Мышление

Образное мышление: особенности и методы развития

Образное мышление: особенности и методы развития

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Как его используют?
  3. Как развить?
  4. Упражнения и загадки

Мозг каждого человека содержит бесчисленное количество образов. Любые услышанные или прочитанные слова мгновенно извлекают из сознания индивида определённые зрительные картинки, преобразовывая их. Любая личность способна мыслить образно.

Что это такое?

В психологии уделяется большое внимание когнитивным механизмам, составляющим основу образного мышления личности. Умение мыслить образами является обязательной составляющей познания. Содержание мыслительной задачи базируется на образном материале. В хранилище человеческой памяти имеется огромное количество чувственных образов, которые люди используют с целью отражения жизненных процессов. На основе зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых образов строится внутренний мир человека. Во время решения любых проблем субъект анализирует, сравнивает, обобщает разные образы явлений и событий.

Образному мышлению характерны важные особенности.

  • Осмысление ситуации происходит в целом, без дробления на отдельные детали. Увлечение конкретными элементами не даёт человеку увидеть целостную картину, то есть за волнами он может не разглядеть моря. При переработке новой информации этот тип мыслительной деятельности предполагает непосредственное извлечение из памяти или воссоздание посредством воображения различных образов, а не суждений или умозаключений.
  • Между объектами и их свойствами устанавливаются непривычные соответствия. Своеобразная мысленная картина решения проблем возникает в виде озарения. Ни одна личность не может управлять бессознательными процессами. Иной раз в мозгу индивида мелькают непонятные и даже самые невероятные образы. На самом деле они приносят пользу, формируя и развивая образное мышление.
  • Образному мышлению свойственны ассоциативность, динамичность, подвижность. Это скоростной тип мыслительного процесса. Порой человек не успевает облекать возникшие образы в слова.

Отражение реальности в образной форме наиболее характерно для произведений искусства и литературы.

Большинство творений живописи и скульптуры, художественная литература, музыкальные произведения воспроизводят объективную действительность многогранно, глубоко и обобщённо с помощью образных средств.

Как его используют?

Именно образ является основной единицей мышления малышей. По данным исследователей, 30% школьников вплоть до 6 класса для запоминания правил и решения задач используют мыслительные средства в образной форме. Опора на образ способствует хорошему усвоению школьного материала, активизирует творческие стороны ребёнка, формирует его воображение.

В жизни каждого человека умение мыслить образами играет большую роль. Применение образных ассоциаций, фантазий открывает новые возможности для развития воображения, внимания, памяти, творческих способностей личности. Образное мышление используют в качестве дополнительного инструмента для расширения способности решить любую жизненную задачу или справиться с возникшей проблемой. Оно помогает многогранно и разнообразно отражать объективную действительность.

Степень воображения зависит от уровня сознания, жизненного опыта, внутренней гармонии. Данный тип мыслительной деятельности помогает личности выражать свои представления о любых объектах и явлениях, преобразовывать их в случае изменившихся обстоятельств. В связи с этим у субъекта появляется возможность достраивать недостающие детали картины, расширять ассоциативные связи, мысленно проникать вглубь проблемы или задачи.

Во многих творческих профессиях без образного мышления обойтись трудно, а порой невозможно. Дизайнеры, художники, модельеры, архитекторы, поэты, писатели, философы мыслят образами. Продуктивность применения образных компонентов широко проявляется в интеллектуальном творчестве.

В настоящее время научно-технический прогресс во многом зависит от умения правильно оперировать образами, от уровня образной мыслительной деятельности человека.

Как развить?

Диагностика детского образного мышления проводится посредством складывания разрезных картинок. Таким способом проверяется умение собрать частички изображения в единое целое. Воссоединение отдельных деталей свидетельствует о наличии мыслительной хаотичности или целенаправленности при создании целостного образа. Взрослый человек или подросток диагностику может произвести самостоятельно.

Представьте последовательно несколько образов и оцените их яркость по 10-балльной шкале, где 1 – слишком слабый образ, а 10 – очень яркая зрительная картинка:

  • красивый мотоцикл стоит на парковке возле вашего дома;
  • этот же мотоцикл начинает движение;
  • то же самое транспортное средство на огромной скорости несётся по улицам города;
  • мотоцикл обгоняет вереницу автомобилей;
  • он постепенно удаляется, превращается в маленькую точку и почти исчезает из вида;
  • теперь этот же самый мотоцикл лежит на обочине дороги с перевёрнутыми вверх колёсами;
  • его возвращают в нормальное положение;
  • на этот раз он едет осторожно, медленно;
  • мотоцикл проезжает по горному серпантину;
  • он мчится в темноте с включённой фарой.

