Каждый, кто начинает обучение на фортепиано, сталкивается с понятием октав. Их знание помогает ориентироваться на клавиатуре, а также исключает ошибки в освоении произведений. Поэтому стоит рассмотреть, что такое октавы, сколько их на фортепиано и в какой последовательности они представлены.
Что это такое?
В переводе на русский октава означает «восьмой» или «8». Это соответствует количеству клавиш между нотами с одинаковыми названиями. Помимо этого, под понятие октава попадает набор клавиш, которые находятся в этом промежутке.
Чтобы облегчить поиск нот на фортепианной клавиатуре, существует разделение на белые и черные клавиши. Причем последние чередуются группами по 2 и 3. Началом октавы считается белая клавиша, расположенная слева от двух черных, а окончанием – белая клавиша справа от группы из трёх черных клавиш. В результате каждая полная октава содержит 7 белых и 5 черных клавиш.
Несмотря на идентичность состава, октавы различаются по высоте звучания и написанию нот. Слева от исполнителя находятся клавиши, издающие низкие звуки, а справа – верхний регистр инструмента.
Количество октав отличается в зависимости от инструмента. На акустическом или электронном фортепиано, на синтезаторе с 60 клавишами их 5. Большее или меньшее число клавиш электронных аналогов будет напрямую влиять на количество октав.
Названия и расположение октав
Неожиданностью для новичка становится факт, что нумерация фортепианных октав начинается с середины. Причем это справедливо и для пианино, имеющего полную клавиатуру, и для синтезатора, на котором всего 5 октав.
Так, первая октава обычно находится между пюпитром и исполнителем. Такое расположение имеет несколько обоснований:
- звуки, образуемые клавишами первой октавы, чаще встречаются в диапазоне человеческого голоса;
- с этих нот обычно начинается обучение музыкантов;
- эти клавиши используются в музыке чаще, чем ноты, расположенные по краям клавиатуры.
Если следовать по схеме октав на фортепиано вправо, то следом за первой идут вторая, третья, четвертая. Пятая октава, представленная нотой до, имеется не у всех моделей пианино и роялей. На инструментах с меньшим количеством клавиш крайней справа может оказаться вторая или третья.
Для написания нот здесь задействуется преимущественно скрипичный ключ. Причем первая октава пишется до третьей строчки нотного стана. Вторая завершается выше первой добавочной линейки. Третья начинается с до, расположенной на второй добавочной линейке.
Для остальных октав чаще используется особый знак, означающий перенос музыки на октаву или две вверх. Это исключает путаницу в количестве дополнительных линеек.
Если двинуться от центра инструмента влево, то расположение октав будет в следующей последовательности:
- малая;
- большая;
- контроктава;
- субконтроктава.
С последней из них по факту начинается клавиатура. Однако в ней находится всего 3 клавиши, поэтому она тоже неполная.
Для нот, расположенных ниже первой октавы, разработан басовый ключ. Причем малая октава располагается выше второй линейки, на которой пишется си большой октавы. Контроктава в написании оказывается ниже второй нижней добавочной линейки. Для написания остальных нот также может быть использован дополнительный знак, предписывающий перенос нот октавой ниже.
В малой и первой октаве находятся ноты, которые имеют варианты написания в скрипичном и басовом ключах. Например, до может быть записана и на нижней добавочной линейке в скрипичном ключе, и на верхней добавочной линейке басового. При этом подразумевается одна и та же клавиша, что следует учитывать при разборе произведений. Разница в письме необходима для более целостного написания мелодии. Так, музыкальный фрагмент для левой руки будет по возможности записываться в басовом ключе, а для правой – в скрипичном. Хотя бывают и исключения.
Обозначение каждой клавиатуры тесно связано с нотным станом, где каждая клавиша отождествляется с нотой. Поэтому, чтобы хорошо ориентироваться в клавиатурах, нужно хорошо выучить нотную грамоту.
Как играть?
При обучении игре на фортепиано самые простые мелодии находятся в одной октаве. Это позволяет быстрее освоиться с часто используемыми клавишами. Затем освоение инструмента идет по принципу постепенного расширения диапазона – сначала в правую, а потом в левую сторону.
Преподавателям рекомендуется долго не задерживаться на одной октаве, чтобы исключить формирование стереотипов у учеников, мешающих им развивать искусство игры. Выйти за пределы ограниченного мирка можно следующими способами.
- Исполнением гамм. Учащиеся младших классов исполняют звукоряд в две октавы, в старших классах диапазон гаммы расширяется до четырех. Помимо освоения пальцевой аппликатуры и техники, это помогает ученику чувствовать себя свободно, работаю с регистрами, расположенными на отдалении от него. Причем постепенно нужно переходить с до мажора на другие тональности, чтобы стимулировать работу с черными клавишами.
- Вводом в репертуар произведений, которые основаны на сопоставлении звучания отдельных звуков или мелодии в разных октавах. С одной стороны, такие пьесы не так сложны в освоении, поскольку ребенок логически понимает, что один и тот же материал повторяется на разной высоте, при этом сохраняется схожее расположение клавиш и аппликатура. С другой стороны, он видит в нотном тексте, что ноты, расположенные в разных октавах, написаны по-разному. В дальнейшем это поможет ему быстрее ориентироваться, где именно на клавиатуре исполняется написанный на бумаге текст.
