Музыкальные инструменты

Что такое мандолина и каким бывает инструмент?

Что такое мандолина и каким бывает инструмент?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. История происхождения
  3. Обзор видов
  4. Звучание
  5. Использование и репертуар
  6. Аксессуары
  7. Как настроить?
  8. Интересные факты

Мандолина – один из самых известных струнных инструментов в Италии, Испании и других странах Западной Европы. За время существования этого инструмента появилось много его разновидностей. Самые популярные и распространенные модели мандолины – неаполитанская и ломбардская. На мандолине можно воспроизводить долгое звучание одной ноты с помощью приема тремоло и особой техники игры.

Что это такое?

Мандолина относиться к струнным щипковым инструментам, это лютневый подвид из класса хордофонов. Ее можно считать итальянским национальным музыкальным инструментом. Овальный корпус инструмента выполняет роль резонатора. Классическая форма корпуса – грушевидная. К нему крепится гриф с 18 ладами (количество может изменяться в зависимости от вида). Количество струн варьируется от 8 до 12 и зависит от модели инструмента. Используются металлические струны, которые протягиваются по всей длине грифа и корпуса. Самый распространенный строй – G3-D4-A4-E5. Особенное строение мандолины позволяет музыкантам эффектно использовать прием тремоло.

Корпус инструмента изготавливают из твердых пород древесины. Ребра чаще всего делают из палисандра, клена или вишни. А для деки используют ель или кедр. У классических моделей верхняя дека каплевидной формы плоская, а нижняя обычно немного выпуклая. Такая форма дает самое нежное и мягкое звучание инструмента. Другие формы дают более резкое звучание. Размеры корпуса отличаются в зависимости от модели. Средний размер инструмента составляет около 60 см, большая часть (33-35 см) – это корпус, а остальное составляет гриф с колками на наконечнике.

Гриф изготавливают из клена, кедра или лиственницы, а его головку делают из металла. В старину ее выполняли из слоновой кости или очень крепкой древесины. Разделители ладов на грифе также изготавливают из слоновой кости или металла. Подставку на грифе можно перемещать, она не закреплена. Перемещая ее, можно добиться более точной настройки инструмента. Ноты для мандолины пишутся в скрипичном ключе. Они аналогичны реальному звучанию. На инструменте можно играть аккорды.

Табы (табулатуры) для этого пишут так же, как и гитарные. Почти все табулатуры, написанные для других струнных инструментов, можно использовать для игры на мандолине.

История происхождения

Родиной инструмента можно считать Италию. Мандолина произошла от старинного арабского инструмента уд. Впервые она появилась примерно в XVII веке. Это была миланская модель, она имела 4-6 струн и по форме напоминала классическую лютню. После этого ее форма и технические характеристики претерпевали изменения. Наконец, в 1835 году она обрела законченный вид, который и сохранила до сегодняшних дней. С того момента появилась возможность установки металлических струн. Размер инструмента стал большим, количество ладов на грифе увеличилось до 17. Современную форму инструмента создала семья музыкантов Виначиа из Неаполя. Они создали изогнутую форму деки и начали настраивать инструмент по квинтам (как скрипку). От названия города и пошло наименование данной модели (неаполитанская мандолина).

Именно она считается классическим инструментом. Начиная с этого года все большую популярность набирают неаполитанские ансамбли и трио, которые исполняют народные тосканские песни под красивый аккомпанемент мандолины. Сегодня даже проводятся ежегодные музыкальные конкурсы среди таких ансамблей и вокалистов. В таком конкурсе принимал участие знаменитый Т. Коттрау с песней Santa Lucia в сопровождении мандолины. Один оригинальный экземпляр мандолины, изготовленный семьей Виначиа, до сих пор хранится в музее Великобритании, он датируется 1744 годом. Первые модели инструмента можно увидеть в музеях США, Италии и Испании.

Слово «мандолина» произошло от названия другого похожего инструмента – мандолы. Мандола по размеру больше, поэтому ее уменьшенный вариант в народе начали называть мандолиной.

С XVII века на мандолинах начали играть в оркестрах при исполнении опер и кантат. Мандолина быстро завоевала популярность благодаря необычному звучанию. Для инструмента стали писать сольные партии в концертных программах. В Париже начали выпускать сборники музыкальных произведений специально для этого чудесного инструмента, туда были включены и вокальные партии.

В России мандолина появилась примерно в 1785 году (в Петербурге и Москве), но она не завоевала популярность. На ней исполняли серенады, а в России того времени их не было, поэтому и мандолина оказалась невостребованной. Впервые мандолину в Россию привезли театральные трупы из Италии. Ближе к 1880 году она получила распространение сначала в европейской части, а затем и по всей России. Мандолину начали включать в репертуары популярных музыкальных вечеров. Было создано общество мандолинистов. В 1900-х годах начался выпуск самоучителей и нотных изданий. Они были ориентированы на мандолину и домру, которые схожи по строю и диапазону. С 1926 года было налажено собственное производство инструмента на фабриках по всей стране. Была даже разработана новая модель с двойной верхней декой, которая улучшала звучание инструмента.

