Не все люди могут мыслить креативно. Для того чтобы обладать таким качеством ума, необходимо иметь талант. Творческие люди в большинстве случаев обладают дизайн-мышлением. Поэтому они всегда находятся в тренде и востребованы на работе. Если человек научился сочетать талант, творческий процесс и дизайн-мышление, то из него получится неплохой специалист. Данный сотрудник компании сможет создать большое количество немыслимо красивых вещей, используя простые элементы.
Кроме того, благодаря неординарному таланту люди, обладающие дизайн-мышлением, могут сделать окружающий мир намного комфортнее. Хотите стать одним из таких везунчиков? Тогда прочитайте следующую информацию.
Что это такое?
Итак, дизайн-мышлением называется процесс, способствующий поиску различных неординарных решений, которые можно применить в любой жизненной сфере. А решения основываются на творческом процессе. Он здесь является важным моментом.
Дизайн-мышление тесно связано с разработкой инновационных возможностей в социальной сфере и в бизнесе. Оно помогает найти нестандартные решения. Например, для обеспечения комфортной среды для инвалидов было придумано большое количество приспособлений. К таким идеям относятся различные турникеты, специальные дорожки. Теперь они значительно облегчают жизнь людям. Без дизайн-решений такие новшества могли бы и не состояться.
Сама идея внедрения дизайн-решений в жизнь возникла в 1969 г. Ее вдохновителем стал Г. Саймон. Позже эту идею подхватили ученые. Уже после этого был организован Институт дизайна. С тех пор многие специалисты пытались дать определение данному явлению, и только в фонде Interaction Design назвали этот процесс многогранным. Специалисты фонда смогли объяснить, каким образом переосмысливается проблема и как находится нужное решение.
Термин «дизайн-решение» основан на принципе антропоцентризма. Он предполагает различные исследования, которые служат интересам человека. Их целью является выход из стереотипности. По большому счету дизайн-мышление находит свое применение повсюду – даже там, где и предположить трудно. Например, оно применяется в сфере ремонта жилья, в запуске новых идей, в проектировании бизнес-проектов.
Тем не менее, как и во всех сферах человеческого мышления, у дизайн-мышления есть свои недостатки и достоинства.
К достоинствам можно отнести следующие пункты:
- точное знание ответа на вопрос, что именно хочет покупатель;
- нахождение инновационных идей и привлечение работников к их реализации.
Среди минусов стоит выделить следующие пункты:
- на этапе привлечения к делу сотрудники не выполняют свои прямые обязанности;
- необходимо вкладывать огромные ресурсы;
- затраты могут не окупиться, так как методы поиска могут не оправдать ожиданий.
Поэтому нужно постараться по возможности соединить дизайн-мышление и управленческий подход. Так можно будет гарантированно получить результаты проекта и узнать, что именно интересует потребителя. Данное направление способно определить существующую проблему. Конечно, такой подход требует вложений, однако инвестиции вполне окупаемы. Недаром самые крупные и самые современные компании, воспользовавшись методами дизайн-мышления, выиграли в плане роста и инноваций.
Именно поэтому необходимо внедрять дизайн-мышление в бизнес. Такой подход должен быть осознанным. Если соблюсти все правила, то можно решить практически все проблемы. Например, поднять продажи или найти оптимальные решения в управлении персоналом. При этом жесткие рамки при воплощении дизайн-идеи недопустимы. Нужно помнить, что данный вариант – это творческий подход к решению бизнес-проблем.
Тем не менее если дело будет касаться документального оформления вышеописываемого процесса, то нужно соблюдать полный порядок при его оформлении.
Принципы
Дизайн-мышление имеет такую мультифункциональность, которая позволяет применять его во многих сферах. Все это происходит благодаря следующим принципам.
- Заниматься разработкой для людей – это главная цель.
- Больше показывать вещей, которые можно потрогать и увидеть своими глазами. Знайте, что рассказы и описания качеств предмета не оказывают должного эффекта.
- Создать четкие очертания предмета, который вы показываете с целью продажи или с какой-либо другой целью.
- Подходить основательно к проекту. Для этого обозначьте этапы и установите конечную цель.
- Пробовать использовать все методы, а различные эксперименты приведут к успеху.
- Прислушиваться к различным мнениям, которые предлагают специалисты, и выбирать всегда самое лучшее из них.
- Двигаться вперед и действовать.
После усвоения данных принципов можно переходить к изучению основных этапов.
Методология
Для каждого этапа имеется свой метод. Рассмотрим нижеприведенные методы, относящиеся к каждому этапу.
