Ассоциативное мышление: описание, применение и упражнения для развития
Люди обладают способностью во время мыслительного процесса при восприятии какого-нибудь понятия актуализировать непроизвольное появление другого образа. Мысленное построение ассоциаций является важнейшей особенностью человеческого разума.
Что это такое?
В основе ассоциативного мышления лежит связь между понятиями, выраженная словами. В этом случае сознание легко перерабатывает поступающие сведения без применения логического анализа. Восприятие мира, генерация идей и принятие решений неразрывно связаны с ассоциативностью мышления. От внимания, восприятия, памяти и жизненного опыта личности зависит то, хорошо или плохо она развита.
Во время знакомства с новым явлением, предметом, человеком мозг индивидуума начинает усиленно работать. Мгновенно происходит мысленное сравнение с уже знакомыми понятиями, возникают конкретные ассоциации. При следующей встрече случается узнавание с помощью ранее выстроенных ассоциативных связей.
Чем больше ассоциаций пришло на ум, тем легче вспоминать и размышлять. Умение мыслить образно улучшает качество этого процесса.
Как работает ассоциативное мышление? Представим такую ситуацию: впервые увидев воочию северное сияние, человек мысленно сопоставляет его с фейерверками, салютами или разноцветными молниями. Лёгкое потрескивание, сопровождающее это потрясающее зрелище, у него ассоциируется с треском дров в деревенской печке. А тембр голоса нового знакомого напоминает приятный баритон сослуживца, овал лица – соседа, походка – друга детства, имя и отчество совпадают с данными известного писателя.
Ассоциативное мышление наделяет личность рядом преимуществ. С его помощью:
- стимулируется работа мозга;
- укрепляется память;
- улучшается воображение;
- формируется незаурядная фантазия;
- увеличивается продуктивность познавательных процессов;
- облегчается восприятие новой информации;
- усиливается адаптация к неординарным ситуациям и любым жизненным изменениям;
- развивается произвольное внимание;
- облегчается поиск решения нестандартных задач;
- формируются новые смысловые связи;
- создаются необычные идеи;
- проявляются во всей полноте творческие способности.
Виды ассоциаций
Для создания ассоциативных связей привлекают способности различных органов чувств: обоняние, осязание, вкус, зрение, прикасание. Активность одних понятий реализует другие представления о предметах и явлениях, ассоциативно связанных с ними. Например, услышав слова «сладкий», «вкусный», «слоёный», человек может мгновенно представить предмет с характерными признаками: пирог или торт. Внутренний язык ему подсказывает эти ассоциации.
С учётом ряда признаков выделяют следующие разновидности ассоциативных связей между предметами:
- контрастные, противоположные понятия: лёд – пламя;
- родственные, сходные по смыслу слова: ветеринар – доктор;
- обобщённые названия: апельсин – цитрусы;
- подчиняющие себе другие слова: агрегат – винтик;
- близкие в пространстве и времени, смежные понятия: сало – свинья;
- представляющие части одного целого предмета: нос – лицо;
- причинно-следственные связи: ливень – зонт;
- дополняющие одно из понятий: каша – масло.
В зависимости от способа и условий использования слов вычленяют такие виды ассоциаций:
- слова, состоящие из одного корня: мрак – мрачный;
- названия, имеющие фонетическое родство: кочка – почка;
- тематические ассоциации: повар – ресторан.
Сфера применения
Ассоциативное мышление необходимо для лёгкого усвоения любой новой информации. Оно помогает претворять в жизнь самые невероятные идеи, успешно продвигаться в профессиональной и учебной деятельности. Этот вид мыслительной активности крайне важен для музыкальных занятий, воздействующих на эмоциональную сферу человека. Ассоциации способствуют прекрасному осмыслению и запоминанию музыкальных произведений с меньшей затратой сил и времени.