Обзор видов

Классическим видом мандолины считается неаполитанская модель с 8 струнами (4 пары струн). Она получила самое широкое распространение по миру. Но и другие виды обширно используются музыкантами разных жанров. Все модели можно разделить на 2 группы: A-style и F-style.

  • Модели A-style имеют овальную форму с арочными элементами, из-за чего выглядят как небольшая гитара или скрипка. Верхняя дека плоская, часто с резными элементами. Такие мандолины популярны среди исполнителей фолка и кельтской музыки. Также они подходят для классической музыки.
  • Модели F-style (флорентийские) имеют выступ в нижней части деки. Эти выступы помогают музыкантам удобно расположить инструмент, когда они сидят. Такие инструменты популярны среди кантри-музыкантов. На основе этой формы были разработаны и другие модели мандолин: как классические восьмиструнные каплевидной формы, так и решения других форм с большим количеством струн.

Все популярные модели отличаются по форме корпуса, его размеру, количеству струн и строю. Каждая модель имеет свое уникальное звучание: оно может быть глубоким, мягким или невероятно ярким.

  • Флорентийская. Имеет 5 парных струн, а форма корпуса отличается от неаполитанской модели.
  • Миланская. Имеет 6 парных струн. Настраивают такую вариацию на октаву выше, чем классический инструмент. В остальном она схожа с классической моделью мандолины.
  • Сицилийская. Другое название – мандриола. У нее 8 струн, она считается среднеевропейским вариантом. Восьмиструнная модель получила широкое распространение у народов Мексики, предназначена для исполнения народной музыки.
  • Португальская. Модель имеет плоский корпус с резонаторными эфами (как у скрипки). Звук у нее более резкий. Такую мандолину часто используют исполнители народной музыки Ирландии, Англии и Бразилии.

Звучание

Звук мандолины очень мягкий и глубокий, но он быстро угасает. Бархатное звучание отличается особой глубиной. Струны на мандолине расположены попарно, ударять по ним принято медиатором сверху-вниз и обратно. На мандолине можно использовать многие приемы игры на струнных инструментах: тремоло, легато, трель, вибрато и глиссандо. Звук от струны на мандолине быстро затухает. Поэтому, если нужно сыграть длинные ноты, используется прием тремоло.

Так музыкантам удается продлить звучание нот. Быстрое многократное исполнение одной ноты сливается в один долгий звук. Звучит мандолина своеобразно, ее можно использовать как для сольного исполнения, так и в ансамблях с другими струнными инструментами.

Чаще всего она используется для исполнения народных песен, в США ее применяют наравне с банджо в блюграссе. Звучание мандолины привносит особенную «изюминку» в музыкальное произведение.

Использование и репертуар

Мандолину можно использовать в самых разных направлениях, ведь это довольно разноплановый инструмент. На ней можно сыграть сольную партию или аккомпанировать вокалисту. Очень часто мандолину можно увидеть в ансамблях, струнных трио и даже в больших оркестрах. Все зависит от музыкального жанра и композитора. Изначально инструмент использовался для исполнения народных итальянских мелодий. Позже его начали использовать в ансамблях, создавались трио и квартеты с различными щипковыми инструментами или только с мандолинами для академического исполнения. Широкое распространение мандолина получила среди джазовых и кельтских исполнителей в 30-х годах прошлого века. Очень часто инструмент используют исполнители музыки кантри и фолк.

Звучание мандолины можно услышать даже у рок-музыкантов (Led Zeppelin, R. E. M, Blackmore`s Night). Партию инструмента исполняли гитаристы в группах, было записано много культовых синглов. Когда многие рок-музыканты начали использовать мандолины для исполнения своей музыки, в США была разработана электрическая вариация. Это произошло в 30-х годах XX века. На корпусе электромандолины нет звукового отверстия, но установлены звукосниматели. У некоторых моделей предусмотрена дополнительная струна (электромандолина с расширенным диапазоном). Из российских исполнителей можно выделить рок-группу «Ария». Мандолину можно услышать в хите «Потерянный рай».

Для исполнения классической музыки больше всего подойдет неаполитанская модель мандолины, а для других жанров можно выбрать любую модель, на которой будет удобно играть. Очень часто мандолину используют в джазе, причем не только любители, но и профессионалы. Ее необычное звучание обогащает джазовые композиции, а конструкция корпуса позволяет легко импровизировать. Специальные концерты для мандолины писали знаменитые композиторы прошлого: Вивальди, Лечче, Перголези, Кауфманн и многие другие. Моцарт, Верди и Шенберг использовали мандолину в своих операх и других произведениях. Прекрасное нежное звучание инструмента привлекает многих композиторов и музыкантов и сегодня.

