Top.Mail.Ru
Все о кобызе

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. История возникновения
  3. Особенности звучания
  4. Применение

Казахи очень гордятся кобызом. Этот инструмент довольно сложный, играть на нем удается далеко не каждому. В древности его звучание сравнивали с пением птиц или нежным голосом человека. Далее инструмент прошел несколько этапов преображения, и вот сегодня кобыз с расширенным диапазоном является неотъемлемой частью казахского национального оркестра.

Что это такое?

Согласно простому определению, кобыз является национальным музыкальным инструментом. А вот ученые европейских университетов дают ему расширенное пояснение. Кобыз – это древняя струнная конструкция, относящаяся к группе смычковых музыкальных инструментов. Именно кобыз является истинным предком музыкальных инструментов, требующих использования смычка для извлечения звука.

Кобыз является неотъемлемой частью истории казахского народа. Казахские историки приравнивают этот музыкальный инструмент к музейным носителям истории. Согласно легенде, рассказывающей о появлении кобыза, этот инструмент изначально относился к категории эзотерики, так как его использовали для работы носители религии тенгрианство. В казахском народе этих шаманов называли баксами. Так вот, носители тенгрианской религии играя на кобызе, становились посредниками между обычными людьми и богами. Этот факт, кстати говоря, поясняет наличие в конструкции небольшого зеркала и металлических подвесок. Представленные атрибуты словно создавали магическую ауру.

При изготовлении первых кобызов древности в качестве струн использовали конские волосы. Отсюда и название инструмента. В переводе с казахского языка «кыл» означает «конский волос». Основная часть конструкции кобыза выполнена из цельного куска древесины. Не секрет, что дерево являлось и является одним из ценных материалов, используемых для создания музыкальных инструментов.

Согласно древним поверьям, именно в цельном куске древесины хранится природное пение, которое вечно будет звучать с помощью инструмента.

История возникновения

Во многих азиатских странах истории возникновения тех или иных предметов заключены в удивительных легендах. Инструмент кыл-кобыз не является исключением, и начинается легенда со сказания о Коркуте.

Давным-давно на свете жил очаровательный юноша, звали его Коркут. На свой 20-летний день рождения ему приснился необычный сон. Как выяснилось позже, сновидение оказалось вещим. Перед Коркутом предстал старец в белом одеянии. Он поведал Коркуту, что жизнь его будет недолгой, что смерть его настигнет в возрасте 40 лет. После такого сна Коркут долго не мог найти покоя и в один прекрасный день он решил отправиться на поиски бессмертия.

Он снарядил свою верную верблюдицу по кличке Желмая и отправился в дрогу искать то, что не позволит ему умереть. Коркут посетил все уголки древнего мира. Но куда бы он ни пришел, везде встречал людей копающих могилы. И на вопрос, кому предназначена яма, все как один отвечали «для Коркута».

Долго он путешествовал, но когда понял, что бессмертие отыскать не удастся, вернулся в родной дом, что стоял на берегу реки Сырдарьи. Его переполняли грусть и разочарование. Он не знал, как ему теперь поступить и что же делать. И вот, чтобы избавиться от гнетущих мыслей, он решил смастерить что-то особенное. Коркут взял ствол старого можжевельника и вырезал из него основу для кобыза. Нижнюю часть будущего музыкального инструмента он обтянул кожей с шеи верной верблюдицы. Животное Коркут принес в жертву ради благого дела. Оставшаяся шкура верблюдицы была расстелена мастером-самоучкой на водах реки Сырдарьи.

День и ночь Коркут играл на кобызе. Его музыка притягивала к себе все живые существа. На звуки струн прилетали стаи птиц, звери прибегали стаями и семействами. Создания природы пытались добраться до источника музыки сквозь песок и воду.

И вот в один прекрасный момент на мелодию Коркута пришла Смерть. Ей было важно забрать его душу, но сделать хоть что-то, пока звучит мелодия кобыза, она не могла. И что самое интересное, пока кобыз играл, а его мелодия разливалась ветром по степи, Смерть не могла забрать ни одной живой души, и это ее совершенно не устраивало. Она долго ждала своего часа и уже начала отчаиваться, как вдруг Коркут прекратил играть и заснул. Смерть среагировала моментально. Она обратилась в образ змеи, подползла к музыканту и ужалила его. Однако довести свою работу до конца Смерть не смогла. Да, тело Коркута умерло. Сердце остановилось, дыхание отсутствовало. А вот душа перевоплотилась во Владыку нижних вод.

По сей день Коркут помогает шаманам творить на земле добро, помогать людям. Кобыз, в свою очередь, оберегает все живые существа от Смерти. Так юноша, ищущий бессмертие, смог найти его, столкнувшись лицом к лицу с самой Смертью.

