Мышление

Критическое мышление: что это такое, технология и методы развития

Критическое мышление: что это такое, технология и методы развития

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Признаки
  3. Виды
  4. Методы и приемы развития
  5. Способы развития

Любые научные достижения, успешные бизнес-проекты и личный рост начинаются не с удачного стечения обстоятельств, а с наличия у человека критического мышления. Именно оно является настоящим двигателем прогресса. Можно ли развить такой тип мышления и как это сделать, расскажет эта статья.

Что это такое?

Критическое мышление — особая система суждений, применяемая в анализе событий. Если говорить простыми словами, то такой вид мышления помогает делать обоснованные выводы и применять их на практике для решения проблем и ситуаций. В педагогике, психологии, психотерапии критическое мышление считается мышлением более высокого уровня. Часто его называют вежливым скептицизмом. Человек своими рассуждениями ставит под сомнение информацию, получаемую извне. Такая критичность распространяется и на собственные убеждения. Своими действиями человек заставляет себя найти аргументы в пользу или против них, что подразумевает поиск вариантов и альтернатив. Считается, что переход от формы общественного сознания к критическому предполагает, что формируются необходимые условия для начала цивилизованного развития не только отдельных личностей, но и всего сообщества в целом.

Критическому мышлению свойственна рефлексивность как характеристика, человек разумно и интеллектуально выбирает, чему доверять, что делать, анализирует сведения. В отличие от обыденного или докритического мышления, отсутствует хаотичность принятия решений. Термин предложил некогда философ Джон Дьюи. И только в конце прошлого столетия вопрос получил логичное продолжение, его своими исследованиями создал Ричард Пол, составивший классификацию критического мышления, его задачи. Эти люди считали, что потребность в нем вызвана развитием современного человека. Ряд психологов сегодня рассматривает критическое мышление как применение методов познания, основанное на том, что человек полностью контролирует свои действия и решения.

В итоге у него повышается вероятность того, что желаемое будет получено, а негативные варианты развития событий уменьшаются.

Признаки

Мыслить критически не так просто, как кажется. Критическому мышлению присущи вполне определенные характерные признаки.

  • Наблюдательность и внимательность — человек способен отмечать детали, фиксировать их в памяти.
  • Способность интерпретировать и логика — человек может сопоставлять данные между собой, объединять их по определенным признакам, проводить анализ различий.
  • Заключения и выводы — человек может делать обоснованные выводы, подкрепленные четкой доказательной базой, составлять оценки на основе информации, а не на основе своих эмоций или ошибочных суждений.

Критическому мышлению свойственен довольно высокий уровень развития интеллекта, постоянное стремление к познанию нового, стремление докопаться до истины. Такие люди довольно точны, у них развитый кругозор, стремление во всем найти примеры, рассмотреть суждения на практике.

Высокая эмоциональность свойственна им в меньшей степени. Но вот творческого воображения они вовсе не лишены, и даже наоборот. В любой ситуации они формируют свое мнение сами, анализирует данные, находят недостающие сведения и только после этого принимают решение — сделать так или наоборот, отложить ли решение на время, чтобы обзавестись более подробными данными для полноценного анализа.

Человек, умеющий критически мыслить, обладает такими навыками:

  • он может предельно ясно выражать свои мысли;
  • он всегда находит основания, ему чужда иррациональность;
  • стремится к отличному уровню информированности, понимает, что владеют миром те, кто владеет информацией;
  • с удовольствием ищет и находит альтернативы даже тем решениям, которые считает верными и справедливыми;
  • его ум всегда открыт для нового, человек не консервативен в части познания новых направлений;
  • он видит эмоциональный окрас, когнитивные искажения и умеет их нейтрализовать при обдумывании, анализе, принятии решений.

Такие люди производят впечатление смелых и решительных. Они не боятся бросать вызовы авторитетам и правилам, установившимся в обществе суждениям. Благодаря способности ставить все под разумное сомнение, такие люди нередко находят необычное в обычном, совершают научные открытия, изобретения, способные продвинуть человечество на пути прогресса.

Критическое мышление находится на стыке психологии, философии, педагогики, логики. Существует определенная предрасположенность к такому типу мышления. Некоторые люди рождаются с ней, но это не означает, что невозможно развить в себе здоровый скептицизм.