Хорошим итогом считается 40 баллов. Это означает, что яркость образов у вас на должном уровне. При полученном результате менее 20 баллов надо срочно принимать меры по развитию образной мыслительной деятельности.

Начинать развитие мышления с помощью образов необходимо с 4-5 лет. Используются разные методики. Например, способ «эксперимент сказочника» применяют для детей дошкольного возраста.

Выбирается первое пришедшее на ум слово, которое нужно объединить с другим понятием при помощи предлогов. Например, слова «кошка» и «коробка»: «кошка на коробке», «кошка под коробкой», «кошка в коробке». А дальше включается детская фантазия, и создаются различные образы: кошка в коробке живёт с котятами; кошка в коробке хранит свои наряды и аксессуары; кошка под коробкой прячется от яркого солнца; кошка на коробке разложила яства и угощает ими своих бродячих друзей.

Для формирования образного мышления надо дать волю фантазии. С этой целью необходимо мысленно создавать зрительные картинки, строить ассоциативные ряды. Психологи рекомендуют почаще организовывать учащимся начальных классов поиск ассоциаций. Игра называется «На что это похоже?» Она прекрасно развивает образное мышление у младших школьников. Детям предлагают внимательно разглядеть спираль, прямоугольник, круг, любую загогулину, абстрактный рисунок и придумать собственные ассоциации.

В процессе обучения упражнения постепенно усложняются. Для формирования образного мышления необходимо включение задач, требующих оперирования образами различного уровня обобщённости, изображений самих объектов. Эффективному размышлению с использованием ярких мысленных картинок способствуют выставки произведений искусств, путешествия, описания разнообразных пейзажей.

Мыслительный процесс с применением красочных образов можно развить у людей любого возраста.

У взрослых

Натренировать образное мышление взрослые люди могут с помощью представления ярких взаимосвязанных картинок, которые помогают конструировать образы. Нужно мысленно визуализировать предстоящее действие. Если вы боитесь забыть внести какую-нибудь оплату, необходимо представить яркую картинку. В голове нарисуйте, как вы входите в Сбербанк и подходите к терминалу. Мозг сам за вас довершит это действие в тот момент, когда вы будете проходить мимо Сбербанка. Он напомнит вам про неоплаченные счета.

У детей

Обычно в детском возрасте этот вид мыслительного процесса развивается активно за счёт фантазий и сюжетно-ролевых игр. У малышей формируют воображение с помощью изготовления различных поделок, аппликаций, оригами, макраме, лепки из пластилина, рисования обеими руками, сборки пазлов, игры в домино и лото. Очень хорошим средством развития данного типа мышления является чтение сказок с использованием мимики, жестов и эмоций, просмотр мультипликационных фильмов, рисование мультяшных персонажей с домысливанием сюжета, в результате чего получается никем не узнаваемый, новый герой. Нужно постоянно просить ребёнка фантазировать при виде камешков, облаков, коряг.

Пусть он ответит, на что походят эти предметы и сочинит сказку.

Упражнения и загадки

Детям хорошо подходят сюжетно-ролевые игры с перевоплощением. После распределения ролей разыгрывается вымышленная ситуация. Малыши перевоплощаются в пациентов и врачей, покупателей и продавцов, клиентов и парикмахеров. Они могут стать артистами цирка или театра, модельерами, космонавтами.

Формирование задания происходит с учётом возможности реализации детской фантазии по максимуму. Например, во время полёта на Марс произошла поломка двигателя, нужно срочно сесть на ближайшую планету. Дети должны рассказать, что они видят сквозь воображаемые иллюминаторы, подробно описать неизвестную территорию, рассчитать оставшиеся съестные запасы.

Для выполнения следующего задания нужно воспользоваться любым привычным предметом и дополнить его новыми функциями. Например, обычную пустую банку из-под консервов можно превратить в тару для проращивания семян, шкатулку для хранения пуговиц – в приспособление на голову для маленького снеговика.