Ассоциативность мышления необходима людям творческих профессий: художникам, музыкантам, актёрам, писателям. Маркетологи, менеджеры по рекламе с целью привлечения потенциальных клиентов используют при создании и продвижении рекламной продукции интересные, оригинальные, максимально детализированные ассоциации. В таком случае информация легко запоминается. Многочисленные примеры свидетельствуют о важности употребления в рекламе целевых слов-стимулов.
Например, на большом экране проплывают слова «нежный», «воздушный», «загадочный», «таинственный», «шоколад» с демонстрацией дизайна упаковки. У покупателя включается ассоциативное мышление, и он готов к приобретению продукта.
Признаки нарушения
Учёные выявили некоторые закономерности расстройства мыслительной деятельности. Нарушения по форме связаны с отклонением ассоциативного процесса мышления. К нарушениям по содержанию относят патологические суждения в виде навязчивых идей, бреда.
Выделяют несколько разновидностей нарушений такого типа мышления.
- Изменение темпа мыслительного процесса может быть связано с сильным ускорением, заметно опережающим скорость обработки данных, скачкообразные генерации идей и быстрое принятие решения. Чрезмерное ускорение характерно для маниакальных состояний. В других случаях мышление может сильно затягиваться, и событие долго обдумывается, решение принимается с трудом. Иной раз посторонние мысли непроизвольно вторгаются и препятствуют нормальному мыслительному процессу, сбивают с нужной темы. Ещё может произойти неожиданная остановка мышления, при которой происходит непроизвольный обрыв текущих мыслей.
- Подвижность и живость процесса мышления может осложняться изобилием ненужных второстепенных подробностей, уточнением мельчайших деталей, которые не являются существенными для раскрытия темы. Использование лишних, отвлекающих ассоциаций препятствует нормальному мыслительному акту. Вязкость мысли приводит к потере сути разговора, утрате его продуктивности.
- Грамматическое построение текста с употреблением стереотипных речевых оборотов, штампов, шаблонов, готовых клише лишает человека возможности мыслить самостоятельно и выразительно. Ухудшает мыслительный процесс бессвязное повторение слов, словосочетаний, бессмысленных фраз и лишних звуков.
- Иногда сбой происходит в направленности целей. Человек пускается в пустое многословие, начинает бесцельное разглагольствование. Он может отклоняться от темы, пространно рассуждать на отвлечённую ассоциацию, затем снова возвращаться к исходному постулату.
Некоторые люди простую мысль излагают чересчур витиевато. Порой нарушается логика мышления или используются противоречивые понятия.
Упражнения для развития
Мышление – функция мозга, которая подлежит развитию и тренировке. Систематическое выполнение упражнений улучшает способность мыслить ассоциативно. Дети познают окружающую среду с помощью ассоциативного мышления, которое им необходимо для дальнейшего обучения и восприятия мира. Развивать его необходимо с младенческих лет. Хороший ассоциативный мыслительный процесс даёт толчок к появлению оригинальных образов, необычных идей у детей.
Малыши легко генерируют новые смысловые связи. Развить детское ассоциативно-образное мышление можно поэтапно. Сначала малыша знакомят с предметами и связанными с ними действиями. На следующем этапе приучают его обобщать понятия: платье, брюки, куртка, юбка – одежда; ботинки, кроссовки, сапожки, тапочки – обувь.
Существуют эффективные упражнения. Например, ребёнка сначала расспрашивают про животных: что они делают, чем питаются, как спят и умываются. Потом малышу предлагают перевоплотиться в конкретного зверька. Пусть маленький человечек поползает на четвереньках, попробует пищать, принюхиваться и издавать звуки, характерные для этого животного. Подросший ребёнок должен научиться составлять ассоциативные связи, находить последовательность в словесном ряду, анализировать предметы по признакам.
Негативная реакция на ассоциации может привести малыша к развитию различных комплексов. Например, отрицательные эмоции вызывает ассоциативный ряд: укол – доктор – термометр – прививка. В подобной ситуации надо его настраивать на позитив.