Виды

Психологи сегодня выделяют только два вида критического мышления — сильное и слабое, каждый из них описывает определенные способности индивида к рассуждениям, анализу и последовательности действий.

Слабое

Люди такого типа часто имеют высокую профессиональную квалификацию, но в то же время они по сути остаются псевдоинтеллектуалами. Им свойственна довольно эгоистическая позиция, при которой они уверены в том, что лучше других знают, как решать тот или иной вопрос, как поступать в тех или иных обстоятельствах. Их больше интересует свое собственное благо, нежели этические аспекты и возможные последствия тех решений, которые они привычно принимают.

В своей профессиональной области и в жизни в целом люди со слабым критическим мышлением довольно корыстны. Каждое их решение диктуется соображениями корысти и ничем другим. Выгодно ли мне это? Что я получу от этого? А оно мне надо? Именно такие вопросы они ставят перед собой и далее дают ответы именно в таком контексте. Не хотят развиваться как профессионалы, расти личностно, расширять кругозор, если это не входит в понятие «выгодно».

Сильное

Сильным критическим мышлением называют способность человека постичь логику в чистом ее понимании. Намерения такого человека всегда позитивны, он изучает обстоятельства, явления, события и стремится к тому, чтобы его решения принесли пользу и остальным людям вокруг него, а не только ему, и часто о личной выгоде не помышляет. Такой человек нацелен на преодоление препятствий на пути к истине. Именно она — его главная и желаемая цель. Человек с сильным КИ быстро и охотно обучается, он открыт для всего нового и интересного, не отрицает ни одной точки зрения, ни одного открытия. Ему нужно все изучить, понять, как оно работает, сколько в этом правды.

Люди с сильным и слабым критическим мышлением в одних и тех же обстоятельствах ведут себя по-разному. Допустим, в крупной компании выявлена мошенническая схема, по которой сотрудники определенного отдела выводят немалые средства через подставные фирмы на личные счета. Об этом аудитор докладывает руководителю отдела со слабым критическим мышлением. Специалист немедленно приступает к анализу обстановки, взвешивает риски и только после этого принимает решение, выгодно ли ему пресечь нарушение или оставить все, как есть, имея и свою финансовую выгоду от происходящего. Убытки компании, этические вопросы его мало интересуют.

Та же ситуация, но у руководителя отдела сильное критическое мышление. Он анализирует обстановку, возможные последствия для компании и предлагает десяток вариантов, как легализовать утечку и направить ее на пользу своей компании; не мене десятка альтернатив, как полностью пресечь нарушение, а также еще пару вариантов от себя, как извлечь из ситуации бесценный опыт для всех. Все это он аргументированно изложит руководству, не боясь понести наказания за то, что именно в этом отделе были допущены грубые нарушения.

Методы и приемы развития

Навыки критического мышления — не тайная наука, овладеть ими может каждый, кто понимает, насколько оно может оказаться полезным в повседневной жизни, в работе. Научиться этому могут все, но придется постараться.

Технология подразумевает постоянные тренировки, являющие основой обучения. Возрастных ограничений нет.

Мозговой штурм

Применять такой прием желательно с детства, в начальной школе, в детском саду. Предложение вместе решить проблему, найти варианты может быть поначалу занятной игрой, формирующей у учащихся желание и умение генерировать идеи, не похожие на ранее высказанные. Многие взрослые используют метод в работе.

При мозговом штурме важно записывать все поступающие варианты, чтобы потом анализировать их. При обучении метод штурма через письмо и чтение позволяет визуализировать варианты развития событий, составление перечня альтернатив. На бумаге это более наглядно, чем на словах или в голове. Обратите внимание на большие схемы со стрелками и портретами подозреваемых и свидетелей, которые нередко размещают на стене детективы и следователи из кинофильмов. Это — наглядное исполнение мозгового штурма, над которым работает весь отдел расследований.

Сравнение

Постоянно тренируйте сравнение похожих ситуаций и событий, явлений, вещей. Сравнивая, обнаруживайте хотя бы несколько отличий, даже если на первый взгляд они не заметны. Это может развить следующие качества — наблюдательность, сосредоточенность, внимание к деталям.

