Музыкальные инструменты

Перкуссия в музыке

Перкуссия в музыке

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Виды
  3. Где используется?

Медики слово «перкуссия» имеют право считать профессиональным термином, ведь, действительно, существует такой метод исследования – перкуссионный. Звук, который возникает при выстукивании здоровых и больных тканей, разнится, и это помогает доктору в диагностике. Перкуссия в музыке тоже связана со звуком, ритмом, а еще ударом. Поэтому пересечение медицины и музыкального искусства в одном слове не является случайностью.

Что это такое?

Перкуссией называют особую группу ударных инструментов со звуковым продуктом, формирующим ритм и делающим на нем акцент. Они встречаются в этномузыке, электронной музыке и других жанрах. Но этно и фолк являются теми категориями, которые в большей степени соприкасаются с термином «перкуссия». Так, всякую национальную музыку исполняют и на перкуссионных инструментах тоже.

Что это за инструменты:

  • бубен;
  • кастаньеты;
  • ковбелл;
  • трещотки;
  • бонги;
  • колокольчики;
  • маракасы;
  • шейкер и прочие.

Это только мизерная часть списка, которая представляет перкуссионные инструменты мира. В мире этномузыку создают десятки и десятки инструментов такого типа. Названия большинства из них обыватель мог никогда и не слышать. Но от этнической музыки образовался удивительный мостик, который перешел в музыку электронную. Это случилось в 80-е годы прошлого столетия. Перкуссия в данном случае представлена уже готовыми, записанными сэмплами. Они обязательно используется в таких стилистических направлениях, как техно, хаус, транс, а еще чилл-аут, брейк-бит и другие. Интересно! Самые популярные в электронной музыке перкуссионные объекты – ксилофон, колокольчики, а еще тамбурин, бонго и гонг. Они помогают композициям стать динамичнее и лучше запоминаться.

Современные джазовые оркестры и рок-группы могут иметь в своем составе перкуссиониста. И это, помимо основного ударника, использующего классические ударные инструменты. К слову, в стандартную ударную установку не входит ни один перкуссионный инструмент. С представителями этой музыкальной категории человек, как правило, знакомится в детстве. Кто-то начинает экспериментировать с обычной погремушки: родители могут с ее помощью подыгрывать известной песенке либо акапельному исполнению. А ребенок, чуть повзрослев, также может пробовать создавать той же погремушкой ритм, повторять ритм известной песенки.

В детских магазинах несложно найти простой набор детских перкуссионных моделей, в котором будет бубен, маракасы, простые колокольчики.

Виды

Есть ряд классификаций этих инструментов. Первая делит их по высоте звучания. В перкуссионном ряду присутствуют изделия с заданной чистотой звучания и неопределенной. К первым относят барабаны (большой и малый), литавры, колокольчики, здесь же ксилофон и вибрафон. Ко второй – тарелки, бубен, обычный треугольник, там-там, кастаньеты.

По пути звукообразования образцы перкуссии бывают также нескольких видов.

  • Идиофоны. Звучание в данном случае создает само тело изделия. Например, колокольчик образует звук за счет удара язычка о стенки. А также в эту категорию входят треугольник, ксилофон, там-там, вибрафон, маримба и другие. В свою очередь, идиофоны делятся на предметы из дерева и предметы из металла.
  • Мембранофоны. В данном случае звук идет благодаря натянутой кожаной мембране. Хотя мембрана вполне может быть сделана не из кожи, а из пластика, например, другой синтетики. В эту категорию можно включать барабаны, бонги, бубны, литавры.
  • Струнные ударные. Это цимбалы, янцинь, сантур.

А теперь об инструментах, которые относятся к категории перкуссионных, и наиболее интересны музыкантам разных стилей и направлений. Вот 10 ярких представителей перкуссии.

