Главным струнным музыкальным инструментом, позволяющим извлечь предельно низкие звуки, считается контрабас. Однако мало кто знает, что в XVIII столетии скрипичных дел мастера сделали попытку получения самого низкого звучания за счёт увеличения его габаритов — именно так возник октобас, самый крупный струнный инструмент во всем мире. Из него можно извлечь мелодии, нижняя граница частотного диапазона которых даже не воспринимается человеческим ухом.
Особенности
История появления этого струнного инструмента началась несколько веков назад. Ее корни уходят в XVIII столетие. В то время умельцы, занимающиеся изготовлением скрипок, решили, что объема стандартного контрабаса мало для самого глубокого звучания. Так был создан контрабас-гигант, получивший название октобас. Данный инструмент известен также как октавный контрабас и субконтрабас. В лондонском музее Виктории и Альберта представлен один из самых популярных экземпляров, известный под названием Голиаф. Его длина составляет 2,6 м. Игра на нем была весьма трудоемким процессом и предполагала участие двух исполнителей. Один музыкант стоял на приступочке и зажимал струны, а другой старался извлечь мелодию при помощи смычка.
Это было сложно и неудобно, потому в 1849 г. мастер из Франции Жан Батист Вийом придумал новый инструмент с педалями и рычагами. Он имел всего три струны, а его высота доходила до 3,5 м.
Из-за внушительных размеров играть на нём можно было только при помощи специальных приспособлений. Музыканту приходилось взбираться на специально обустроенную площадку и работать с массивными педалями и рычажками.
Необходимость зажатия струн различными устройствами существенно ограничила возможности игры и сделала недоступным исполнение стремительных пассажей. Мастера так и не сумели добиться желаемого эффекта и не получили требуемой глубины насыщенности и мощности силы звучания. Струнный инструмент достиг максимального диапазона по нижним частотам, но это стало единственным преимуществом перед простым контрабасом. Эти недостатки не позволили субконтрабасу получить повсеместное признание. В наши дни он используется в больших оркестрах только в том случае, если композитор составляет для него отдельную партию.
Чем отличается от контрабаса?
Основное отличие октобаса от контрабаса — это размеры: октавный контрабас намного больше обычного. Его высота доходит до 4,5 м, поэтому поставить его можно отнюдь не в каждом помещении. Игра на габаритном инструменте сложнее в сравнении с контрабасом с технической точки зрения. Кроме того, октобас существенно проигрывает контрабасу по качеству звука — в его мелодиях недостает глубины, яркости и насыщенности.
В отличие от своего мелкого собрата октобас так и не получил распространения. Мастера осознали необоснованность своей идеи и прекратили смелые эксперименты с габаритами корпуса. Они снова бросили силы на совершенствование контрабаса — работа над ним позволила добиться низкого звучания путем добавления еще одной струны строя в строе «до» контроктавы.
Кроме того, в контрабасах был создан особый механизм, позволяющий удлинить самую низкую струну. Это позволило создавать дополнительные нижние аккорды.
Строй
Нижний звук октобаса соответствует границе возможностей слухового восприятия человека. Если бы можно было издавать звуки еще ниже, то человеческое ухо их попросту не воспринимало бы. Даже сейчас звучание нижней струны могут услышать далеко не все, чаще всего звук ощущается только вибрациями, отражаемыми грудной клеткой. Строй октобаса определяет три основные ноты — «до», «соль» и «ля». Звучание мелодии приглушенное, частота «до» отличается супероктавой 16 Гц. В музыкальной практике применяется весьма ограниченный диапазон, завершающийся «ля» контроктавы.
В целом изобретателей разочаровало звучание октобаса: оно оказался менее насыщенным в сравнении с обычным контрабасом. Именно поэтому совершенствованию его строя в наши дни никакого внимания не уделяется.
Техника игры
Современные октобасы не столь велики, как самые первые модели. Тем не менее они имеют внушительные габариты, потому игра на них становится нелегкой задачей для исполнителя. Чтобы они могли извлекать мелодию, используются особые подставки. Зажатие струн в субконтрабасе осуществляется путем воздействия специализированного ручного устройства. В субконтрабас встроено 7 рычагов, благодаря чему можно зажимать все струны одновременно на каждом ладе. Во всём остальном техника музицирования на субконтрабасе ничем не отличается от игры на остальных скрипичных инструментах. Ограниченность работы на нём связана только с дискомфортным положением смычка и внушительными размерами. Именно поэтому темп игры всевозможных гам зачастую искажается.
В наши дни субконтрабас можно встретить в составе симфонических оркестров. Некоторые композиторы используют этот необычный инструмент для максимальной силы звучания своего музыкального произведения. Наиболее популярными современными произведениями для октобаса считаются труды американского музыканта Адама Гилберти. В наши дни попытки создать инструмент с низкочастотным звучанием не прекращаются. Сегодня появились и некоторые другие габаритные музыкальные инструменты, выполненные по схеме увеличения своих аналогов. К ним можно отнести контрабас-тромбон, контрабас-флейту, а также бас-тубу и некоторые другие.