Помимо белых, начинают изучаться и черные. Этот процесс связан с освоением знаков диеза, бемоля и бекара. Первый из них делает звук выше, второй приводит к понижению. Причем не всегда эти действия связаны с переходами на черную клавишу. Бекар необходим для отмены знака.
Приставка «дубль» перед названием знака указывает, что понижение или понижение происходит в удвоенном размере.
Отдельным этапом обучения становится освоение октавных этюдов. Для этого нужно иметь достаточно развитую руку, чтобы пальцы без большого напряга доставали до нужных клавиш. Поскольку расстояние, охватывающее 8 нот, довольно большое, его берут крайними (1 и 5) пальцами.
Размер руки старшеклассников также допускает замещение пятого пальца четвертым, что становится необходимым в освоении сложных пьес и этюдов. Так, если мелодия в пьесе записана с октавным удвоением, то в верхнем голосе ожидается плавность переходов из звука в звук. Поэтому аппликатура предполагает поочередное взятие интервалов 1-4 и 1-5 пальцами. Использование четвертого пальца в октаве необходимо, если она приходится на черную клавишу. В этом случае пятый палец будет нежелателен.
Ошибки
Практика обучения игре на фортепиано знает случаи, когда дети путали октавы, а также испытывали сложности с воспроизведением нот. Подобное часто происходит при наличии ошибок со стороны преподавателя.
- Знакомство начинается сразу с клавиатуры. В результате ребенок начинает извлекать звуки, не понимания строения фортепиано и специфики его работы. Результатом становятся сложности в освоении клавиатуры, а в дальнейшем затруднения в поиске необходимого звукоизвлечения.
Предотвратить последствия можно, отведя первый урок общему знакомству с инструментом и его частями. Имеет значение наглядный показ способа появления звука, а также факторов, влияющих на его громкость, высоту и другие параметры.
- Обучение начинается с конкретной ноты. Если до этого учащийся не получил полного представления о клавиатуре, то первая выученная клавиша станет для него своеобразной точкой отсчета, от которой он будет выстраивать всё остальное. Результатом станет искаженное представление о клавиатурном пространстве, где в зависимости от обстоятельств каждая нота может стать главной.
Более эффективная методика предполагает путь от общего к частному. Сначала осваиваются регистры как наиболее крупные структурные элементы. Затем следует разделение на октавы, зоны, образующиеся между черными клавишами, а на последнем этапе называются ноты. Такой метод ускорит освоение клавиатуры, а также снимет страх перед игрой в крайних регистрах.
- Использование одной ноты в качестве стартовой точки приводит к затруднениям при поиске остальных клавиш. Ведь если каждый звук отсчитывать от «до», это займет больше времени, чем знание системы в целом. Выявить проблему можно, попросив учащегося назвать ноты в обратном порядке. Или предложив ему найти нужную клавишу без отсчета от старта. Если ребенок начал путаться, это означает, что он не запомнил реального расположения нот, что в дальнейшем затруднит подбор мелодий на слух, а также чтение с листа.
Выходом из ситуации становится упор на образное мышление, позволяющее сделать каждую ноту индивидуальной, придумать ей свой неповторимый образ.
- Стремясь закрепить освоение черных клавиш, некоторые преподаватели не торопятся давать детям пьесы с черными. В результате формируется патологический страх, который препятствует изучению пьес в других тональностях, помимо до мажора. Кроме того, постоянное использование белых клавиш приводит к искажению постановки руки. Пальцы постепенно смещаются к краю, что приводит к опусканию запястий.
Выходом из ситуации становится переход к черным клавишам, как только учащийся освоится в белых. Доступ к большему количеству клавиш с самого начала приводит к более гармоничному развитию исполнителя.
Своевременное начало изучение черных клавиш исключает ещё одну ошибку, свойственную музыкантам. Она выражается в сформированном убеждении, что при появлении диеза или бемоля нужно обязательно нажать черную клавишу. На деле повышение нот ми и си на полтона приводит к нажатию соседней белой клавиши. Подобный результат даёт понижение фа и до.
Путаница в октавах часто свойственна ученикам, которые для домашних занятий покупают синтезатор. Хотя такое решение кажется практичным для скромных квартирных условий, оно имеет несколько слабых сторон.
- Ребенок, привыкающий заниматься в условиях пяти октав, оказывается в растерянности перед полной фортепианной клавиатурой. В результате выученная пьеса может прозвучать выше или ниже требуемой октавы. Для таких учеников важно установить связь между разными клавиатурами.
Эталоном станет первая октава, расположенная строго посередине любого инструмента.
- Многие электронные инструменты не чувствительны к силе нажатия клавиши. Поэтому теряется возможность работы над динамикой и штрихами. Решить это можно только усиленной работой в классе на акустическом инструменте.
Подведем итоги: знание строения и расположения октав – это незаменимая часть образования каждого, кто осваивает музыкальный инструмент. Это помогает быстрее освоиться в многообразии клавиш, а также открывает путь к чтению с листа, подбору на слух, импровизации и другим возможностям.