Top.Mail.Ru
Все об окарине

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Строение
  3. Звучание
  4. Как научиться играть?

Русь издавна славилась своими умельцами, рукоделие и творчество которых впечатляло в прежние времена и продолжает вызывать восхищение людей. Среди основных промыслов, получивших признание во всём мире, можно выделить русскую матрёшку, жостовский поднос, хохломскую посуду и гжельскую керамику. Вне всякого сомнения, отдельного внимания заслуживает музыкальная свистулька — именно она стала прообразом музыкального инструмента окарина.

Что это такое?

Духовой инструмент окарина отличается большим разнообразием, его можно встретить в самых разных странах мира. В музыке ее необычное звучание нашло применение в самых разных музыкальных стилях – начиная от поп-музыки и заканчивая фолком. В быту инструмент может выполнять роль сигнального приспособления, детской забавы, быть оберегом и даже ритуальным атрибутом.

Окарина гармонично сочетается со звучанием других инструментов, поэтому она часто входит в состав струнных, духовых и даже ударных ансамблей. Особенно эффектно она звучит в тандеме с симфоническим оркестром, неслучайно знаменитые коллективы нередко включают ее в свои выступления. Существуют даже целые группы, которые играют только на окаринах. При этом их репертуар довольно многообразен, он включает мелодии самых разных жанров, даже тех, которые далеки от этнических.

История окарины в том виде, в котором она предстаёт перед нами сейчас, началась не так давно — со второй половины XIX столетия. Однако её предыстория уходит корнями в древнюю эпоху, когда люди только начали обжигать глину и изготавливать из неё всевозможные предметы для своего быта. В ходе археологических раскопок были обнаружены прототипы инструмента, возраст которых оценивают больше, чем в 10 тыс. лет. География таких находок довольно обширна — свистульки находили в странах Азии, в Египте, Румынии, Китае, Корее, а также в Африке и на территории Американского континента.

Самым простым инструментам свисткового типа придавался необычный вид — их изготавливали в виде рыбок, фигур зверей, птиц и абстрактных форм. Алтайские окарины даже имели форму фантастических существ — грифонов. В жизни наших дальних пращуров они играли очень важную роль. В частности, на Руси такие свистульки имели священное значение, их часто применяли при воздействии заговорами, с их помощью вызывали ливень в засуху и прогоняли темные силы.

Однако исследователи склонны предполагать, что праобраз современной духовой окарины в начале XVI в. был завезен в Испанию ацтеками.

Карлу V так понравилось выступление мексиканских танцоров и музыкантов, что артистов тут же отправили в поездку по странам Старого Света — так инструменты оказались в Италии. На одном из концертов присутствовал удачливый итальянский пекарь, занятный инструмент заинтересовал его, и он решил изготовить что-то подобное. Свои свистульки он готовил прямо в печах, которые после выпечки булок еще долго сохраняли тепло.

Те первые свистульки издавали от трёх до пяти звуков и пользовались популярностью у детей. Одним из ребят, играющих со свистулькой, был мальчик Джузеппе Донати, появившийся в небольшом городке Будрио. Он с ранних лет проявлял большой интерес к звучанию инструментов и умел мастерски обращаться с кларнетом. Мелодия свистульки ему всегда нравились, но неточность интонаций и скудный диапазон не устроили юного музыканта. В возрасте 16 лет потехи ради юноша решил усовершенствовать свистковую игрушку.

У обновлённого инструмента было уже десять отверстий, это позволило существенно расширить звуковой диапазон и довести строй до идеала. Именно Донати дал своему изобретению название «окарина», что переводится с болонского наречия как «гусёнок» — и в самом деле, по своей конфигурации инструмент напоминал пернатого без головы. Отверстия в усовершенствованном инструменте располагались в два ровных ряда, еще пара отверстий была предусмотрена по бокам, их закрывали большими пальцами. Однако на этом работа юного изобретателя не завершилась. Позже он создал еще несколько разновидностей свистульки, которые отличались высотой звука и своим тембром.

Строение

Конструкция окарины довольно проста. Это акустическая камера закрытого типа со свистковым механизмом. Конфигурация инструментальной камеры бывает самой разной, в ней предусмотрены отверстия для настройки тональности. Число отверстий в свистульках варьируется в пределах от 4 до 12, чаще всего их 5,6 или 7. Инструмент включает мундштук с пригубником, а также воздуховод, который получил название виндвей. Возле мундштука проделано окошко свисткового устройства — лабиум, тут же располагается и рассекатель струи воздуха – язычок.

Современный духовой инструмент, как в прежние времена, представлен во множестве форм. Он может напоминать геометрическую фигуру, а также птиц, рыб и животных. Его изготавливают из самых разных материалов, она бывает керамический, деревянный, глиняный, для изготовления часто используют металл, пластик, полимерную глину и даже стекло.

Считается, что окарина из дерева – ближайший родственник флейты. Тем не менее между ними имеются свои принципиальные различия. Так, флейта открыта с обеих сторон, у окарины объём со свистком прикрыт. Параметры тональности звучания флейты прямо зависят от воздушного столба. Изнутри управление ею производится при помощи закрывания и приоткрывания отверстий, именно поэтому они располагаются на удалении между собой. У окарины параметр тональности зависит от разницы величин давления внутри свистульки и снаружи. За счет давления сжимается, а затем разжимается воздушная пружина. Максимально высокие ноты формируются при открытии отверстия. Подобное строение существенно ограничивает диапазон звучания окарин, чего нельзя сказать о флейтах.