Методы для эмпатии заключаются в следующем:
- «Новичок» – этот метод предусматривает наблюдение;
- «Что? Как? Почему?» – поможет погрузиться в тему;
- «Жизнь сквозь камеру» поможет узнать все подробности рассматриваемого вопроса;
- «Подготовка к интервью» поможет подготовиться к разговору, к важной встрече;
- «Экстремальные пользователи» поможет определить фанатов и тех, которые не знакомы с вами;
- «Аналогии» поможет обнаружить новую информацию;
- «Обмен историями» помогает услышать и узнать друг друга.
Методы для определения включают:
- «Наполнение и группировка» позволит узнать потребности пользователей;
- «Карта эмпатии» помогает найти метод синтезирования наблюдений;
- «Путь пользователя» помогает рассмотреть каждый шаг ситуации;
- «Собирательный персонаж» помогает ориентироваться на пользователя;
- «Масштаб» позволяет сделать поиск идей;
- «Матрица 2х2» позволит организовать связь между объектами;
- «Лестница» помогает найти середину между желаемым и действительным;
- «POV Формула» направляет на обнаружение проблемы на этапе поиска ответа;
- «POV Аналогия» формулирует задачу в одном направлении;
- «POV Реклама» нацелен на конкретного пользователя;
- «Проверочный список» поможет определить эффективность;
- «Дизайн-принципы» – это получение качественного дизайнерского решения задачи;
- метод-вопрос «Как мы можем?» – нужен для поиска новых идей.
Методы для поиска идей:
- «Разминка» настраивает на активную работу;
- «Мозговой штурм» – это способ придумать массу идей;
- «Фасилитация мозгового штурма» – подготовка почвы для придумывания идей;
- «Отбор» поможет отобрать идеи из разных направлений;
- «Боди Сторминг» призван найти ответы на вопросы, здесь нужно испытать предлагаемую ситуацию на себе;
- «Ограничения» помогают задуматься о возможных препятствиях.
Методы для прототипирования:
- «Прототип для эмпатии» дает совершенно другую информацию;
- «Прототип для тестирования» помогает проверить аспекты вашего решения;
- «Прототип для решения» помогает выбрать оптимальный итог;
- «Определение переменных» поможет получить полезную обратную связь с пользователем;
- «Прототипирование с пользователем» помогает найти лучшее понимание пользователя через наблюдение;
- «Прототип волшебника страны Оз» – в этом случае нужно стать «волшебником», то есть выдать функциональную идею;
- «Метод истории» поможет захватить внимание зрителя;
- «Съемка видео» – инструмент для донесения историй и идей до зрителя;
- «Монтаж» сделает ваше видео самодостаточным.
Методы для тестирования:
- «Тестирование с пользователем» поможет развить тему;
- «Сетка» обратной связи помогает распределить мысли по основным вопросам;
- «Обратная связь» в команде повышает эффективность работы.
Этапы
Они состоят из базовых элементов: эмпатия, фокусировка, генерация идей, прототип, тест. Рассмотрим их более подробно.
Эмпатия
Первый этап подразумевает технологию включения в переживания и опыт других людей. Структура заключается в следующем: нужно определить и понять, что волнует каждого человека. Поэтому данный этап считается самым основным. Здесь специалисты смотрят на проблему глазами людей. Дизайнер должен искать такие решения, которые удовлетворят любого пользователя.
Необходимо проанализировать рынок и привлечь потребителя. Сделать это можно только тогда, когда вы изучите спрос и его структуру, а потом начнете предлагать свои товары или услуги.
Определение
Когда информация проходит систематизацию, то этот этап называется «Определением» или «Фокусировкой». Данную процедуру можно проделать при помощи эмпатии. Проще говоря, нужно провести анализ всех наблюдений, а потом выделить ключевые моменты.
Вышеприведенное высказывание свидетельствует о том, что в любом бизнесе необходимо заранее знать, что больше всего хочет получить от ваших услуг потребитель. Как только вы узнаете это, вы сможете предложить нужный продукт.
Поиск идеи
Без этого пункта невозможно продвижение. Этап «генерация идей» (или «к поиску идеи») предусматривает установку проблемы. А дальше ищите решение для ее устранения. Например, придумайте большое количество идей и выберите из них самую жизнеспособную.
Стереотипность в этом вопросе недопустима. Да, и включите в процесс создания идеи свою творческую жилку. Только так вы сможете найти нужное решение.
Создание прототипа
Необходимо узнать правильность идеи. Поэтому приступайте к следующему этапу – прототипированию. Для этого выпустите пробную версию своей идеи и проверьте ее жизнеспособность. Так вы сможете обезопасить себя от необдуманных шагов и сохранить свои денежные средства.
Например, не стоит вкладывать большие суммы в придуманную вами идею и выпускать большую партию товара, который вы не сможете реализовать. Можно для начала создать бюджетный вариант в небольшом количестве. Затем посмотреть на спрос, а после чего сделать выводы.