Аксессуары

На мандолине принято играть медиаторами разной толщины и размера. От медиатора зависят глубина и яркость звучания инструмента. Новичкам, возможно, поначалу будет сложно удержать толстый медиатор, так как это требует определенных усилий и привычки. Большой популярностью пользуются медиаторы-плектры, изготовленные из панциря черепахи. На сегодняшний день основную часть таких медиаторов изготавливают из синтетических материалов. Плектр – важнейший аксессуар для этого инструмента. Пальцами играть очень сложно. Многие используют обычные медиаторы, предназначенные для игры на гитаре. Но некоторые производители выпускают плектры, созданные специально для мандолины.

Обычную акустическую мандолину можно превратить и в электрическую. Для этого на инструмент нужно установить звукосниматель. Чтобы установить его, не требуется сверлить отверстия для крепежей. Все легко устанавливается, а при необходимости и снимается. В специализированных магазинах легко можно найти комплекты струн специально для мандолины с покрытием (фосфорная бронза, монель-металл, посеребренный металл) различной толщины, комплекты колковой механики, верхние порожки. Струны нужно менять регулярно, примерно 1 раз в полтора месяца при умеренном использовании. Если вы играете по несколько часов каждый день или выступаете на концертах, тогда менять струны нужно чаще. Изношенные ржавые струны быстро расстраиваются, о них легко пораниться во время активной игры.

Для удобства переноски (транспортировки) приобретите чехол для мандолины. Чехлы чаще всего изготавливают из плотного нейлона. При выборе чехла учитывайте форму своей мандолины (плоская или выпуклая). Для переноски на чехле предусмотрены боковые ремешки. Для хранения дома можно использовать подставки для инструмента или настенные держатели.

Тюнер (хроматический) будет полезен при настройке инструмента. С его помощью можно более точно настроить каждую струну по отдельности, прослушать их звучание и проверить точность настройки.

Как настроить?

Настроить правильно мандолину не очень просто, особенно для новичков. Лучше это делать под руководством мастера. Настройка мандолины (неаполитанской модели) происходит так же, как и настройка скрипки: соль, ре, ля, ми. Парные струны инструмента настраиваются в унисон. То есть у правильно настроенного инструмента будет по 2 пары каждой ноты. Если мандолину держать правильно, то самая высокая нота ми будет на нижней струне. Первое время это будет вызывать сложности, новичкам тяжело разобрать, какая из парных струн звучит неверно. Сначала настройте струны по отдельности, а потом попробуйте сыграть их вместе.

Сперва нужно настроить вторую струну в диапазоне ля. Потом ее зажимают на седьмом ладу и в унисон настраивают первую струну. Третью и четвертую струну нужно зажать на 7 ладу и настроить их, третью – в унисон второй, а четвертую – в унисон третьей. Этот способ настройки считается классическим. Иногда спаренные струны настраивают на разную высоту звука, это называется кросс-настройкой. Гитаристы могут настроить мандолину и наподобие гитары, чтобы получить схожий рисунок ладов. Если представлять мандолину как часть гитары, то это будут нижние 4 струны, но в обратном порядке. Аппликатуры, написанные для гитары, читаются таким же способом.

При правильной настройке нужно учитывать расположение струн на колках. Струны для нот соль и ре крепятся к верхним колкам, а струны ля и ми – на нижний ряд. Начните настройки с ближайшей к вам верхней колки, далее продвигайтесь по грифу по часовой стрелке, то есть переходя по нотам вверх. Когда устанавливаете новые струны на инструмент, то учитывайте, что они могут немного изогнуть гриф. Поэтому сначала настройте ноты приблизительно, не до конца натянув все струны. Дайте грифу и струнам время, чтобы они окончательно приняли нужную форму (струны распрямились и растянулись, а гриф немного изогнулся). И только после этого приступайте к тонкой настройке с помощью тюнера. Если новые струны сразу сильно натянуть и пытаться настроить точно, они будут соскакивать с колок. На это может уйти много времени, сил и терпения.

Интересные факты

Теперь рассмотрим несколько интересных фактов, связанных с мандолиной.

  • Знаменитый скрипичный мастер А. Страдивари также изготавливал и мандолины. На сегодняшний день осталось только 2 инструмента от этого мастера. Один из них хранится в Национальном Музее Музыки Дакоты.
  • Классическую неаполитанскую мандолину очень часто называют «луковкой» из-за формы корпуса.
  • Во многих советских фильмах и мультфильмах можно услышать звучание мандолины. Самый знаменитый из них – «Приключения Буратино».
  • На мандолине очень любила играть королева Италии Маргарита Савойская. Для нее даже изготовили именной инструмент.
  • Мандолиной также называют удобную терку для нарезки овощей.
Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.