Красавица-гармошка – сельская любимица, звонкоголосая спутница народных гуляний русского человека в недавнем прошлом. Верная подруга молодежи во время романтических вечеров на деревне и за ее околицей. В былые времена парень с гармонью был кумиром девушек и ребят.
О фабрике
Невзирая на неопределенность происхождения инструмента – до сих пор точно неизвестно, где именно появилась гармонь – русский народ безапелляционно считает ее национальным достоянием. Душевное название гармонь, гармошка почти очеловечивает ее, в то время как в других странах инструмент такого типа называется более обезличенно – гармоника. В руках мастера гармошка может разговаривать, плакать и смеяться, грустить и радоваться. Инструмент в состоянии подарить надежду, повести в бой, как это не раз бывало на фронтах отечественной войны – тому подтверждением является марш «Прощание славянки» в исполнении Владимира Павловича Наталенко.
К великому сожалению, популярная некогда гармошка пользуется сегодня весьма умеренным спросом. Производство из массового, когда в стране выпускалось в год около 60000 изделий в год, перешло в штучное. На фабрике «Шуйская гармонь» производят менее 100 экземпляров в месяц.
Впервые массовое производство гармоней запустили в Туле, затем наступил черед Шуи, где несколько артелей объединились и появилась Шуйская гармонная фабрика. Подобные артели работали и в других городах, поскольку спрос был довольно велик на народную любимицу. Гармошки разных артелей различались – каждая из них имела индивидуальное звучание и особенный голос.
ОАО «Шуйская гармонь» сегодня – это гармони, аккордеоны, баяны, выполненные в традиционной манере, со своим особенным тембром, запоминающимся внешним видом, в котором специалист сразу узнает руки шуйских мастеров. Основанная в период становления СССР, фабрика в первый год подарила стране 417 замечательных изделий.
В последующем количество инструментов значительно увеличилось, в 60-х годах прошлого века на производстве освоили новые модели ручных гармоней. Организация с гордостью показывала свою продукцию на множестве зарубежных выставок. Русская «певунья» побывала в Японии и Австрии, Франции и Венгрии, экспортировалась за рубеж.
Годы 90-е прошли тяжелым катком по стране и по шуйскому гармонному производству в том числе. В тяжелейшую пору, во время жестокого экономического кризиса, гармонь перестала пользоваться спросом – в те времена люди думали о выживании, духовное отошло на задний план. Предприятие осталось без работы, и фабрике пришлось, как и большинству предприятий по стране, искать выход из сложившейся ситуации.
Администрацией принято решение по освоению и запуску производства детской мебели, часть площадей отвели цехам по пошиву постельного белья. Завод сохранили, не допустив разрухи и запустения.
Сейчас выпуск гармоней продолжается, хотя и не в таких количествах, как до перестройки. Налажены связи с зарубежными заказчиками.
Особенности
Знаток всегда отличит шуйскую гармонь от тульской тембром звучания, даже не глядя на визуальное оформление. Особенность изделий из Шуи в аккордеонном звуке, что достигается мягкими, «душевными» обертонами с регистрами для двухголосного или трехголосного звучания. Штучные изделия, зачастую изготовленные по индивидуальным заказам, уникальны, выполнены по особым технологиям. Тщательно соблюдаемые традиции не отменяют возможности усовершенствования технологий, что не раз применялось специалистами гармонной фабрики.
Все комплектующие изготавливаются на месте, в одном инструменте более 1000 деталей. Сборка осуществляется ручным способом, за это время гармонь трижды настраивают, завершая процесс финишной настройкой уже готовой гармошки.
Изготовление гармони – дело не такое уж трудное. Гораздо сложнее научить ее петь: каждая деталь – это совершенство исполнения.
Если же инструмент изготавливают по заказу, то его музыкальные характеристики необыкновенно расширяются за счет более точной настройки, уплотнения голосовых планок. Гармонь настраивают под тембр будущего исполнителя, придавая ей особую тональность, завораживающую способность вторить голосу человека. Декоративная отделка в этом случае тоже отличается от стандартных рисунков. По желанию клиента инструмент может быть инкрустирован полудрагоценными и драгоценными камням, стразами, росписью с изображением сказочных сюжетов.
Для шуянки, как ее ласково называют ценители и поклонники гармони, существуют 5 критериев качества:
- красота;
- звучание;
- надежность;
- длительность эксплуатации;
- удобство игры на инструменте.
