Top.Mail.Ru
Музыкальные инструменты

Какими бывают тромбоны и как на них играют?

Какими бывают тромбоны и как на них играют?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. История происхождения
  3. Виды
  4. Дополнительные аксессуары
  5. Техника игры
  6. Интересные факты

Ценителям музыкального творчества полезно знать, какими бывают тромбоны, как выглядит этот музыкальный инструмент, и что это такое, вообще. Интересно будет выяснить, как он звучит. Придется изучить духовой инструмент бас и альт, грушу и мундштук тромбона.

Что это такое?

Тромбон — в буквальном переводе с итальянского означает всего лишь «крупная труба». Однако именно поэтому стоит уделить ему особое внимание. Принято считать, что этот духовой музыкальный инструмент относится к медным инструментам с басово-теноровым регистром.

Стоит отметить, что он выглядит почти так же, как и в момент появления в XV столетии, и имеет примерно то же самое устройство, не претерпел сколько-то существенных практических изменений. Среди частей тромбона стоит упомянуть:

  • металлическую удлиненную трубку с выдвигаемой кулисой;

  • раструб;

  • мундштук;

  • вставляемую в раструб сурдину, похожую на грушу (которая перекрывает проход и позволяет поступать лишь небольшому количеству воздуха, влияя тем самым на звучание).

Именно кулиса отличает тромбон от других медных духовых в первую очередь. Она способна изменить количество воздуха. Вследствие такого изменения оказывается возможно извлечение хроматических звуков. Чтобы тромбон зазвучал, нужно накачивать воздух через чашевидный мундштук. Кулиса может оснащаться мензурой из трубок одинаковой или разной величины (соответственно, говорят о двухтрубных или однотрубных моделях).

Тромбон относят к нетранспонирующим инструментам. Издаваемые на нем ноты подлежат записи точно по их звучанию. Часть моделей имеет вспомогательные кроны, обеспечивающие понижение частоты на 1 кварту или на квинту.

Тромбонисты играют в диапазоне от соль контроктавы до фа второй октавы. Однако только при использовании квартвентиля можно закрыть акустическую прореху, разделяющую си бемоль на контроктаве и ми на большой октаве.

История происхождения

Личность, которая изобрела тромбон, в анналах истории не сохранилась. Однако есть предположение, что это был кто-то из старинных фламандских мастеров. Они усовершенствовали старинные кулисные трубы, выдававшие хроматический акустический ряд. Кулисная труба применялась для умножения голосовых линий в церковных хорах, поскольку тембр был довольно близок. Кулисы начали применять для повышения схожести по интонации.

Самые ранние версии тромбона носили имя сакбутов. Эти конструкции были более малыми по величине, чем современные аналоги, и отличались регистром обычного голоса певца. После некоторого усовершенствования конструкции из сакбута получился уже почти современный тромбон. Тогда же возникло и его нынешнее название. В первой половине и середине XVIII века, однако, тромбоны оставались преимущественно церковным инструментом, и все так же продолжали дублировать певческие голоса.

Только в конце XVIII и начале XIX столетия они становятся устойчивой частью обычных оркестров. Преимущественно туда добавляли 3 тромбона с разным диапазоном звучания. Но изменилась не только роль, поменялось также и звучание. Церковные тромбонисты использовали главным образом высокие регистры, где за счет торжественности достигался полный унисон с тембром хоров. В оркестровой музыке этот инструмент стал цениться за мрачные низкие ноты, которые создавали ассоциации с какими-то сверхъестественными мотивами.

Тромбонную музыку писали Глюк и Моцарт, Бетховен и Вагнер, Берлиоз и Новаковский, Чиоффи и Набих. Любопытно, что каждый из этих композиторов имел свое видение, как лучше применять такой инструмент. Отчасти он продолжал использоваться и в церковном жанре.

Однако настоящий успех тромбона был связан с большим количеством бродячих ансамблей, гастролировавших в Старом и Новом Свете. Значимым моментом стал 1839 год, когда житель Лейпцига Затлер придумал квартвентиль.

Другие нововведения того же периода не прижились. Зато между 1850 и 1900 годами создается ряд крупных предприятий по выпуску тромбонов. В прошлом веке стремительно развивалось искусство исполнения. Усовершенствовалась и техника производства инструмента. В это время создается много концертной литературы; с конца 1980-х годов идет новый подъем интереса к тромбонной музыке.

Виды

Альт

Обычно этот инструмент является самым высоким голосом в духовых оркестрах. Известно о его использовании уже в XVI-XVIII столетиях, но репертуар за то время не установлен. Зато выяснено, что расцвет пришелся на 1756-1780 годы. Отдельные произведения, дошедшие до нас в отрывках, показывают: тогдашние тромбонисты исполняли то, что затем долго считалось недостижимым для них, вообще. С начала XIX столетия альтовый тромбон пришел в упадок, и вплоть до конца ХХ века находился почти в забвении.

Тенор

Время таких тромбонов пришло в середине XIX века в английской и французской музыке. Понижать высоту звука исполнители могли на определенный интервал путем хроматического скольжения. Опытные музыканты способны играть более низкие ноты.

Часто на этом инструменте звучат чередующиеся позиции. Современные теноровые тромбоны содержат 90-сантиметровую трубку, сокращающую частоту звучания.

