный корпус и длинную тонкую шейку с головкой, на которой крепятся одним своим концом в колках 3 струны. Вторые концы струн крепятся в струнодержателе, установленном на корпусе инструмента.

Конструкция комуза лишена изысков и особых сложностей: и корпус, и шейка с головкой обычно вырубаются из цельного куска подходящего для этой цели местного древесного растения (абрикосового дерева, арчи, ореха, можжевельника либо урюка). В части корпуса, ширина которого составляет порядка 200 мм, по рельефу его конечной формы выдалбливается древесина, чтобы получилось полое пространство. Сверху накладывается и фиксируется специальным клеем дека, выпиленная из тонкого деревянного материала по типу фанеры. В деке под средней струной в центре корпуса просверливается сквозное отверстие (иногда несколько) небольшого диаметра. В результате полый корпус обретает акустические особенности.

В шейке тоже вырезается небольшое углубление, в которое вставляется накладка грифа. В головке просверливаются отверстия для деревянных колков, вырезаются пазы для верхнего порожка и струн.

Гриф комуза не имеет порожков, то есть он — безладовый, как, например, скрипичный или виолончельный. Однако в этом есть и свои плюсы.

На безладовом грифе можно получить звуки, отстоящие по высоте друг от друга не только в стандартном полутоне, как на фортепиано, баяне, мандолине и гитаре, но и в 1/4 тона. Их можно использовать, расширяя возможности инструмента.

В качестве основных эти звуки вряд ли могут использоваться (человеческий слух к такой музыке не готов, попытки уже предпринимались), но для украшения нормальных нот в отдельных случаях вполне подойдут (как форшлаги или другие мелизмы). Ширина грифа составляет в среднем 30 мм, наибольшая – 40 мм.

Имеется кобылка — подставка под струны, выполняющая роль нижнего порожка. Длина инструмента в целом составляет не более 1 м (в основном 900 мм). Мензура строго рассчитывается мастером, так как ошибка даже в 2-3 мм приведёт к тому, что комуз не будет строить. Интересен такой факт, что инструмент имеет всего одну мелодическую струну, на которой играют мелодию, а две остальные являются бурдонами, то есть создают монотонный непрерывный звуковой фон для мелодической линии композиции.

История музыкального инструмента

Сейчас трудно определить более или менее точный возраст комуза, но первые документальные упоминания о похожем на него инструменте были сделаны за 2 столетия до н. э. То есть этот музыкальный инструмент у кыргызов существует не менее 22 веков, причём и в наши дни остаётся популярным на уровне профессионалов и среди музыкантов в бытовой повседневности.

Комуз является обязательным инструментом в музыкальных национальных ансамблях, занимающихся кыргызским народным творчеством, с ним выступают сольно профессиональные комузисты (комузчи), на нём играют самобытные музыканты на различных праздничных общественных либо семейных событиях.

До сих пор комузы изготовляют вручную местные мастера, а в магазинах такой товар найти практически невозможно. В отдельных районах Кыргызстана внешний вид и размеры изготовляемых инструментов могут отличаться. А на юге страны комуз даже называется иначе – «чертмек», что произошло от слов «щёлкать», «стучать». Таким названием инструмент обязан некоторым приёмам игры правой рукой: интенсивные и разнообразные удары по струнам правой ладонью или пальцами, чередующиеся с различными способами глушения струн, напоминающими щёлканье.

Как звучит?

Как уже отмечалось выше, у комуза всего 3 струны. Ранее струнами являлись жилы либо кишки животных, значительно позже их начали делать из шёлковых нитей. Сейчас же для их изготовления в основном применяют толстую леску.

Порядковый счёт струнам у одних мастеров и музыкантов ведётся снизу вверх, а у других — сверху вниз. Правда, это не имеет особого значения, так как крайние струны в традиционных видах настройки звучат либо одной и той же нотой, либо с интервалом в один тон между собой. Вторая (средняя) струна в любом виде настроек крайних струн имеет звук «ля» малой октавы. Бурдоны звучат на кварту или квинту ниже («ми» либо «ре» малой октавы).

Запись нот производится октавой выше действительного звучания инструмента на нотном стане в скрипичном ключе.

Ниже приведены варианты стандартной настройки комуза:

Следует заметить, что наиболее популярным среди исполнителей кыргызской музыки на комузе является первый вариант из четырёх приведённых.

Действительные звуки открытых струн в такой настройке следующие:

  • струна №1 – «ре» малой октавы (не нужно забывать, что нотная запись звуков комуза на октаву выше);
  • струна №2 – «ля» малой октавы;
  • струна №4 – «ми» малой октавы.

Полный диапазон инструмента в такой настройке составляет полторы октавы — от ноты «ре» малой октавы до ноты «ля» первой октавы в реальном звучании. Этого вполне хватает для построения основных аккордов во всех возможных тональностях.

Тембровое разнообразие комуза может меняться в зависимости от строя и особенностей игры от мягких утончённых камерных звуков до мощных и полнозвучных гармонических построений. Постоянное присутствие ударного фонового звучания бурдонов, на котором развивается мелодическая линия композиции, является основной чертой музыки этого инструмента. Особенно остро ощущается гармоническое влияние такой музыки на чувства слушателей во время выступления ансамбля комузистов. Звучание одного инструмента недостаточно громкое — оно рассчитано, безусловно, на небольшую и тихую аудиторию (например, дома в семейном кругу).

Техника игры

Играют на комузе традиционно сидя, но опытному музыканту не составит труда сыграть и в положении стоя. Держать инструмент следует линией грифа либо горизонтально, либо под углом до 30 градусов. Левая рука выполняет зажатие струн в аккорды и пальцевую игру отдельных звуков, а правая «заставляет» звучать струны посредством пальцевых щипков или ритмических ударов по ним всей кистью или отдельными пальцами.

Кроме того, существуют приёмы игры, известные и по другим струнным музыкальным инструментам.

Например, возможно:

  • играть флажолетами, как на гитаре или мандолине, лишь касаясь при этом струн (а не зажимая их) в определённых местах грифа;
  • выполнять гитарный приём под названием «баррэ» для получения аккордов;
  • стучать пальцами по корпусу, имитируя перкуссию;
  • осуществлять следующие приёмы: пиццикато, бряцание по струнам, тремоло, вибрато и многое другое.

В подтверждение этих слов можно посмотреть видеоролик, в котором поражает профессионализм участников женского ансамбля, владеющих виртуозными приёмами игры на комузе и, кроме того, похоже, приёмами жонглирования.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.