Еще одна отличительная черта шуйских моделей – это независимость высоты звука от направленности движения мехов. Шуйские гармошки обладают особым голосовым строем, так называемым настроем в розлив, когда обертоны окрашивают каждую ноту дополнительными звуками. В результате слышится игра на 2 или 3 голоса.
Шуянками пользуются многие знаменитые исполнители, например, она была у Геннадия Заволокина, на такой играет Надежда Савельева.
Обзор моделей
Гармонная фабрика предлагает несколько моделей, в числе которых большие и уменьшенные (детские) разработки.
«Ромашка»
Одноголосный уменьшенный инструмент без регистра. Диапазон в 2 неполные октавы: от ми – в первой, до фа – во второй. Две двухрядные клавиатуры: на пуговичной 15 кнопок, на кнопочной их 12.
Корпус «Ромашки» выполнен из березовой древесины в виде клееной фанеры с целлулоидным покрытием. Традиционная роспись украшает лицевую поверхность, углы мехов укреплены латунными накладками. Сетки покрыты черной эмалью.
«Барыня»
Великолепный 4-голосный инструмент в 3 октавы без регистра, с настройкой тональности на заказ. Кусковые планки улучшенного типа с ручной доводкой до идеального состояния. Облегченные голоса обеспечивают мягкое многоголосное звучание.
На правой пуговичной клавиатуре расположено 25 кнопок, и столько же кнопок на левой. Резонаторы выполнены из лиственницы или ели. Целлулоидная облицовка корпуса из клееной фанеры украшена на передних стенках росписью миниатюрой в стиле знаменитого Палеха. Меховые углы защищены латунными накладными уголками.
Заказная
Трехголосная гармошка с настройкой в розлив. Басы – 2 доминантсептаккорда. Массовое производство подразумевает до мажор и ля диез мажор. 3 голоса: розлив, баритон, основной. Производитель предлагает 2 вида заказной – с регистром и без него.
Кусковые планки из алюминия с ручной доработкой, березовый корпус с росписью в палехской манере изготовлен в округлой форме. Инкрустацию делают по желанию заказчика. Алюминиевые сетки, латунные углы на мехах, 16 рабочих борин.
«Чайка-314»
Модель имеет 3 голоса, регистр, настройка в розлив и аккордеонное звучание. Правая клавиатура – 25 кнопок, левая – 25 кнопок.
Кусковые голосовые планки, резонаторы из ели и лиственницы покрыты лаком. Корпус из клееного березового материала с целлулоидной облицовкой, расписан палехской миниатюрой, сетки выполнены из алюминия, 16 рабочих борин, латунные углы на мехах.
«Чайка-2»
Двухголосная гармонь без регистра, с возможностью выполнения настроя тональности по требованию клиента. Алюминиевые планки со стальными голосами и настройкой в розлив.
Лаковые резонаторы изготовлены из лиственницы или древесины хвойных пород. Березовый корпус из клееной фанеры покрыт целлулоидом, все поверхности тщательно отполированы и закруглены по краям. Содержится 17 рабочих борин, меховые углы выполнены из никелированной латуни.
Какая гармонь лучше – тульская или шуйская?
Сказать однозначно, тульская или шуйская гармонь лучше, нельзя. Все дело в предпочтениях, во вкусах. Тульские гармони имеют более звонкий, «задиристый» голос, словно они предназначены для озорных гуляний. Шуйские же изделия звучат более мягко, душевно – голоса у них приглушеннее и разнообразнее за счет обертонов. Некоторые предпочитают изделия тульских мастеров, кому-то ближе и роднее шуянка.
Если говорить о массовом выпуске, то специалисты считают, что первенство остается за шуйской гармонью – все дело в нехватке голосовиков у туляков. Старые мастера ушли на покой, а с молодой сменой проблема – не хватает молодых мастеров. Те, кто ищет «душевный» музыкальный инструмент, но не может позволить себе заказную, отдают предпочтение шуйским изделиям 50-60-х годов прошлого века. Тогда деки и резонаторы делали из древесины, а не из пластика, как сейчас. Естественно, что голоса таких гармоней намного богаче, разнообразнее, мягче и душевнее.
В остальном все очень индивидуально – зависит от материального положения, требований к инструменту.