Нужно терпеливо объяснить ребёнку, что пугаться укола не стоит, потому что он помогает человеку избавиться от болезни. Необходимо внимательно прислушиваться к ассоциациям малыша, поддерживать его, успокаивать и внушать ему чувство защищённости.
У взрослых ассоциативные ряды стимулируют активную деятельность мышления. Специальные тренировочные упражнения помогают им лучше запоминать новую информацию.
- Нужно придумать 2 слова, логически не связанные между собой, и вместить между ними ассоциации, таким образом создаётся ассоциативная цепочка. Например, «клубника – деньги». Может сложиться такой ряд: клубника – варенье – магазин – продавец – деньги.
- Длинный ассоциативный ряд получают при подборе к любому слову ассоциации. К каждой последующей словоформе подбирают ещё одно ассоциативное слово. И так продолжается до тех пор, пока не иссякнет фантазия. Все последующие слова должны быть каким-то образом связаны с начальной единицей речи.
- Нужно подобрать два слова, затем найти ассоциации, являющиеся общими для них. Например, к понятиям «зелёный» и «лесной» добавляют слова: «ягода», «деревья», «трава», «кустарник», «орешник», «поляна». К любому из этих слов одинаково подходят оба первоначально задуманных определения.
- Поиск необычных ассоциаций замечательно тренирует мыслительную деятельность. Например, всем известно, что в книжном шкафу хранят печатные издания. Ожидаемые ассоциации: энциклопедия, сборники стихов, журналы, фантастика. Но можно придумать необычный ряд: тарелки, сувениры, украшения, игрушки, канцелярские товары, радиоприёмник.
- Рекомендуют изображённые на листке каракули мысленно трансформировать в конкретные образы. Популярны картинки droodle. В них изначально заложено несколько вариантов для восприятия, поэтому есть возможность использования множества интерпретаций. Разгадывание таких картинок прекрасно развивает ассоциативное мышление.
- Групповые упражнения предусматривают при выстраивании ассоциативной цепи придумывание понятий по очереди. Слова могут подбираться тематически. Следующее задание может предполагать косвенные ассоциации. После составления цепочки нужно провести анализ и обмен мнениями. Все участники должны пояснить, почему произнесли именно это слово.
Такие упражнения помогают разобраться в собственных эмоциях, переживаниях и страхах.
Правила
При выполнении упражнений нужно придерживаться главных правил:
- ассоциации не должны повторяться, каждое слово используют на протяжении игры один раз;
- необходимо вести поиск оригинальных ассоциаций, поэтому надо избегать шаблонных слов и поверхностных понятий;
- во время случившейся заминки нужно медленно произнести вслух предыдущее слово, представить образ и через него попытаться вызвать ассоциации;
- поиск ассоциаций должен сопровождаться определёнными ощущениями в теле, так как телесная реакция способствует рождению самой интересной ассоциации.
Частота выполнения
Упражняться надо ежедневно. Хороший результат получают при выполнении различных упражнений от 1,5 до 2 часов в сутки. Начинают тренироваться постепенно. Сначала составление ассоциативных рядов может составлять 20 минут в день. Затем время увеличивается.
Советы и рекомендации
Лучше всего в памяти человека закрепляются яркие и необычные события. Они должны затрагивать различные органы чувств. Ассоциации должны вызывать подлинный интерес. Их надо хорошо осмыслить, наделить определёнными деталями: цветом, размером, формой. Чтение разнообразной литературы благоприятно сказывается на ассоциативном мыслительном процессе.
Считается, что у женщин ассоциативный мыслительный процесс происходит быстрее логического мышления. У мужчин больше развит пространственный показатель. Специалисты рекомендуют им применение творческих блокнотов. Существуют готовые печатные издания для творческих людей с заданиями, развивающими ассоциативное мышление.