Top.Mail.Ru
Музыкальные инструменты

Особенности свистулек из глины

Особенности свистулек из глины

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Обзор видов
  3. Как сделать своими руками?
  4. Красивые примеры

Свистулька из глины считается одним из наиболее древних народных музыкальных инструментов, существовавших на Руси ещё в дохристианские времена. Сегодня же она в большей степени выполняет роль детской игрушки или же национального сувенира.

Что это такое?

Свистулька из глины относится к традиционным сосудообразным флейтам, оборудованным специальным свистковым механизмом. У музыкального инструмента имеется несколько отверстий, которые закрываются пальцами – от одного до четырёх, хотя у ряда моделей они вообще отсутствуют. Свистулька вылепливается из необожжённой глины или же керамики в форме птиц, животных или наездников. Предмет принято разукрашивать либо же глазурировать. Глиняные изделия известны также под названиями «свистки», «свистуны», «гудухи», «дудки».

Древнейшие свистульки, обнаруженные на территории России, датируются X веком, хотя появились они, безусловно, ещё раньше. На Руси первое время они оставались побочным продуктом гончарного ремесла, но на стыке XIX-XX столетий вместе с другими игрушками из глины оформились в полноценное направление. Во времена язычества игрушка наделялась магическими свойствами – к примеру, считалось, что с её помощью можно вызывать дождь или отпугивать нечистую силу. Игра на свистульке также являлась частью таких обрядовых мероприятий, как встреча весны.

Обзор видов

Глиняные свистульки могут быть разными по конфигурации и дизайну.

По типу изделия

Большинство русских свистулек оборудованы внутренней полостью. Внешне они напоминают небольшой сосуд, а их свисток располагается в подставке. Однако на постсоветском пространстве самыми распространёнными считаются глиняные игрушки с прилепленным свистком, к примеру, филимоновские с более простыми и дымковские с более сложными орнаментами. Наконец, существует необычная разновидность изделий – водяная «свистулька-соловей», внутреннюю полость которой приходится заполнять небольшим количеством воды. После попадания внутрь жидкости, игрушка начинает издавать необычный звук, напоминающий соловьиный свист.

В широком же смысле под свистулькой можно подразумевать абсолютно любой свистящий инструмент.

По дизайну

Изначально свистулька обладала формой птички, имеющей какое-то особое значение для наших предков: библейского голубя, совы, «синей птицы», утки, курочки или петушка. Становясь с течением времени обычной детской игрушкой, она сохраняла птичий облик, но обретала и новые «личины»: диких и домашних животных, характерных для определённой местности, героев народных сказок и былин. Особняком стояла такая разновидность глиняных свистулек, как окарина.

Создавалась она не с целью забавы, а именно как музыкальный инструмент, поэтому не покрывалась краской и ничем не украшалась. Натуральный узор на поверхности получался благодаря обвариванию в молоке или разведённой муке с последующим запеканием в печи.

Как сделать своими руками?

Перед тем, как начать пошагово воплощать в жизнь какой-либо мастер-класс, мастеру следует определиться с выбором используемого материала. Как и у любой керамики, в основе свистульки лежит глина, становящаяся при обжиге красноватой или белой. Впрочем, природный материал не особо подходит для творчества, так как он часто содержит вкрапления песка, мелких камушков и другого, по сути, мусора. Глина, содержащая до 5% песка, имеет название жирная, а до 30% – тощая. Материал, подходящий для создания глиняных игрушек, должен содержать от 10 до 15% песка, то есть представлять собой глину средней жирности.

На производстве природный материал проходит специальную обработку, в результате чего образуется керамическая масса или глиняное тесто, более пригодные для лепки. Однако подобные подготовительные мероприятия можно провести и самостоятельно в случае небольшого количества субстанции.

