Чтобы правильно обучиться игре на таком музыкальном инструменте, как курай, следует руководствоваться определенными знаниями и советами. Также начинающему музыканту рекомендуется узнать об основных разновидностях данного изделия.
Описание
Курай — это популярный духовой музыкальный инструмент, который, исходя из своих конструкционных особенностей, во многом схож с флейтой. По историческим справкам данный инструмент впервые появился на территории Татарстана и Башкортостана, где он сейчас выступает национальным атрибутом. Устройство татарской флейты достаточно простое — она состоит из прямой и длинной корпусной части, которая является полой внутри. В некоторых случаях в корпусе устанавливается язычок. Отверстия всегда располагаются с внешней стороны, при помощи которых музыкант способен извлекать необходимые звуки, исходя из их тембра и высоты.
Конструкционные особенности башкирского курая меняются в зависимости от разновидности. Классическая модель обладает длиной от 600 до 850 мм, диаметром в 20 мм и фактическим количеством отверстий в 5 шт., из которых четыре являются украшением корпусной части, а одно оставшееся выступает в роли декора тыльной области. Средний диаметр отверстий варьируется от 5 до 15 мм. Первоначальным сырьем для создания музыкального инструмента являлись высушенные стеблевые части различных растений, чаще всего зонтичных. Более современные вариации курая изготавливаются из дерева или металла.
Отличительная особенность музыкального инструмента — это наличие всех трех полных октав. Тембр, звуковой и мелодический ряд, а также диатонический диапазон изделия напрямую зависят от таких факторов, как материал, размеры, а также любые другие конструкционные особенности. Помимо вышеописанных характеристик следует отметить достаточно душевное, меланхоличное и в некоторой степени возвышенное звучание музыкального инструмента.
Под аккомпанемент зачастую достаточно сложно воспроизводить ту или иную мелодию, потому музыканты используют технику горлового пения.
Обзор видов
В современной практике можно встретить достаточно большое разнообразие видов данного музыкального инструмента, каждый из которых отличается конструкционными и функциональными характеристиками. Но есть наиболее популярные разновидности.
- Копшэ. Продольная флейта открытого типа, отличительной чертой которой является наличие 2-х отверстий, каждое из которых расположено на лицевой части музыкального изделия.
- Агач. Деревянная флейта свисткового типа, изготавливаемая из высококачественных и прочных деревянных пород: орех, калина или клен. Характерной особенностью разновидности является вариативность отверстий — от 4 до 6 шт. Длина агача варьируется от 25 до 30 см, в зависимости от дополнительных конструкционных элементов.
- Медный. Свистковый музыкальный инструмент щелевого типа. Для изготовления данной конструкции обычно используются сплавы алюминия, латуни или серебра. Средний диаметр типа составляет от 23 до 25 мм, при этом длина самого изделия варьируется от 26 до 27 см при семи отверстиях.
- Казан. Продольный музыкальный инструмент, отличительной особенностью которого является конусообразная форма. Также следует отметить более узкое основание изделия, чем верхняя часть — приблизительно на 13-15 мм меньше. Общая длина конструкции варьируется от 56 до 80 см, при этом количество отверстий может быть 2, 5, 6 или 7.
- Ногайский. Достаточно популярная разновидность музыкального инструмента, отличительной чертой которой является продольная форма, исключительно 2 отверстия по центру и длина корпуса в районе 70-78 см. Обычно используется женским полом.
Помимо вышеперечисленных разновидностей музыкального инструмента также следует отметить курай, изготовленный из соломы злаковых культур.
Характерная особенность данного типа — это небольшой конструкционный язычок, шириной в несколько миллиметров и длиной в 2 см. Подобный элемент вырезается непосредственно с закрытой стороны соломы.
Как играть на курае?
Перед тем как проходить обучение игре на инструменте, начинающему музыканту следует узнать о том, как его правильно держать. Курай всегда устанавливается между передними зубами таким образом, чтобы верхняя губа полностью закрывала изделие, а нижняя была слегка приоткрыта. Таким образом, кончик языка должен немного упираться в крайнюю область. Следующий шаг — это научиться правильному извлечению звука. При игре на музыкальном инструменте, пользователю необходимо дуть в него таким образом, чтобы язык не отрывался от крайней области, при этом должен получиться звук «тыщщ». Важно, чтобы губы не закрывались — они всегда должны быть слегка приоткрыты.
В процессе выдоха у музыканта может сильно закружиться голова. Чтобы головокружение прошло, начинающему игроку следует сделать небольшую паузу. Далее специалисты рекомендуют тренировать дыхание. Особо важно, чтобы при выдохе плечи не поднимались, при этом сам процесс вдувания характеризовался легкостью. Если вдох осуществляется как можно глубже, то выдох необходимо делать с небольшим напряжением. Следует понять, что глубина вдоха всегда зависит от непосредственной длины звучания — данный момент приходит исключительно с опытом. Для оттачивания вышеописанных и последующих навыков специалисты рекомендуют использовать зеркало. При его помощи можно проследить за тем, чтобы лицо не деформировалось — мимика должна быть ровной и не искореженной.
Высота мелодии всегда извлекается посредством зажатия отверстий на корпусе при помощи безымянного и большого пальца, которые не нужно слишком напрягать — в противном случае можно получить травму. Отверстия следует закрывать достаточно плотно, всей подушечкой пальца. Наиболее трудный момент в обучении — это правильное извлечение мелодии при помощи голоса. В данном случае специалисты настоятельно рекомендуют найти опытного музыканта, который сможет научить правильному извлечению звука. В процессе подобной практики начинающий музыкант может научиться извлекать задушевные, тихие и достаточно меланхоличные мелодии.
При отсутствии возможности найти профессионального репетитора можно найти в интернете учебник «Обучение игры на курае» от известного музыканта Т. М. Нуриева от 1997 года. Данная книга является наиболее подходящим самоучителем — именно в ней максимально подробно описаны основные практики извлечения голоса и некоторые особенности конструкции, при помощи которых можно научиться правильной игре.
Как показывает практика, обучаться игре на музыкальном инструменте следует не менее 40-50 мин в день. В противном случае прогресса ждать придется долго.