Сравнение своих результатов со своими же, но за другие периоды, поможет обнаруживать «слабые» места и оперативно исправлять ситуацию еще до того, как обнаружится проблема, вызванная ими. Но начать можно с самого простого и с каждым последующим этапом усложнять сравнительные задачи.

Метапознание

Упоминания о таком методе впервые использовал еще Аристотель в своих трудах. Метапознание подразумевает способность индивида думать о собственном мышлении, понимать ценность знаний. Среди всех стратегий метапознание считается навыком высшего уровня. Овладев им хотя бы на срединном уровне, человек начинает видеть собственные ошибки, четко осознавать их, включая и ошибки, допущенные непосредственно в мыслительном процессе. Он начинает учиться более эффективно.

Развитию критического мышления будут способствовать несколько стратегий метапознания, например, определение объема своей памяти и создание внешней поддержки памяти, например, ведение записей, планирование, создание напоминаний.

На любой фазе деятельности человек сможет оценивать объективно собственную эффективность и менять что-то, если она окажется недостаточной. Он будет использовать методы тестирования для себя самого и уверенно закреплять новые навыки на практике.

Дедукция

Критическому мышлению весьма способствует тренировка дедукции — метода логических умозаключений. Часто его называют «методом Шерлока». Это — медленное мышление, когда к решению или выводу приходят путем прохождения сложных логических цепочек. Развитию способствует решение задач, головоломок. Дедуктивный метод подразумевает вывод частного вывода из общего.

Для тренировки метода великого сыщика подойдет игра в покер и шахматы, наблюдение за предметами в условиях слабого света, боковым зрением и т. д. Все это улучшает произвольное и непроизвольное внимание, благодаря чему будет легче собирать большие объемы важных информационных деталей.

Индукция

Этот метод противоположен дедукции. При нем из частных утверждений свершается выведение общего умозаключения. Правила доказательства, связь причины и следствия — вот как работает индукция, и при тренировке критического мышления без нее тоже не обойтись. Развивать способность к индукции помогают постоянные упражнения, при которых предлагается классифицировать или систематизировать разрозненные элементы.

Анализ

Аналитические способности у конкретного человека во многом имеют генетическое происхождение, но даже типичные «творцы» и «художники» могут развить в себе аналитические наклонности. Этому способствует решение математических заданий, задач по физике, геометрии.

Если хотя бы раз в неделю решать их по школьным учебникам, удастся повысить свои аналитические способности.

Синтез

Развитие способностей к синтезу помогает научиться искать альтернативы и решения. Это — расширение границ воображения, смелые предположения и гипотезы, генерация принципиально новых идей. Для этого потребуется выполнять упражнение на осознанное отвержение определенных истин и поиск новых способов. Развитию способствуют головоломки-лабиринты, паззлы, любые творческие хобби и увлечения, в которых у человека есть возможность совершать творческий выбор.

Системность

Системное мышление — обязательное условие критического. Это способность объединять разные факты, делать вывод и находить ему место в сфере применения. Системный подход позволяет четко следовать своим решениям, не бросая их и не подвергая сомнениям уже после того, как они приняты и оглашены.

Способы развития

Формирование критического мышления — настоящий труд, но если подойти к вопросу серьезно, то результаты непременно будут. У взрослого этот процесс более растянут во времени, чем у ребенка. А потому еще в детском возрасте, в детском саду и школе следует уделять самое пристальное внимание задаче. У дошкольников и школьников навыки критического мышления формируются в игровой форме.

Взрослым не обойтись без изменения отношения к своей жизни и выполнения специальных упражнений.

Дневник

Следует завести отдельный блокнот или тетрадь, в котором вы будете каждый день фиксировать и анализировать прожитые сутки — что нового узнали, эффективно ли работали, каких успехов достигли, какие остались пока недостижимы. Анализируйте на бумаге и собственные ошибки, промахи. На основе анализа каждый день по вечерам составляйте план по устранению ошибок и ликвидации их последствий, планируйте предстоящие действия, исключайте ситуации, в которых вы будете тратить свое время нерационально.

Не спешите с решениями

Подобно сыщику Шерлоку Холмсу, не спешите с выводами. Случилось что-то — соберите больше информации на эту тему, проработайте несколько вариантов и только после этого переходите к выбору решения. Это не будет промедлением в негативном смысле слова. Это будет повышением информированности. И вероятность ошибочного импульсивного решения, о котором вы потом можете пожалеть, снизится.