  • На первом этапе глина извлекается из карьера при помощи заступа. Далее комки просушиваются на чистой горизонтальной поверхности и измельчаются при помощи молотка. Сразу же заготовку следует очистить от камешков, щебня, щепок, соломы и прочих примесей.
  • Получившаяся масса разводится в воде, причём на часть глины должно приходиться три части жидкости. Смесь тщательно перемешивается мутовкой, после чего отстаивается до тех пор, пока песок и камешки не осядут вниз, а наверху не останется осветлённая вода. Слив всю жидкость, необходимо вычерпать из сосуда саму глину – то есть средний слой – и разместить её в ведре или специальной гипсовой ванной. Материал просушивается до консистенции густого теста или же до тех пор, пока он перестанет прилипать к рукам. Промяв глину для устранения воздушных пузырьков, необходимо провести тестирование: вылепить рулетик диаметром приблизительно 15-20 миллиметров и согнуть пополам.
  • При отсутствии либо же малом количестве трещин можно переходить к лепке свистулек. Храниться керамическая масса должна в герметично закрывающемся полиэтиленовом пакете. Если на протяжении данного срока она подсохнет, то внутрь можно залить небольшое количество воды и всё тщательно размять. Срок эксплуатации заготовки составляет несколько месяцев.
  • Для обжига игрушек профессионалы задействуют муфельные печи либо же специальные устройства для обжига керамики, хотя укрепить изделие можно попробовать в костре, духовке или газовой плите. В крайнем случае фигурка просто высушивается: она получится довольно прочной и будет громко свистеть, но разрушится при попадании жидкости.

Для начинающих творцов одним из первых мастер-классов может стать изготовление глиняной птички при помощи прищипывания – самой простой техники, не требующей специальных инструментов и даже особых навыков. Единственное, что потребуется для работы – это круглая, довольно тонкая палочка, которая с одной стороны заострена конусом, а с другой заточена в форме прямоугольной лопаточки. Самодельный инструмент удастся сконструировать из древка старой кисточки либо же апельсиновой палочки для маникюра.

Лопатообразный кончик обязательно должен получиться ровным и обладать шириной 3-4 миллиметра, а также толщиной от 0,5 до 1 миллиметра.

  • Работа начинается с формирования упругого шарика из небольшого кусочка глины. Надавив на заготовку большим пальцем и тем самым сформировав углубление, следует плавными движениями вылепить чашечку с толстыми стенками. Во время работы большой палец обычно прищипывает массу изнутри, а остальные сжимают её снаружи. Можно и поступить наоборот: расположить большой палец снаружи, а остальные разместить внутри. У готовой чашечки должны получиться стенки, равные хотя бы 4 миллиметрам, однако бывалые мастера, как правило, доводят это показатель до 2 миллиметров.
  • На следующем этапе объёмная фигурка должна закрыться, то есть стенки придётся «подсобрать». Происходит это следующим образом: сперва формируется складка, а затем при её выравнивании глина вытягивается наверх. При повторении данной последовательности постепенно чашка должна вытягиваться и из шарообразной становиться грушевидной. Пока отверстие не уменьшится, изнутри фигурку следует поддерживать указательным пальцем. Обхватив заготовку большими и указательными пальцами со всех сторон, необходимо постепенно уменьшать диаметр до тех пор, пока не сформируется хоботообразный выступ – хвостик будущей птицы. При желании его можно даже приподнять.
  • Чтобы свистулька стала устойчивой, в её нижней части выдавливается небольшое углубление. Клюв формируется из маленького шарика, который сжимается пальцами с трёх сторон для получения конуса, после чего фиксируется на туловище. Острым концом самодельного инструмента у птички формируются глазки и прорисовываются контуры крыльев. Отверстия для звучания свистульки получаются, благодаря использованию той же палочки. Острым концом она вставляется под хвостиком под углом 45 градусов к поверхности.
  • Далее «лопаточкой» прорезается отверстие в самом хвосте. Важно, чтобы кончик инструмента выходил на острую кромку, сформированную на предыдущем шаге. Для того чтобы потоки воздуха спокойно проходили через свистульку, все отверстия должны быть ровными и очищенными от заусенцев. Кстати, звук станет гораздо интереснее, если добавить ещё по одной или двум маленьким дырочкам на крыльях, которые можно будет зажимать. Готовая конструкция подвергается обжигу и при необходимости раскрашивается.

Красивые примеры

Разнообразить простенькую свистульку в виде голубки удастся, раскрасив её яркими красками, прорисовав глазки, клюв и крылышки, а также добавив изящных узоров.

Такие «современные» цвета, как розовый, салатовый, светло-голубой и добавление глиттера позволят отойти от традиционного облика музыкального инструмента.

Для более классического воплощения игрушку можно выполнить в форме всадника, сидящего на лошадке, и раскрасить, вдохновляясь русской народной росписью.

Мастер-класс смотрите далее.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.