Музыкальные инструменты

Разновидности бивы

Разновидности бивы

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Обзор видов
  3. Техника игры

Как и вся культура Японии, музыка Страны восходящего солнца своеобразна и непривычна иностранцу. А особенно справедливо данное утверждение для народных инструментов, которые использовали еще древние мастера дзэн во время своих медитаций. Однако среди самих японцев этнические духовые, ударные или струнные очень популярны не только из-за того, что жители чтут свою историю и культуру, но и из-за того, что такие инструменты используют в традиционном театре Кабуки и некоторых постановках и концертах современного искусства. Особое место в таких выступлениях занимают звуки бивы.

Что это такое?

Бива – это традиционный японский щипковый музыкальный инструмент, семейства лютневых. Свое название она получила от китайской лютни пипы, завезенной в Японию в VIII веке. Сама же пипа получила свое название от слов «пи» и «па», которые переводятся как движение по струнам пальцами вверх и вниз соответственно.

Конструкцию бивы можно разделить на три главные части.

Корпус

Грушевидный корпус с небольшим грифом состоит из задней и передней стенок, а также боковой поверхности. Лицевая стенка имеет пару резонаторных отверстий, которые напоминают своей формой полумесяц, и одно скрытое у струнодержателя. Спинка бивы прямая, а боковые поверхности достаточно узкие, вследствие чего инструмент выглядит достаточно плоским. Головка бивы отклонена назад от корпуса под углом в 90 градусов.

Лады

В зависимости от вида может быть 5 или 6 ладов. Характерной особенностью японской лютни являются высокие лады, ощутимо выступающие над грифом, которые с течением времени становятся все выше.

Именно поэтому играть на биве, как на обычной гитаре, зажимая струны на ладах, не получится.

Струны

Струны, по сравнению с европейскими инструментами, натягиваются довольно слабо, что дает характерный «звенящий» тембр музыки. Их может быть 4 или 5. Еще одной важной особенностью является то, что инструмент не настраивают, и это делает японскую лютню еще более сложной в освоении. Музыкант контролирует высоту тона лишь с помощью силы нажатия на струну.

История бивы насчитывает несколько сотен лет и идет по двум главным направлением. Во-первых, во времена средневековья считалось, что на этом инструменте обязан уметь играть любой аристократ или его вассал. Биву обязательно включал в свой состав придворный оркестр. Ее не держали в руках, а укладывали на пол и били по струнам небольшим деревянным или костяным медиатором. Во-вторых, вплоть до начала XX века японская лютня была традиционным аккомпанементом для бивахоши – слепых музыкантов, читающих под звуки музыки эпические легенды о героях или даже буддийские гимны и сутры.

Со временем традиции героического пения бивахоши отошли в прошлое, пережив несколько попыток возрождения, и современная бива мало напоминает скромные лютни слепых буддистских монахов. Она звучит более мужественно и звонко за счет твердых пород дерева, из которых теперь делают ее корпус. Мелодия классической музыки гагаку стала более твердой и яркой.

Обзор видов

На сегодняшний день известно 5 различных вариаций бивы.

Гаку

Первая разновидность лютни, получившая распространение в Японии. По своей конструкции она наиболее близка китайской пипе: массивный корпус, короткий гриф с отогнутой головкой и всего 4 лада. На грифе расположено 4 колки, которые настраивают 4 шелковых струны. Длина гаку-бивы доходит до 1 м, а ширина – до 41 см.

Исполнитель кладет такой инструмент на колени или пол горизонтально, струна прижимается пальцами левой руки.

Гогэн

На этой биве гагаку играли только до IX века, а на сегодняшний день она практически не используется. Главным и единственным отличием от гаку-бивы является 5 струн и ровная головка грифа, которая не отклоняется назад.

Мосо

Возникла на юге Кюсю в конце VII века для аккомпанирования буддийским пениям и притчам. Отличается небольшими размерами и отсутствием единой формы корпуса. Имеет 4 струны и 5-6 ладов, которые часто делали съемными, чтобы мосо-бива помещалась в мешок за плечами.

Саса

Отдельная разновидность мосо-бивы для проведения ритуала очищения очага древними японскими крестьянами. Это самая маленькая бива, сделанная таким образом, чтобы ее было удобно переносить с собой из одного дома в другой.

Хэйкэ

Возникла в конце X века и заменила собой мосо-биву. Специальная музыка, созданная для этой лютни, получила название хэйкёку. Ее исполняли странствующие буддийские монахи, которые рассказывали о военных подвигах и героях древней Японии.

Чикузен

Бива с дополнительной высокой струной. Из-за своего мягкого звучания считается женской моделью инструмента.

Техника игры

За долгие столетия развития бивы музыканты создали множество школ игры и пения. Но основные приемы игры на лютневых, позволяющие получить красивое звучание, и сегодня остаются неизменными.

  • Пиццикато. Извлечение отрывистого тихого звука щипком струны. Выполняется обычно пальцами правой руки, позволяет создавать четкие ритмические рисунки.
  • Арпеджио. Проигрывание аккордов последовательно от нижнего к верхнему на струнных инструментах методом перебора.
  • Игра плектром. Защипывание струн с помощью костяной, деревянной или пластиковой широкой пластинки, называемой также медиатором.
  • Удары. Резкий удар по струнам бивы с последующей резкой остановкой.
  • Прижимание за ладками. Для того чтобы повысить тон, струну прижимают одним или несколькими пальцами за ладом. Чем сильнее нажим, тем выше и тоньше получается звук.

Несмотря на привычную технику игры, получаемое звучание бивы не похоже на европейское.

Японская лютня предполагает несколько иное отношение к ритмическому рисунку, тону, общему впечатлению. Так и традиционный способ записи такой музыки несколько отличен от общепринятого, характеризуется большей вольностью и может показаться даже весьма приблизительным.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.