Прошлое столетие было ознаменовано стремительным развитием электромузыкальных инструментов. Некоторые из них представляли собой электронные варианты фортепиано, гитары и других акустических прототипов. Другие удивили человечество необычным звучанием, оригинальной техникой исполнения и выразительными возможностями. Первым в линейке принципиально новых инструментов стал терменвокс, историю и разновидности которого стоит рассмотреть.
Что это такое и как работает?
В терменвоксе звук формируется в ходе перемещения кистей рук в электромагнитном поле, что создается двумя генераторами. Причем первый работает при постоянной частоте, а второй – при переменной. Попадание в электромагнитную зону верхней конечности исполнителя и их движения изменяют показатели частоты, что влияет на характеристики получаемых звуков. Устройство музыкального инструмента включает в себя две антенны: прямую вертикальную и подковообразную горизонтальную. Первая отвечает за высоту звука. Чем ближе рука становится к антенне, тем выше звучание терменвокса.
Горизонтальная конструкция влияет на громкость. Следовательно, мелодия рождается путем изменения дистанции между антеннами в соответствии с требуемой высотой звуков. Со стороны же создается впечатление, что музыкант размахивает руками в пространстве. Принцип работы терменвокса кажется простым, однако в этом и состоит сложность при обучении.
В инструменте отсутствуют лады или клавиши, что не позволяет учащемуся задействовать зрение. Получить нужное звучание могут только обладатели хорошо развитого музыкального слуха.
История создания
Первый в мире рассматриваемый инструмент изобрел Лев Термен. Причем в своих исследованиях ученый преследовал другие цели. Изначально сотруднику института физико-технического направления поручили измерять диэлектрическую постоянную газов с учетом изменяющейся температуры, а также давления. Для этого была изобретена измерительная установка, состоявшая из генератора электрических колебаний на катодной лампе. Однако для получения более точных результатов изобретателю потребовалось увеличить чувствительность прибора. Достижение поставленной цели привело к объединению 2-х генераторов с переводом сигналов на катодное реле.
Величины параметров испытуемого газа должны были влиять на разностную частоту, что повышало точность измерения, а также защищало от систематических ошибок. В ходе работы над прибором было замечено, что при попадании разностной частоты в звуковой диапазон результат удавалось воспринимать на слух. А чувствительное устройство реагировало, даже если в электромагнитное поле попадали руки. Лев Термен, ранее получивший музыкальное образование, рассудил, что на изобретенном им устройстве можно исполнять художественные композиции. Поэтому он начал подбирать разные мелодии, а заседание кружка механиков превратилось в первый сольный концерт.
Полученный инструмент изначально был назван этероном, поскольку со стороны обычного наблюдателя звук возникал из воздуха. Позднее изобретение переименовали в честь создателя, добавив к фамилии слово «вокс» (или голос). Исследованиями Льва Термена в своё время заинтересовался В. И. Ленин. Он положительно отзывался о новом музыкальном инструменте, а также брал уроки игры на нём. Благодаря поддержке Ленина исследователь мог беспрепятственно продолжать работу над устройством, что могло быть непросто в условиях того времени.
Распространение терменвокса за пределами СССР также стало возможным благодаря усилиям изобретателя. Термен сам посетил с концертами многие страны Европы, а также Азию и США. Постепенно он приобретал сторонников, а после его визитов появлялись школы игры на этом инструменте.
Обзор видов
Ученики и последователи Термена продолжили усовершенствование исполнительских возможностей инструмента, поэтому сегодня имеется несколько необычных вариантов терменвокса.
Классический
Так называют вариант терменвокса, разработанный Львом Терменом. Он предполагает бесконтактное управление звуком посредством перемещения рук между антеннами. На инструменте играют стоя. Сам изобретатель собрал несколько классических терменвоксов для дочери, нескольких талантливых учениц и музеев. Популярность этого инструмента привела к появлению фирм, занимающихся массовым производством.
Большие заслуги в этом направлении остаются за американской компанией Moog.
Системы Ковальского
Константин Иоилевич Ковальский был одним из первых исполнителей на терменвоксе, обучавшийся у Льва Термена. Он же озвучил большинство партий на этом инструменте для советских фильмов. Терменвокс, созданный по его системе, по-прежнему предполагал регулировку высоты звука правой рукой. Однако левая теперь отвечала за управление общими характеристиками посредством кнопок. Громкость звучания регулировалась педалью, поэтому играть на инструменте нужно было сидя.