Бас

У этой разновидности тромбона стандартные размеры трубки по длине те же самые, что у тенорового аналога. Однако входное отверстие заметно крупнее. А также используется относительно большой мундштук. Обычно предусматривают 1-2 клапана, понижающих частоту. Вентильный тип имеет целых 3 клапана.

Считается, что диапазон нынешних бас-тромбонов полностью относится к хроматическому ряду. Самая высокая нота — C5. Часть исполнителей может издавать даже еще более высокие звуки. Но это уже скорее неофициальное творчество, поскольку такие достижения ненадежны и конструктивно не предусмотрены. В оркестре и в сольном исполнении классики, а равно при аранжировке джазовых композиций упор делается на тональные возможности бас-тромбонов.

В обычных симфонических оркестрах сегодня используют 1 басовый тромбон. На нем исполняют музыку, сочиненную в период романтизма или позднее. Его ценят также военные музыканты, джазмены. Более старый тип — соль, фа, ми — давно вышел из употребления. Он отличался от современных образцов меньшими габаритами (точнее, сечением).

Говоря про помповые тромбоны, необходимо подчеркнуть не только наличие вентилей. В этих моделях нет кулисы. Они куда уравновешеннее классики и могут легче выполнять усложненные звуковые партии.

Правда, минусом является некоторая погрешность в интонировании, но это типичный недостаток всех вентильных инструментов. Отмечают также недостаток яркости и выразительности глиссандо.

Диапазон может составлять 2,5 октавы. Строй примерно тот же, что и у басового тромбона. Часто такой инструмент входит в джаз-банды и духовые оркестры, в том числе при исполнении сольных партий. А вот в симфонической музыке он востребован весьма мало. Длина не превышает 1 м.

Из исторических типов стоит упомянуть еще контрабасовую разновидность. Его конструкция была изменена в 1816 и 1830 годах. Отверстия постарались увеличить. Некоторые такие экземпляры изготавливали даже в начале ХХ столетия, несколько штук сохранилось. Сейчас тромбон-контрабас делают в двух вариантах с разными диапазонами.

Тромбон сопрано на 1 октаву выше тенора. Наиболее ранний из экземпляров датирован 1677 годом. Установлено, что для него писал сам Бах. Играть на сопрано-тромбоне не слишком нравится современным музыкантам. Из-за необходимости использовать трубные мундштуки он звучит похоже на трубу.

Дополнительные аксессуары

Для тромбонов могут использоваться:

  • метрономы и камертоны (которые позволяют настраивать инструмент);

  • стойки (облегчающие игру);

  • сурдины;

  • пюпитры;

  • чехол для хранения и переноски.

Техника игры

Чтобы играть на тромбоне, надо менять положение губ, добиваясь получения гармонического созвучия. А также придется менять длину воздушного столба в инструменте, манипулируя кулисой. Критически важно правильное дыхание. При вдохе исполнитель должен пользоваться всеми возможностями. Воздухом надо заполнять всю грудную клетку.

При выдохе следует на упреждение немного опускать плечи. Воздух идет вниз, наращивая давление. Сами музыканты в этот момент расслабляются. Но надо держать в напряжении диафрагму и верхние брюшные мышцы. С их помощью регулируют силу звука.

Кулису выдвигают правой рукой. Слева поддерживают инструмент. Стандартный строй тромбона подразумевает наличие 7 позиций, соответствующих размещению кулисы. Каждая из таких позиций должна быть соотнесена с сочетанием вентилей. Главным тоном считается звук, вырабатываемый при колебании полного столба воздуха внутри инструмента; получить его можно лишь на 3-4 начальных позициях.

Кроме аппликатуры, с которой можно ознакомиться в специальных материалах и справочниках, надо обратить внимание на использование добавочной кулисы. Она понижает звукоряд на 1 кварту. Ее нажимают при помощи квартвентиля. В таком режиме инструмент дает лишь 6 позиций.

Глиссандо применяют для получения особых звуковых эффектов; дополнительные обертоны в первых позициях могут расширять звукоряд.

Интересные факты

Впервые специально для тромбона была написана пятая симфония Бетховена. А самые ранние экземпляры, вернее, прообразы его — найдены при раскопках древних Помпей. Первый достоверно известный ансамбль с участием тромбонистов был составлен из судей Неаполя. Играл этот ансамбль только на свадьбах, при церковных службах и в ходе военных стычек. А сольное выступление тромбониста впервые произошло в 1468 году.

Выдающийся композитор Мендельсон заявлял, что тромбон не надо использовать слишком часто. А вот Вагнер не следовал такому подходу — и в кульминациях большинства его опер звучит тромбонная группа. Наиболее сложной для этого инструмента партией считается партия первого тромбона в опере Глинки «Иван Сусанин». Тестом мастерства для тромбонистов, впрочем, оказывается в большинстве случаев соло из равелевского «Болеро».

Уже в первые годы ХХ столетия тромбонное звучание стало полноценным элементом джазовой музыки. Во Франции и Германии больше всего умелых, обученных тромбонистов. Во многом это объясняется тем, что именно в Германии такой инструмент начали изготавливать очень рано. Один из старейших экземпляров был сделан в Нюрнберге. Но сейчас с континентальной Европой успешно соперничает США, и именно там существует крупнейший чисто тромбонный ансамбль.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.