Легенда довольно интересная и поучительная. Однако из нее можно сделать несколько важных выводов относительно истории создания инструмента. Изобрел его путешественник, побывавший в разных уголках земли. Такого музыкального инструмента он нигде не видел. И вот вернувшись на родину, решил попробовать смастерить что-то уникальное. Родиной кобыза, как понятно из легенды, является прибрежная часть низовья реки Сырдарьи. К сожалению, даты в легендах не указываются. Но и без них становится понятно, что дело было в далекой древности.

Шаманы-баксы утверждали, что кобыз является священным музыкальным инструментом. Они сравнивали его с великим существом, спускающимся на землю, чтобы нести благодать. Словно бравый скакун, мелодия кобыза уносила своего владельца в потусторонний мир, где можно было попросить духов изменить погоду, отыскать пропавшую вещь, вылечить близких и даже рассказать о грядущей судьбе семьи или целого рода.

Факт, что кобыз и шаманизм имели тесную связь, стал отличным поводом для отрешения от музыкального инструмента. Детям стали рассказывать, что кобыз содержит в себе зло и к нему нельзя прикасаться. По мнению казахского общества, цивилизованный мир не может нести в себе столь темные пережитки прошлого. В итоге в XX век казахи вошли без желания сочинять кюи для столь сложного музыкального инструмента. Оборвалась родовая традиция передавать потомкам навыки игры на кобызе. Сочиненные мелодии бесследно исчезли.

Последним, кто еще исполнял кюи на кобызе, был Ихлас (Ыкылас) Дукенов. Родился он в 50-х годах XIX века. И несмотря на то, что застал времена гонения столь сложного музыкального инструмента, все равно решил исполнять на кобызе свои произведения.

После начала XX века у некоторых казахов возникали попытки восстановить значимость кобыза. Они были уверены, что смогут вновь создать культуру ушедших лет. К сожалению, не всем удалось претворить мечту в реальность. Добиться поставленной цели смогли Жалпас Каламбаев и Даулет Мыктыбаев, известные на то время казахские музыканты. Они вывели кобыз на большую сцену, рассказали людям об этом уникальном музыкальном инструменте совершенно с другой стороны. И общество вновь приняло шаманский проводник в мир духов, только о его эзотерической связи было забыто. А музыканты Жалпас и Даулет организовали в Алматинской консерватории класс кыл-кобыза. Они же и были учителями.

Особенности звучания

Струны кобыза состоят из сотни конских волос. Они способны создавать целые гаммы обертонов, как только к ним прикасается смычок. Плотность, колоритность и густота воспроизводимого инструментом звука в большей степени зависит от работы смычком. При разной высоте звука обертон звучит индивидуально. Это может быть писклявое либо сочное звучание.

Кюям в исполнении кобыза характерно подражание звукам разных животных. Это может быть вой одинокого волка, крик лебедя, бег лошади. Некоторые музыканты даже способны воспроизвести звук выпущенной стрелы. На самом деле кобыз способен воспроизвести любые звуки, которые бывают в природе.

Со времен шаманов до наших дней дошло необычное дополнение музыкального инструмента. Это металлические пластины, витки, колокольчики. Они крепились на корпус инструмента, и когда шаману необходимо было создать особый фон, он просто встряхивал инструмент, чтобы все металлические вставки издали звук.

Для игры на кобызе использовали лукообразный смычок. Его движение по конскому волосу способствовало воспроизведению чистого звука. Для удобства игры инструмент держат вертикально, так чтобы опорой были сомкнутые ноги. При исполнении мелодий музыкант не прижимает струны к грифу инструмента. Он использует только легкие прикосновения, благодаря чему звук получается выразительным и четким.

Применение

В далеком прошлом музыкальный инструмент кобыз использовался только шаманами для проведения магических обрядов. Внутри основы кобыза они крепили зеркальце, а в головку грифа втыкали перья сов. При проведении ритуала в темной юрте зеркальце отсвечивало красноватым отражением от тагана, что придавало инструменту ауру мистицизма. И при такой обстановке кобыз исполнял свою мелодию.

В принципе, у обычных людей уже сердце уходило в пятки, но вся эта картина дополнялась пением шамана. Он громко проговаривал заклинания, от чего перья на грифе начинали трепетать. Подобное действие сказывалось на психике казахов, далеких от колдовства. Но, несмотря на страх, вызываемый ритуалом, они верили, что это все проделки высших сил.

Далее кобыз перешел в руки творческих служителей ханов – жирау. Простыми словами, это певцы, воспевающие героические подвиги своих правителей.

Когда кобыз обрел вторую жизнь, он стал незаменимой частью оркестров. Ну а современные исполнители выбирают этот необычный инструмент в качестве основы для своей музыки. Порой для кобыза даже выделяется несколько сольных партий. Однако чаще всего этот инструмент можно встретить в музыкальном оркестре.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.