Хотя терменвокс по системе Ковальского не получил такого же широкого распространения, подобно классической версии, его использование продолжается. Во многом продвижение инструмента происходит благодаря усилиям учеников и коллег исполнителя, основавших школу в Москве. Продолжается усовершенствование системы. Так, конструктором Львом Королевым был создан визуализатор, позволяющий определять текущую ноту, взятую на инструменте.
Матремин
Своя школа исполнителей на терменвоксе появилась в Японии под руководством Масами Такэути. Он же снабдил свою версию инструмента «матрешкой», в которую вставлено устройство для автоматической настройки громкости. Регулировка производится путем изменения дистанции между рукой и матрешкой.
Матремин часто используется для ансамблевого исполнения. Причем такие коллективы могут насчитывать до 270 музыкантов.
Виртуальный
Относительно новым явлением в музыке стала электронная версия терменвокса для устройств с сенсорным экраном. Программа SunVox, разработанная Александром Золотовым, может успешно работать на смартфонах и компьютерах. При открытии приложения перед глазами пользователя возникает график с вертикальной и горизонтальной осями. Подобно терменвоксу, перемещение относительно вертикали определяет высоту звука, а изменение дистанции горизонтально сказывается на громкости.
Считается, что виртуальная версия инструмента создана в развлекательных целях, поскольку для получения относительного качества звука требуется высокое разрешение экрана. Кроме того, в условиях смартфона можно рассчитывать всего на пару октав диапазона, что оказывается достаточным для исполнения вокальных партий. При этом выразительность звучания можно повысить, используя возможности амплитудного или частотного вибрато.
Особенности звучания
Учитывая особенности появления звука, не стоит ждать от инструмента привычного тембра. Часто звучание терменвокса приближено к человеческому голосу. Легкие колебания пальцев могут воспроизвести вибрато, свойственное оперным певцам. Однако благодаря настройкам его можно по оттенку сделать более струнным или духовым, низким или громким, нежным или резким.
Тембровые особенности инструмента позволили использовать его в ряде направлений.
- Звукоизобразительные эффекты. Этот инструмент использовали для передачи звука работы машины времени в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Необычный тембр терменвокса также стал популярен в фильмах про космос и инопланетных гостей. Причем этот эффект наблюдается не только в советских или российских фильмах, но и в творениях Голливуда.
- При определенных настройках инструмент может передавать звуки природы. Это иногда используется при воссоздании пения птиц или рева мотора.
- В произведениях классического репертуара. Благодаря тому, что терменвокс звучит подобно женскому голосу его задействуют в вокальных композициях. Это могут быть произведения И. С. Баха, М. И. Глинки и других композиторов. Одним из первых на терменвоксе старались воспроизвести романс Глинки «Жаворонок». Однако лучшим (с точки зрения показателя тембра и техники владения инструментом) становится исполнение вокалиста С. В. Рахманинова.
Терменвокс может использоваться как аккомпанирующий или ансамблевый инструмент. Однако это требует от исполнителя особой техники и мастерства в игре. Если для ансамбля берется инструмент, где высота звука определена более точно, любая ошибка породит ощущение фальши, что испортит композицию.
Обучение игре
Учитывая рассмотренные выше факты, можно сказать, что терменвокс – это необычный инструмент, существующий в разных вариантах. Поэтому вопрос, сколько займет обучение, определяется целями, дальнейшим желаемым уровнем игры.
Для любительского уровня не требуется особого обучения. Достаточно лишь знать, как именно расположить и перемещать руки в электромагнитном поле. Исполнители с небольшим опытом игры могут тренироваться:
- создавать тремоло порхающими движениями руки, находящейся рядом с антенной громкости;
- получать эффект вибрато подобными движениями другой рукой;
- плавно водить рукой вдоль антенны для получения эффекта звуков космоса;
- выполнять дергающие движения для получения отдельных нот.
Если есть желание научиться играть профессионально, следует записаться в музыкальную школу. В России этим занимается Russian Theremin School, которой сегодня руководит правнук знаменитого изобретателя – Петр Термен. Филиалы этого учебного заведения имеются в Москве и Санкт-Петербурге. Получить уроки игры на терменвоксе можно в Японии. Ей руководит Масами Такэути.
Подведем итоги: хотя принцип работы терменвокса был открыт в процессе изучения другого физического явления, инструмент был признан первых шагом в мир электронной музыки. Простой принцип его работы сопряжен со сложностью в профессиональном обучении, ведь точность звукоизвлечения здесь доступна лишь людям с абсолютным слухом. Необычный тембр и возможности инструмента поспособствовали его популярности в мире кино и современной музыки.
В мире существуют фирмы, выпускающие серийные терменвоксы. Однако, имея некоторые технические навыки, можно собрать инструмент самостоятельно.