Кото, называемое японской цитрой, считается национальным японским инструментом. Его часто можно услышать в ансамблях народной музыки с флейтами хаяси и сякухати, барабаном цудзуми и сямисэном. Со всем об инструменте кото, включая необычное строение, несколько разновидностей и богатую историю, стоит познакомиться подробнее.
Особенности
Для изготовления инструмента кото используется ценная дорогостоящая павловния. Из неё изготавливаются две деки. Нижняя отличается плоской формой и включает 2 отверстия для резонатора. Верхняя дека выполняется из цельного куска древесины. Её сводчатая форма и параболическая окружность определяют свойства с позиции акустики. Длина струнного щипкового инструмента составляет 180–190 сантиметров, а параметры ширины достигают 24 сантиметров.
Форму кото часто ассоциируют с лежащим на побережье драконом. А элементы японских гуслей в переводе с японского языка означают панцирь, живот, взморье и так далее.
В традиционном японском музыкальном инструменте 13 струн. Раньше их изготавливали из шёлка. Теперь ему на смену пришли нейлон и полиэфирная вискоза. Старая система наименования струн предполагала использование имен восьми конфуцианских добродетелей. Они сохранились только в отношении последних трёх струн, а остальные 10 стали называть по порядковым номерам.
Кото не предполагает использование украшений. Ценность инструмента определяется качеством древесины и умением резчика. Единственными декоративными элементами считаются орнамент касиваба на правом краю деки, съёмная ткань огирэ с орнаментом, а также полоски слоновой кости на брусах для фиксации струн.
История кото в Японии начинается в 710–793 годах нашей эры, когда первый инструмент был приведен на остров из Китая. В средневековье инструмент использовали в ансамблевой игре, а также в качестве аккомпанемента к пению. В IX–XI веках кото периодически использовали как сольный инструмент. В полной мере традиция сложилась к XVIII веку благодаря усилиям талантливого музыканта Яцухаси Кэнгё.
В начале XX века традиционные японские жанры постепенно отошли на второй план из-за более современных американских и западных веяний. Новую жизнь народному искусству подарил Мичио Мияги, который внес в процесс игры на кото новый колорит, а также создал новые его разновидности. По его проекту традиционное количество струн можно было увеличить до 80.
Сегодня этот струнно-щипковый инструмент фигурирует не только на сольных концертах и в народных ансамблях.
Его тембр органично вводится и в современные музыкальные композиции, придавая им незабываемый восточный колорит, не нарушаемый звучанием современных европейских инструментов.
Виды
В разные годы кото существовало в разных вариантах, среди которых основными считаются «кин» длиной в метр и с семью струнами и «со», достигающий 2 метров в длину с числом струн от 13. Первый вариант используется для соло. Второй чаще встречается в оркестрах и ансамблях. Среди кото, появившихся в прошлом веке, наибольшую известность получили 3 вида:
- 17-струнный;
- 80-струнный;
- короткий кото.
17-струнный кото разработан в 10 году эпохи Тайсё. Существовавшие тогда инструменты были лишены басовых нот, и новое творение было призвано обогатить музыку новыми красками. Автор нового кото – Мияги Мичио – отказался от идеи увеличения толщины струн с ослаблением их натяжения. Чтобы понизить тембр и сохранить красоту звучания, он пошел по пути увеличения размеров.
Образцом стал китайский сицу, только количество струн в нём снизили с 25 до 17. Недостатками нового творения стали сложность с перемещением из-за внушительных размеров и сложность в тембровом сочетании с традиционным кото. Поэтому было принято решение сделать деку меньших размеров, получившийся инструмент назвали малым кото.
Оба варианта активно используются вплоть до нашего времени.
80-струнный кото возник в 1929 году по замыслу Мияги Мичио, который хотел создать инструмент, способный передать все краски классической музыки, подобно фортепиано или арфе, с сохранением первобытного тембра. Полученный вариант поразил размерами, схожими с параметрами рояля. Однако тембровые и выразительные возможности такого кото остались невостребованными. Причинами стали отсутствие концертного репертуара, а также обнаруженные в ходе использования недостатки. В результате инструмент мало используется в японской музыкальной практике.
Короткий кото появился в 1933 году. Его создание было связано со стремлением дать инструменту большее удобство и практичность. В результате его длина уменьшилась до 138 сантиметров. В результате инструмент стал:
- удобным для перевозки;
- компактным в размещении на концертной площадке;
- более доступным для людей за счёт снижения расходов на древесину;
- простым в плане звукоизвлечения, благодаря чему на нем смогли играть женщины и мужчины, не обладающие большой физической силой.
Внедрение стальных колков позволило исполнителю самостоятельно настраивать инструмент. А наличие четырёх ножек дало возможность во время концерта сидеть на стуле, а не только на полу. При этом укороченная длина струн отразилась на качестве звука, а также снизила точность настройки. Поэтому короткий вариант чаще требуется для репетиций.
Тонкости игры
Техника игры на кото отличается в зависимости от школы:
- сидя на пятках (Икута или Ямада);
- сидя со скрещенными ногами (гагаку или кёгоку);
- сидя с поднятым коленом.
Исполнители, принадлежащие к этим школам, держат корпус перпендикулярно инструменту. При использовании стиля Икута-рю требуется диагональное расположение тела. Современные музыканты кладут инструмент на подставку, а сами садятся на стул.
Музыка производится щипком. Однако воздействие на струны осуществляется ногтями-плектрами, которые изготавливали из бамбука, кости или бивня слона. Приспособления надеваются на большой, указательный и средний пальцы правой руки.
Функция левой руки заключается в нажатии на струны, что способствует обогащению темброво-артикуляционных свойств, а также преобразованию звука по высоте.
Настройка лада и тональности в кото регулируется посредством струнных подставок, также именуемыми мостами или котодзи. Их настройка производится непосредственно перед выступлением. Изначально котодзи выполнялись из слоновой кости или дерева. Теперь на смену этим материалам пришёл пластик. Традиционно на кото используется 2 лада: обычный или кумои, различающиеся в настройке шести струн.
Подведем итоги: кото относится к японским народным инструментам с богатой историей. Его аналоги есть и в других восточных странах, включая Китай и Корею. Хотя инструменту уже около 1000 лет, его можно услышать не только на концертах традиционной музыки. Этот тембр хорошо сочетается с современными музыкальными направлениями. Для изготовления деки продолжает использоваться определенная порода дерева. Однако размеры, количество струн и их строй со временем менялись. Это определяло тембр, строй и диапазон звучания. Сегодня в ходу несколько вариантов кото, которые отличаются видом, звучанием и сферой использования.
Звучание кото смотрите в следующем видео.