Будьте объективны

Оценивайте реальность отстраненно. Только отсутствие положительного или отрицательного знака перед действием, событием, вашей оценкой гарантирует, что в итоге будет принято оптимальное решение. Неудачи воспринимайте как задачи — их просто нужно решить, а проблемы — как опыт и площадку для практикования своих новых знаний, а не как повод для переживаний и стресса.

Не бойтесь «отбиться от стада»

Стадный инстинкт гарантирует живому существу выживание. Но он же отучает думать своей головой, опираться на личный опыт и личные наблюдения. Если толпа идет куда-то, вы слепо следуете за ней, и это — признак отсутствия критического мышления. Если же на секунду остановиться и подумать, а надо ли вам попасть туда, куда идут все, то вероятно, вы примете другое решение и пойдете свои путем.

«О главном»

Это упражнение для взрослых поможет научиться связывать события, искать закономерности и вычислять главное из массы информационной «мишуры». Откройте газету или новостной сайт, просмотрите все заголовки. Составьте список главных тем. Подумайте, как статьи одной тематики могут быть связаны с публикациями в другой. Потом объедините все события в большие блоки, после чего выведите краткий и емкий собственный заголовок, отображающий картину всего дня. Постепенно научитесь работать не с одной газетой, а с несколькими источниками.

«Темная сторона»

Это упражнение помогает научиться объективно воспринимать сведения, развивает здоровую самокритичность и способность находить свои ошибки. Работайте с несколькими точками зрения. Например, поинтересуйтесь в перерыве, что думают коллеги о проблеме климата на планете. Одни скажут, что проблем нет, их придумали политики. Второй утверждает, что проблема есть, и о ней, наоборот, говорят слишком мало, и вообще ничего с ней не делают. Ваша задача — выслушать аргументы с той и другой стороны, а потом отправиться в интернет на поиски решения, ознакомиться со статистикой, научными доказательствами.

Обычно уже на стадии выслушивания мнения человек начинает внутренне принимать одну из позиций. Если это случилось, ищите сведения исключительно о противоположной позиции.

Изучение материалов на тему, противоречащую убеждениям, будет довольно болезненным процессом, но необходимым для развития критического мышления.

Делите аргументы

Вся информация, которая к вам поступает, либо является констатацией факта, либо призвана убедить вас в чем-то. Например, сведения об опасности вирусов — справочная информация, а настоятельные советы купить определенный препарат от них, чтобы защититься — манипуляция. Исключите манипуляции. Не позволяйте никому убеждать вас в чем-то. Принимайте решения о покупке препаратов от вирусов самостоятельно. Даже при поиске готовых рекомендаций проверяйте достоверность убеждающих сведений, так ли все на самом деле?

«Кривое зеркало»

Упражнение направлено на формирование навыка находить когнитивные искажения. Фактически вы должны научиться сами видеть ошибки своего же собственного мышления. Если мы ищем доказательства только нашей точки зрения, мы совершаем мыслительную ошибку, игнорируя контраргументы. Если мы ищем оправдание другим людям и себе, мы вызываем каскады мыслительных нарушений, на основе которых уже не способны делать верных выводов.

Начните с других. В них, как известно, «соринки» и «бревна» искать всегда получается быстрее и проще. Наблюдайте за поступками и решениями других, находите и фиксируйте для себя ошибки. Потом переносите их на себя, проверяйте себя.

Рефлексия

Упражнение включает в себя анализ наиболее важных действий и решений, которые вы принимали в течение дня, недели, месяца. В каждом нужно определить, что можно было бы изменить, и как от этого могли бы измениться результаты действия. Спрашивайте себя, почему и под влиянием чего было принято то или иное решение.

Детские упражнения

Существуют педагогические методики на развитие критического мышления у детей. Это и знаменитые «6 шляп», и «Корзина идей», и логические игры, которые дети любят. Главное, чтобы упражнения были подобраны по возрасту и понятны ребенку.

Если у малыша есть особенности — он слишком критичен или, наоборот, следует обратиться к детскому психологу для выбора оптимального набора техник.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.