Тестирование
Чтобы усовершенствовать решение задачи, нужно протестировать все ее пункты. Обычно такая процедура проводится многократно. Желательно в этом вопросе особое внимание уделять прототипированию. Необходимо действовать так, как будто вы не уверены в успехе.
Только тестирование покажет правильное направление к цели. Зачастую после тестирования выясняется, что необходимо все исправить или начать все сначала.
Как работает на практике?
Вот уже несколько поколений обсуждают этот вопрос, начиная с 50-х годов прошлого века. Современный подход к основным стратегиям дизайн-мышления определяет такие элементы, как инновационность вопроса, ориентация человека на подключение интуиции, его большая ответственность и дисциплинированность. Термин дизайн-мышление включает в себя многочисленные знания и опыт, которые опираются на следующие пункты: различные исследования рынка, критическое и образное мышление, экономика, филология и даже философия.
Кроме того, чтобы выдвинуть какую-либо концепцию при реализации дизайн-мышления, специалисты используют такие научные сферы, как социология, антропология, футурология. Например, в некоторых странах специалисты основываются на вышеперечисленных факторах и строят для людей довольно комфортные дома. Так внедряется дизайн-мышление в процесс, который основан на действии. Он помогает услышать и понять все желания обитателей городов. Поэтому у строителей все получается, и урбанистический подход работает хорошо.
Приведем другой пример. Зачастую специалисты в сфере маркетинга сталкиваются с задачей создать продукт из ничего, то есть создать нечто продаваемое благодаря созданию какой-либо идеи. В этом случае без компьютерных технологий не обойтись. Можно создать веб-приложения, которые будут доступны тем, кто не знаком с вопросом программирования. Заметим, что только после проведенных исследований и различных апробирований можно будет решить данную задачу. Когда картина станет проясняться, то можно соединить электронные таблицы и визуальный дизайн. Данный вариант будет понятен всем без исключения. При этом необходимо отметить, что без специальных знаний и дизайн-мышления у вас ничего бы не получилось.
Кроме того, дизайн-мышление применяется и в образовательной сфере, поскольку учебный процесс начинается с вопроса, для чего нужны знания и где их можно применить. Первой реакцией на поставленные вопросы станет ответ: «необходимо идти к направлению своих потребностей».
Вывод здесь один: когда человек не видит цели обучения, он не стремится к ней. Поэтому с выдвижения данной проблемы и нужно начинать процесс закачки знаний.
Педагог должен действовать как дизайнер, а именно проводить исследования, которые не дадут нужного результата без постановки наводящих вопросов. Когда весь процесс полностью будет завершен, то можно будет судить о результатах проведенной работы. Дизайн-мышление нужно применять на практике в любых сферах, и тогда многое получится.
Как развить?
Процесс развития дизайн-мышления заключается в мозговом штурме. Чем больше вы думаете и при этом проявляете креативность, тем быстрее вы запустите в своем мозге определенные направления. Данный вид мышления необходимо иметь всем без исключения. Чем больше будет процент знаний, тем больше вы сможете выиграть жизненных бонусов. Правильнее всего начать с того, чтобы заняться критикой своих решений. Чем больше вы будете относиться с недоверием к своим решениям, тем больше вы будете анализировать и думать. А значит, в конечном итоге придете к самому нужному и умному выводу. Кроме того, так вы разовьете свой вкус и сможете быть конкурентоспособным на рынке труда.
Дальше необходимо действовать по следующему плану.
- Заведите папку и складывайте в нее все свои идеи. Через месяц проанализируйте каждую из них и ответьте на вопрос, какая идея вам больше всего пришлась по вкусу. Так вы разовьете свое вдохновение и будете двигаться в правильном направлении.
- Чаще оглядывайтесь вокруг. Двигаясь по улице, вы можете встретить множество интересных вещей. Анализируйте увиденное вами. Например, можно посмотреть в лужу и увидеть в ней просто грязь. А если посмотреть с другой стороны, то вы заметите на ее поверхности отражение облаков, которые уверенно плывут по небу. Дизайн-мышление – это креатив. Помните об этом.
- Смотрите на то, как реагируют люди на вашу деятельность. Так вы сможете реально оценить свои знания и свою работу. Если есть недочеты, то их лучше вовремя устранить. Не бойтесь посмотреть на свои ошибки «открытыми глазами». При таком подходе вы получите возможность их исправить и больше никогда не совершать.
- Больше занимайтесь творчеством. Только этот процесс дает возможность быстро развить определенные навыки. Работая руками и головой, вы быстро достигнете того, чего хотели.
Вывод здесь напрашивается такой: измените мышление, и тогда оно изменит вас. Если хотите повысить уровень знаний, тщательно и систематически выполняйте нужные задания.