По своей конструкции окарины могут быть простыми и сложными. К первым относят однокамерные модели с малым диапазоном мелодии. Сложные — двухкамерные либо даже трехкамерные. Их диапазон доходит до трех тактов. Самые современные изделия снабжены поршневым или клапанным механизмом, благодаря чему стало возможным менять строй инструмента.

Звучание

Звучание окарины мягкое и чуть шипящее, при этом в тембральном оформлении доминируют холодные тона. Яркость и высота звука этой свистульки прямо зависит от габаритов инструмента. Чем меньше акустическая камера, тем выше, чище и громче звучит свистулька. И наоборот, чем больше объем инструмента, тем тише и глуше получается звучание.

Звучание окарины формируется как результат воздействия воздушной струи, направленной внутрь свистульки. Она вызывает колебания языка — воздух рассекается и создает вибрации, приводя к появлению внутри свистульки резонанса. Звучания окарины могут представлять пикколо, сопрано, альт, а также тенор и бас. Все они объединены в единый ансамбль и позволяют исполнять мелодии всех видов сложности – от классических до модерновых.

Окарину может отличать хроматический либо диатонический строй. На моделях с диатоническим строем хроматическое звучание достигается, если отверстия перекрываются фрагментарно. При этом на диапазон прямо влияет число отверстий — чем их больше в инструменте, тем шире будет спектр звуков.

Как научиться играть?

Окарина популярна во всём мире. Неудивительно, что многим хочется научиться играть на ней. Сделать это несложно.

Настройка

В силу изменчивости формы и объема инструмента, настройка производится уже после обжига и декорации. При этом замкнутость камеры, материал и прочие конструкционные особенности не оказывают существенного влияния на распальцовку. Ещё перед обжигом выполняется рабочая форма язычка и задаются параметры нотных отверстий, они делаются небольшими. После обжига и декорирования осуществляется настройка с использованием бор-машины: при этом все нотные отверстия закрываются, а язычок оттачивается до необходимой ноты.

Техника игры

Чтобы освоить игру на окарине, вовсе не обязательно разбираться в тонкостях музыкальной грамоты. В наши дни в интернете можно найти уроки и самоучители, где даны основные схемы раскладки и необходимые аппликатуры для различных типов свистулек. В целом последовательность действий при игре включает следующие движения.

  • Сначала мундштук окарины слегка зажимается губами, буквально самый корешок. Обращаем внимание на то, что зубы в этом движении участвовать не должны.
  • Расслабьте пальцы и слегка согните. Свистковые отверстия накрывают подушечками. Иногда в процессе обучения музыканты промахиваются и нажимают мимо отверстия, но по мере практики вы привыкнете попадать точно и максимально быстро.
  • В моменты, когда мизинец не прикрывает задних отверстий, дальнюю часть окарины следует поддерживать мизинцем.
  • Положение язычка во время игры: чтобы взять ноту или выделить грань между ними, постарайтесь, начиная дуть воздух, шептать «ту-у» либо «ду-у» (а не традиционное для флейты «фу-у»).
  • Воздушный поток, который вы направляете в инструмент, должен быть выверенным и как можно более равномерным. Если вы не собираетесь изображать порывы ветра, не задувайте чересчур сильно.
  • Проигрывая высокие ноты, немного склоните голову.
  • Тренируйтесь каждый день. Пусть недолго, но регулярно. И тогда у вас всё обязательно получится!

Окалина – это незатейливый музыкальный инструмент. Но вот уже долгое время армия его поклонников только увеличивается. В наши дни он завоевал огромную популярность в самых разных уголках земного шара. Свистульку можно услышать в больших концертных залах, ее звук проникает в души сотен тысяч меломанов по всему миру. Играть на ней интересно и при этом просто.

И в заключение приведем несколько занятных фактов, связанных с этим необычным инструментом.

  • Самая большая коллекция окарин представлена на родине создателя инструмента Донати.
  • В годы Первой мировой войны военные часто брали в бой окарину в качестве оберега. Своим звучанием она напоминала им о родном доме и придавала сил.
  • Звучания окарины знакомо всем жителям бывшего Советского Союза по песне «Беловежская пуща» ансамбля из Белоруссии «Песняры».
  • В Италии свистульку часто именуют «болонской колбасой», а в Америке она получила название «сладкая картофельная труба».
  • в 50-е гг. прошлого столетия окарина стала одним из основных аксессуаров хиппи.
  • Дважды в год в Италии проводится фестиваль музыкантов-исполнителей произведений на окарине.
  • Японская компания Nintendo в конце 90-х гг. представила духовой инструмент в цикле своих игр «Легенда о Зельде». По сюжету он обладает волшебными характеристиками, помогает противостоять силам зла, а также перемещается в будущее и прошлое. Популярность окарины после выхода этой игры выросла, это привело к всплеску продаж.
  • В кинематографе звучание этого удивительного инструмента можно встретить в заглавном треке к ленте Серджо Леоне «Хороший, плохой, злой», музыку к нему писал Эннио Морриконе. Мелодичные аккорды также различимы в комедии абсурда «Смысл жизни по Монти Пайтону».
  • Для аранжировки своих песен окарину использовали такие известные группы, как The Troggs и Duran Duran. Мелодии свистульки звучат в хитах американского исполнителя Бинга Кросби, рок-исполнителя из Ирландии Криса де Бурга, а также в песнях английской певицы Кэти Мелуа.
  • Свистулька представлена в японской анимации. Она включена в аудиоряд к мультфильмам «Мой сосед Тоторо», «Драконий жемчуг Z», а также «Анпанман».
  • Кстати, спортивный свисток по своей сути тоже можно отнести к окаринам. Его конструкция во многом похожа на этот простой инструмент.

Хотите услышать, как звучит окарина? Включайте следующее видео.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.