Наивысшей ступенью человеческого сознания является умственная деятельность. В психологии изучаются виды познавательной активности в зависимости от уровня обобщения и характера применяемых средств.
Что это такое?
Мышлением именуют активный познавательный процесс, который проявляется в опосредованном и обобщённом отражении объективного мира.
В психологии существует следующее определение: мышлением называется совокупность мыслительных работ, включающих восприятие, внимание, образование ассоциативных цепочек, рассуждения, умозаключения. Умственная деятельность является одним из высших проявлений психического процесса личности и представляет собой внутреннюю систему моделирования закономерностей, существующих в мире, возможность прогнозирования различных вариантов развития событий, анализа и аккумуляции своеобразной истины.
В обществознании основной упор делается на то, что мыслительная работа хоть и совершается в подкорковой структуре мозга, но она по своей природе социальна.
Во время умственного акта задействованы эмоционально-волевые стороны индивида. Они проявляются в виде мотивов и побуждений, во имя которых субъект готов размышлять, рассуждать, искать пути решения проблем. Обществознание считает мыслительный процесс сложным социально-историческим явлением, совершенствование которого связано с увеличением абстрагирования и обобщения.
В философии рассматривается соотношение материи и мыслительного акта. Это значит, что философия ищет возможности и пути познания окружающей среды через мышление, которое неразрывно связано с трудовой и речевой деятельностями, потому что отражение различных отношений между понятиями осуществляется в словесной форме. Язык, мышление и культура настолько тесно переплетены, что функционировать друг без друга не могут.
Главной особенностью умственной деятельности является способность человека мыслить и решать те или иные задачи, возникшие во время познания или практической деятельности. С этой целью личность прибегает к применению законов, правил, понятий. Культура мышления зависит от степени овладения личностью приёмами и нормами умственного процесса, а также от умения чётко формулировать проблемы, находить эффективные пути их решения, делать обоснованные выводы.
Мыслительному процессу присущи некоторые особенности:
- он носит опосредованный характер: при установлении связи и отношений между предметами и явлениями личность опирается на собственные ощущения и восприятия, а также на свой опыт;
- в процессе умственной работы субъект использует существующие знания об общих положениях и закономерностях действительности;
- человек имеет свойство представлять отражение связей и отношений между явлениями отвлечённо и обобщённо;
- мышление находится в неразрывном единстве с языком и культурой;
- умственная работа опирается на общественную практику индивида и его труд.
Процессы
Структура мыслительного процесса содержит 3 основные формы.
- Понятие включает в себя представление об объектах и реалиях, которые наблюдает субъект. Индивид может узнать их по общим признакам. Конкретная модель означает истинные объекты, такие как дом, стол, автомобиль. Относительная модель не имеет постоянной величины и зависит от индивидуального восприятия. Например, слова «красота», «счастье», «печаль» каждый объясняет по-своему. Содержание всех определений раскрывается через речь.
- Суждение представляет собой отрицательное или утвердительное высказывание о действительности. В процессе участвуют слуховое, зрительное, обонятельное типы восприятия.
- Умозаключение складывается в результате формирования новой точки зрения на базе существующих мнений. Субъект выстраивает различные цепочки идей. Основными методами умозаключения являются индукция и дедукция. Индуктивный метод строится по принципу от частных понятий к общему представлению о чём-либо: определённое обстоятельство выводит общий закон, характерный для всех подобных существ. Если какая-то конкретная сова способна видеть в темноте, то и другие совы тоже видят в темноте. Дедукция основывается на движении от общего представления к частному случаю. Если все совы могут видеть в темноте, то и какая-то конкретная сова тоже видит в тёмное время суток. Подсознанию человека свойственно только дедуктивное мышление. Сознание личности знает закон и ищет обстоятельства. В то же время индивид, узнав о любом случае, на бессознательном уровне выискивает закон. Параллель между двумя видами мыслительного акта очевидна.
Мыслительные операции направлены на процесс оперирования понятиями и суждениями с целью получения определенного результата.
Сначала создаётся конкретная ситуация, затем происходит сбор информации, её анализ. Дальше субъект решает поставленную перед ним задачу, ищет пути выхода из сложившейся ситуации, прогнозирует варианты развития событий.
- Анализ предполагает мысленное раздробление целого на части, вычленение действий, свойств, признаков, сторон, отношений.
- Синтез подразумевает умственный процесс, служащий объединению отдельных частей, свойств, отношений в одно целое.
- Сравнение помогает установить сходства и различия между понятиями, их качественными характеристиками.
- Классификация позволяет делать мысленную систематизацию собственных представлений, распределяя их по группам, подгруппам в зависимости от сходств и различий.
- Абстрагирование подразумевает мысленное отвлечение (уход в сторону) от незначительных признаков, чтобы изолировать объект изучения от всех остальных и лучше познать его сущность.
- Обобщение заключается в выявлении общих сторон объектов, выражающихся в виде правил, законов, формул, понятий.
- Конкретизация помогает раскрыть содержание с помощью возвращения мысли от общего и абстрактного понятия к единичному, более конкретному случаю.
Весь процесс имеет следующие этапы:
- подготовка;
- поиск путей разрешения вопроса;
- вдохновение к его достижению;
- проверка результатов.
Функции
Мышление выполняет следующие основные функции:
- постановку цели и планирование её достижения;
- осмысление знания, понимание и анализ условий ситуации;
- поиск методов познания и путей разрешения проблемы;
- построение цепи необходимых действий;
- сбор недостающей информации;
- контроль за происходящим и собственным поведением;
- оценку степени достижения задач на основе личной мотивации.
