Мышление

Дивергентное и конвергентное мышление: определение, особенности, рекомендации психологов

Дивергентное и конвергентное мышление: определение, особенности, рекомендации психологов

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Особенности мышления
  3. Диагностика
  4. Способы развития дивергентности
  5. Советы и рекомендации

Проблемы каждый решает по-своему. Один в поисках ответов начнет штудировать учебник, другой будет искать ответ в собственной голове, и она предложит несколько вариантов. Вероятнее всего, и тот и другой найдут выход. Но первый это сделает по всем правилам, второй – применив воображение. Вся разница в образе мышления. В данном случае перед нами люди с ярко выраженными типами конвергентного и дивергентного мышления.

Что это такое?

Ввёл понятия конвергентного и дивергентного мышления психолог из США Джой Гилфорд. Он в 60-х годах прошлого века выделил два этих типа. Согласно его определению, конвергентное мышление направлено на поиск единственно верного решения. Особенность же дивергентного заключается в том, что его обладатель подходит к решению вопроса нестандартно, по-другому это называется креативно.

Говоря простыми словами, у одного на первом месте – правила, у второго – собственные размышления, он не относится к общепринятым нормам как к некой догме.

Особенности мышления

Дивергентное

Термин происходит от латинского divergere, что значит «отклоняться» или «расходиться». Человек с дивергентным образом мышления ищет сразу несколько вариантов ответа на один и тот же вопрос. Он подходит к решению проблемы комплексно, нередко основываясь на собственных чувствах. Ему свойственны следующие характеристики:

  • скорость восприятия – человек выдает массу идей за небольшое время;
  • способность мыслить образами;
  • разнообразность, умение не зацикливаться на одном варианте, менять свою точку зрения;
  • наблюдательность – он замечает то, что другие упускают из вида или не придают значения;
  • нестандартность, способность выдавать оригинальные идеи.

Чаще всего таким видом мышления обладают люди творческие. В школе, как правило, они не считаются выдающимися учениками. Им трудно оставаться в рамках общей программы. Изучение таблицы умножения им дается куда сложнее, чем написание сочинения на любую тему.

Эти люди изобретательны как в профессиональной деятельности, так и в личной жизни. Ярким примером является великий физик-теоретик Альберт Эйнштейн. В детстве он не демонстрировал выдающихся умственных способностей. Педагоги не особо ценили его. Однако это не помешало ему, повзрослев, стать одним из самых известных ученых XX века.

Пожалуй, самое точное определение ему и другим людям с ярко выраженным дивергентным мышлением дали современники Нобелевского лауреата. Они говорили, что пообщаться с ним было все равно, что побывать в четвертом измерении. Таких, как Эйнштейн, единицы, они составляют особую, ни на кого не похожую часть общества. Но именно благодаря им свершаются величайшие открытия.

Они не боятся экспериментов, думают не как все и в результате делают жизнь лучше, понятнее и качественнее.

Конвергентное

Термин также пришел к нам из латинского языка, где convergere означает «сходиться к одному центру». Этот вид мышления можно сравнить со школьной программой, где чаще всего используется «массовый» подход. Выучил теорему – пятерка в журнал красной ручкой, засомневался в необходимости изучать химию – изгой, лентяй, двоечник.

Однако не всегда человек, обладающий энциклопедическими знаниями, способен так же хорошо разбираться в жизни, как в законах геометрии. Его прямые никогда не пересекаются. Он не дает себе права сомневаться. Вместе с золотой медалью он получает вовсе не драгоценную клетку, которая не позволяет ему выйти за рамки, навязанные образовательной системой. В его жизни все разложено по полочкам, а если эта самая полочка ломается, то он оказывается беспомощным.

Диагностика

Если у человека хоть в какой-то мере развиты оба типа мышления, он потенциальный гений. Однако такие встречаются редко. Определить, какой тип присущ тому или иному человеку, достаточно просто. Наиболее распространенный способ – предложить список неких предметов, например, «ведро, кровать, стол, тумбочка» и попросить испытуемого рассказать, как можно их использовать. Если ведро у него исключительно для мусора, кровать – для сна, стол – для приема пищи, тумбочка – для хранения бижутерии, перед нами яркий обладатель конвергентного мышления.

Если же при ответе на данный вопрос применяется опосредованность, то есть ведро вполне может стать музыкальным инструментом, кровать – ширмой для домашнего кукольного театра, стол – холстом для картины, а тумбочка – стулом, то применяется дивергентность.

Чем больше разных вариантов предлагается, тем лучше развит такой тип мышления, которое помогает проявлять гибкость в различных жизненных ситуациях. Поэтому его следует развивать.

Способы развития дивергентности

Развить ее можно с помощью различных упражнений. Причем они применимы как к дошкольникам, так и ко взрослым людям. Начните выполнять задания всей семьей или в обеденный перерыв с коллегами. Делайте это регулярно. Превратите подобные занятия в игру.

Обязательно определяйте победителя. Установите призовой фонд. Делайте все для того, чтобы заинтересовать в этом своих близких или подчиненных. Кроме всего прочего, это поможет снять напряжение.