Научиться мыслить образно можно с помощью открыток, на которых изображён любой объект. Ребёнку предлагают вообразить вместо этого предмета какого-нибудь представителя фауны. Например, нарисованное солнце может ассоциироваться у кого-то с головой льва, где лучи солнца превращаются в гриву. Другой малыш может представить паука или осьминога. Детям предлагают устно описать возникшее в воображении животное или насекомое. Затем надо нарисовать его.

В дальнейшем тренировка образного мышления осуществляется с помощью тех же самых открыток, но на этот раз детям дают задание вместо изображённых предметов вообразить продукты питания. Затем можно спросить, на каких представителей флоры похож принт. Солнце в детском воображении может превратиться в торт, подсолнух или ромашку.

Droodles широко используют для оперирования мысленными образами. Они напоминают каракули, которые хорошо развивают воображение. Надо в каждую каракулю, являющуюся графической головоломкой, вкладывать новый смысл. Для соотнесения картинки и образа, возникшего в голове, человеку приходится мысленно перебирать большой объём информации, хранящейся в архиве мозга. Каждая закорючка вмещает в себя огромное количество вариантов ответа. Нужно ко всем изображениям подобрать надписи. Чем их больше, тем лучше.

Создание ассоциативных цепочек даёт возможность мозгу генерировать визуальные образы по собственному усмотрению. Образные ряды нужно в воображении увеличивать и уменьшать, приближать и отодвигать, раскрашивать в разные цвета, менять форму. Есть ещё интересный приём агглютинации, когда мысленно объединяют части, взятые из разных образов. Так, идея самолёта была взята посредством длительного наблюдения за птицами.

Попробуйте создать рисунок животного, не существующего в природе. К голове коровы добавьте львиную гриву, рысье тело, рыбью чешую, лисий хвост и лягушачьи лапы.

Для детей существует отличное упражнение. Художник не успел дорисовать картинку. Заверши его работу. Но вторая половина не должна отличаться от первой части рисунка. Для выполнения задания ребёнку придётся вторую часть картинки отобразить зеркально. На первых этапах можно разрешать прикладывать к оси рисунка зеркало, чтобы увидеть, как должна выглядеть правая сторона.

Взрослым рекомендуют упражнения с зеркальным расположением букв. Сначала нужно внимательно рассмотреть оба вида знаков с разным наклоном. Потом им показывают только одну-единственную букву. Надо быстро определить, перед их взором находится обычное или зеркальное изображение.

Упражнение со спичками хорошо подходит для подростков и взрослых. Надо бросить 5 штук на стол, затем 30 секунд смотреть на них и, не подглядывая, разложить в том же порядке другие 5 спичек. Нужно выполнять это упражнение до тех пор, пока не получится правильный расклад. Затем количество спичек увеличивают.

Следующее задание предполагает написание в центре листка слова. К нему следует подобрать подходящие определения и записать их справа. С левой стороны листка надо поместить прилагательные или причастия, которые по смыслу не сочетаются с записанным в центре существительным. Например, справа от понятия «собака» можно поместить слова: «дворовая», «красивая», «худая», «умная», «мохнатая», «пятнистая», «игривая», «злая», «понятливая». Слева надо придумать прилагательные или причастия, которые не вяжутся с образом собаки: «жидкая», «тугоплавкая», «остроконечная», «треугольная», «лунная», «хохочущая», «безоблачная».

Разгадывание ребусов, в которых есть буквы, цифры, запятые, изображения, расположенные в разном порядке, позволяет ребёнку производить мысленный анализ, учит думать образами, развивает творческую личность. Поиск омонимов с наводящими вопросами тоже применяют при обучении мыслить образно. Обычно используются наводящие вопросы. Какое слово обозначает виноградную ветку и предмет, который используют для рисования? Что обозначает и часть ружья, и часть дерева?

Загадки формируют умение создать в воображении образ, подходящий к словесному описанию признаков конкретного действия или предмета. Загадки надо произносить выразительно, расставлять логические ударения и выдерживать паузу. В предложениях, предназначенных для разгадывания, скрыты различные явления природы, представители фауны и флоры, сами люди и их быт.

Остроумие, точность и лаконичность фраз, призванных для быстрого извлечения нужного образа из глубин мозга, способствуют развитию ума. Благодаря чему он приобретает подвижность.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.