  • Тамбурин. Кто-то не отличает его от бубна, ведь инструменты, действительно, родственны. Но разница все же принципиальна, и она – в самой конструкции. Тамбурин представляет собой круглый или полукруглый обод, на нем закреплены небольшие тарелки либо металлические бубенцы. Они-то и будут главным звучащим элементом изделия.
  • Кахон. Его родина – Перу. Выглядит он довольно странно: коробка, имеющая пять деревянных стеночек, на одной из них имеется фазоинвертор. С помощью передней стенки происходит выход звука. Чтобы играть на таком инструменте, музыканту нужно сесть на него и чуть-чуть отклониться. Внутри необычного изделия имеются струны, они частично контактируют с передним фанерным элементом. А так как верхние углы к базовой конструкции не создают плотного прилегания, кахон впечатляет тембральным рядом.
  • Бонго. Представитель кубинской национальной музыки. Если обозначить его в двух словах – сдвоенный барабан. Артисту, играющему на бонго, надо сидеть. В бонго барабанов пара, малый и большой. Доминировать будет именно большой, обычно он находится справа от играющего. У этого барабана тон низкий. В латиноамериканской музыке бонго используется очень часто. И хоть перкуссия нередко выступает как фоновый инструмент, далеко не главный, бонго выбивается из этой категории – ему солировать доводится часто.
  • Маракасы. Еще один кубинский представитель. Хотя использовали его индейцы из Южной и Северной Америки, он идеально подходил для ритуальных танцев. Дерево и пластик, металл – маракасы делают из разных материалов. Внутри их неизменно сыпучее вещество. Очень похож этот инструмент на шейкер, и все же они разные: у маракасов есть ручки.
  • Кастаньеты. В латиноамериканской музыке, испанской и итальянской звук кастаньет слышится то и дело. Это такие пластинки, соединенные попарно, выполненные из твердых пород дерева. Они надеваются прямо на пальцы. Когда пластинки ударяются, слышится звук щелканья – резкий и четкий.

Хороший музыкант способен кастаньетами выбить оригинальный ритмический рисунок.

  • Рейнстик. В Перу и Чили его называют «палкой дождя». Выглядит он как длинная трубка, внутри которой сделаны специальные перегородки, а может пребывать и рассыпчатая субстанция. Название происходит от того, что при игре на этом инструменте внимательный слушатель, действительно, узнает шум дождя.
  • Конги. Еще один представитель Латинской Америки, представленный в виде конусообразной бочки. На верхней части этой бочки натянута мембрана из кожи. Музыканты могут использовать пару таких инструментов, различающихся по диаметру и высоте тона – это сделает звучание более глубоким. Играют на нем либо руками, либо специальными палочками. Впрочем, можно его подвесить и на плечо артиста. Но и фиксация на стойке вполне допустима.
  • Джембе. Этот прибор пришел из Африки, а если точнее, его родиной является Республика Мали. Он имеет кубковую форму: нижняя доля инструмента открытая и узкая, верхняя – покрыта мембраной. Обладает тремя тонами: шлепком, низким и высоким ударами. Благодаря ремню джембе легко ляжет на плечо артиста, работающего стоя. Но реально поставить его на пол, сесть сверху и играть так.
  • Ковбелл. Название переводится немного странно – «коровий колокольчик». Это такая четырехугольная прочная призма с открытой начальной гранью. На его звук влияют плотность стенок, а также материал изготовления. Если ударить по кастрюльке из нержавейки простой скалкой, получится звук, очень напоминающий ковбелл.
  • Кабаса. Этому музыкальному инструменту много столетий, это латиноамериканская перкуссия. Собой он являет цилиндр из металла, который опутывают проволочные кольца с надетыми на них металлическими шариками. Если производить конкретные действия с кабасой, получится громкий звук с характерным дребезжанием, но ритм в нем все же есть (а это главное). Услышать данный инструмент можно в самбе и босса-нове. В роковых, а также джазовых композициях кабаса также, можно сказать, «прописалась».

Эта инструментальная палитра – выборка из ярких представителей перкуссии. Изучать латиноамериканские, африканские и другие инструменты интересно, ведь тесна их связь с историей, культурой, национальными традициями.

Где используется?

В этнической музыке и фолке без перкуссионного ряда не обойтись. В музыкальном творчестве любой народности они обязательны. Стоит только вспомнить, что задает ритм во фламенко, чем интересна скандинавская народная музыка, как невероятно ритмична музыка Африки. Именно удары и звук влияют на характер этой музыки, они же во многом делают ее узнаваемой. Известно сравнение перкуссии с приправой: вроде перец и соль не являются главными ингредиентами блюда, но без них даже самое замечательное мясо пресно, а суп лишен вкуса так значительно, что есть невозможно. То же и с перкуссией: она выстраивает игру, направляет ее, заставляет человека услышать и слиться с мелодией. По этой причине перкуссия не осталась только в этно и фолке, а уверенно обосновалась в джазе, электронной музыке, роке, рэпе и других жанрах.

И в современной электронной музыке востребовано немалое количество библиотек перкуссионных сэмплов. Это обогащает саунд, делает его более эмоциональным и выразительным. Тот случай, когда музыка вступает в контакт со слушателем, воздействуя на его нервную систему, вызывая определенные ассоциативные ряды.

Чем хороша перкуссия для обычного человека, не имеющего музыкального образования, так это доступностью. Взяв в руки маракасы, человек может попробовать усложнить композицию, которая звучит на каком-то носителе. Он может переключаться с одного такого инструмента на другой, становясь буквально «человеком-оркестром».

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.