Упражнения

  • Напишите как можно больше слов, начинающихся с буквы Ю. Потом заканчивающихся на Г. Далее те, третья буква в которых Ж. На составление каждого списка отводите определенное количество времени. Например, 3 или 5 минут. Повторяйте такую игру регулярно, меняя буквы, вводите новые условия. Пишите не все слова, а только существительные, потом – прилагательные.
  • Возьмите любой предмет. Задача – придумать как можно больше способов его использования. Карандаш, к примеру, может не только писать, он вполне может стать жердочкой для птицы в клетке, указательной палочкой, мерой длины и так далее. Меняйте предметы, пробуйте создавать «конструкции» из двух или трех разных вещей.
  • Придумайте различные решения бытовых проблем. Перегорела лампочка. Как наладить освещение? Назовите 10 способов сделать это. Поход в магазин за новой, использование подсветки телефона, разжигание камина и так далее. Не останавливайтесь, пока не придумаете именно 10 ответов.
  • Напишите предложение, в котором все слова будут начинаться на определенную букву. В следующий раз усложните задание – задайте определенное количество слов.

Выполнять его нужно на скорость. Это будет способствовать развитию скорости реакции.

Детские игры

Пока ребенок еще не научился писать и читать, для развития дивергентного мышления можно использовать различные картинки и предметы.

  • Наберите 5 разных игрушек. Задача ребенка – придумать историю, героями которой они станут.
  • Положите на стол несколько предметов – один из них в этой игре «главный». Определите его и предложите ребенку угадать с помощью наводящих вопросов. Он синий? Он круглый? Он тяжелый? И так далее.
  • Танцевальный конкурс. Включите музыку и предложите ребенку с помощью движений и выражения лица показать различные состояния: радость, злость, грусть, веселье.
  • Дайте ребенку лист бумаги с частью какого-то изображения. Задача – дорисовать картинку.
  • Похожее можно сделать и по аппликации. Сделайте только центральную ее часть. Ребенку предложите завершить. К примеру, создайте свой цветик-семицветик. Выложите на бумаге стебель. Задача малыша – прикрепить к нему листочки и лепесточки.
  • Разложите на полу максимальное количество различных предметов. Задача ребенка – разделить их по определенному признаку (цвету, размеру, материалу).
  • Предложите ребенку описать определенный предмет. Рассказать, что ему нравится, что – нет. Почему именно эта кукла любимая, а зеленым карандашом он никогда не пользуется?

Советы и рекомендации

Если вам хотя бы иногда кажется, что вы оказались в тупике и при всей своей образованности не можете найти оптимальное решение какой-то проблемы, попробуйте использовать следующие методы.

  • Ищите несколько вариантов ответа на любой вопрос. Нередко истина лежит на поверхности, а мы, чтобы найти ее, копаем слишком глубоко.
  • Представьте, как будет развиваться ситуация, если вы пойдете разными путями. Переберите в голове все возможные варианты. Не зацикливайтесь на одном, даже если он кажется единственно верным.
  • Хотя бы на время забудьте то, чему вас учили в школе. Попробуйте решить вопрос логически, без применения общепринятых норм и правил. Представьте, как думает большинство и выведите формулу меньшинства. Вполне вероятно, что она будет оптимальной для решения конкретной задачи.
  • Не отделяйте теорию от практики. Всегда просчитывайте, как будет реализовываться задуманное в жизнь.
  • Не останавливайтесь на достигнутом. Даже если нашли, казалось бы, абсолютно правильное решение, переберите другие варианты.
  • Используйте помощь коллег и друзей. Устраивайте «мозговые штурмы». Возможно, кто-то из ваших детей подскажет вам гениальную идею.
  • Держите под рукой блокнот и записывайте туда все свои даже самые смелые и неожиданные идеи. Если не сейчас, то потом они вполне могут пригодиться.
  • Выпишите на листок бумаги все свои мысли по волнующему вопросу. Спустя некоторое время, перечитайте. Наверняка среди множества слов отыщется то, что укажет на нужное направление.

Но не стоит кидаться из крайности в крайность. Вчерашний физик прямо сегодня не станет лириком, как и наоборот. Помните – и конвергентное, и дивергентное мышление важны в повседневной жизни. Поэтому нужно развивать и то и другое. Дивергентное мышление состоит из разрозненных, нередко спонтанных идей. Его невозможно измерить по стандартной пятибалльной шкале, в отличие от конвергентного.

А в психологии человека заложено стремление к конкретному результату. Поэтому при составлении плана работы придумайте, как будет поощряться то или иное достижение. Нельзя объективно оценить рисунок трехлетнего малыша и дать четкую характеристику одаренного ребёнка. Но можно заинтересовать его творчеством, изобретением чего-то нового.

Окружите своего ребенка конструкторами, пазлами, разбирающимися игрушками. Не ругайте, если вместо руки малыш приделает кукле ногу или нарисует зеленое солнце. Не мешайте ему экспериментировать. Но при этом не забывайте давать и практические навыки. Даже если девочка танцует, как Анна Павлова, ей не помешает знать, что дважды два – четыре. Если мальчик отлично рисует, ему все же важно понимать, что «булки не растут на дереве».

Если ребенок отказывается учиться считать, превратите этот процесс в игру. Не забывайте поощрять его успехи. Предлагайте чаду самому выбрать «приз» из нескольких вариантов: поход в зоопарк, мороженое, просмотр мультфильма. Чаще предлагайте ему выбор во всем. Пусть он думает в разных направлениях, и тогда его жизнь, как и ваша, станет разнообразной. В будущем такому ребенку не составит труда найти выход из любой необычной или нестандартной ситуации, а сложный вопрос никогда не поставит в тупик.

Человек будет идти по жизни смело, не боясь совершать ошибки. И, возможно, именно про него в следующем веке скажут, что он был одним из выдающихся ученых XXI столетия.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.