Виды
Люди думают об одних и тех же событиях по-разному. Каждый применяет собственный интеллектуальный приём, использует свой стиль мышления. Человек пользуется разными типами мышления в зависимости от совершаемого действия в данный момент. Важную роль играет опосредованный характер умственного акта. Вид мышления зависит от глубины или поверхности мыслительного процесса, широты или узости, быстроты или замедленности, гибкости или ригидности, оригинальности или тривиальности.
Мыслительный акт, направленный на осмысление проблемы и самопознание, носит рефлексивный характер. У некоторых людей в голове всё разложено по полочкам: накопленные факты сгруппированы. Такое структурное мышление пригождается субъекту в разных жизненных ситуациях. Человек может мыслить последовательно и логично, а может перескакивать с одной мысли на другую, внезапно менять темы и своё мнение. В этом случае речь идёт о линейном и нелинейном мыслительных процессах. Конкретное мышление связано с непосредственным восприятием объектов.
Индивид существует в социальном мире, поэтому взаимопроникновение общества и личности неизбежно. Человеческое мышление обеспечивается зонами мозга, сформированными для создания отношений в группе. Социологическое мышление подразумевает восприятие общественных идей, понимание событий, происходящих в социуме, выявление последствий непредвиденных социальных действий.
Диалектическое мышление помогает понять материальный мир в его непрерывном историческом развитии.
Раздельное мышление означает умещение в мозгу логически несовместимых установок. Возникшие противоречия обычно служат защитным механизмом. Например, человек в обществе демонстрирует чудеса гуманизма, а в кругу семьи проявляет жестокость и насилие.
Значительное отклонение в протекании ассоциативного процесса, затруднённое переключение с одного вида деятельности на другую свидетельствуют об инертности мышления. Это связано с нарушениями мыслительных процессов. Встречается у людей с умственной отсталостью, больных эпилепсией. Инертное мышление может возникнуть у субъекта после получения травмы головного мозга.
Интенсивное развитие информационных технологий вгоняет современного человека в зависимость от гаджетов, компьютеров. Цифровые носители влияют на становление личности, которая постепенно теряет способность к целенаправленному и эффективному мышлению. В этом случае мозг сохраняет в памяти не саму информацию, а сведения о её нахождении на вспомогательных устройствах. Эти факторы препятствуют мысленному воспроизведению интеллектуальных объектов, необходимых для решения сложных проблем.
Дискурсивный вид умственного акта базируется на системе взаимосвязанных умозаключений. Алгоритмическое мышление основано на использовании заранее установленных правил, конкретной последовательности действий, нужных для выполнения типовых задач.
Эвристический тип мыслительной деятельности продуктивен, так как ориентирован на неординарное решение проблем. Творческое мышление приводит к усовершенствованию решения задачи, принципиально новым результатам, различным открытиям. Способность к быстрому переключению с одного типа мыслительного процесса на другой свидетельствует о гибкости мышления. Гибкий ум может извлекать выгоду из самых неблагоприятных ситуаций.
Знаковое мышление характеризуется преобразованием сведений посредством умозаключений. Отдельные символы объединяются в более крупные единицы по определённым правилам. Итогом становится мысль в форме понятия или фразы, фиксирующей отношения между объектами. Существуют и другие виды мышления.
Клиническое
Психологии известен специфицированный мыслительный процесс, связанный с медицинской деятельностью. Профессия врача подразумевает умение правильно произвести диагностику, лечение и определить прогноз течения болезни пациента. Доктор полагается на свои знания, опыт и профессиональную интуицию. Клиническое мышление начинается с первых минут общения с пациентом. В самом начале исследования на основе признаков заболевания врач устанавливает предварительный диагноз. Своевременно назначенное правильное лечение может спасти жизнь человеку.
Данный вид мыслительной деятельности можно назвать разновидностью продуктивного мышления.
Экологическое
Совокупность взглядов, различных точек зрения, принципиальных позиций и поведения личности бывает направлена на сохранение природных ресурсов. Рациональное управление и пользование ими человечеством неразрывно связано с экологическим мышлением. Оно предполагает выбор определённой модели поведения субъекта. Человек является частью природы, а потому обязан беречь её. Повсеместная вырубка лесов приводит к сокращению растительности. Чрезмерное потребление воды не по назначению приводит к уменьшению водных ресурсов. Загрязнение воздуха выбросами вредных элементов и других отходов различными предприятиями снижает количество кислорода на планете и препятствует нормальному функционированию живых существ. Развитие экологического мышления способствует предотвращению пагубного влияния человечества на природу. Конкретный вклад каждой отдельной личности в оздоровление природы важен для экологического состояния планеты.
Визуальное
Несколько человек могут смотреть на один и тот же предмет, но каждый из них воспринимает его образ по-своему. Дети, используя одинаковый конструктор, составляют разные фигуры. Творческую способность личности воспринимать предмет или явление одновременно глазами и воображением называют визуальным мышлением. Например, надо узнать, сколько времени будет на циферблате через полчаса, если в данный момент часы показывают 3: 40. Решение интеллектуальным способом будет выглядеть так: к 40 минутам прибавить 30, получится 70. Так как в часе 60 минут, надо 10 перевести в следующий час. Ответ: 4: 10. Визуальное мышление предполагает на воображаемом круглом циферблате мысленно сдвинуть стрелку и получить точно такой же результат. В этом случае наблюдается связь образа с другими объектами.
Проактивное
Люди с таким видом мышления не реагируют на внешние раздражители. Они размышляют и принимают свои решения независимо от сложившихся условий и происходящих в данный момент событий. Эти индивиды правильно реагируют на негативные ситуации, стремятся внести в них положительные коррективы. Они могут контролировать свои эмоции и поступки. Любые деструктивные размышления предпочитают заменить на позитивные мысли. Человек должен стремиться к достижению цели, невзирая на различные препятствия.
Теоретическое
Мыслительная работа может не иметь непосредственного отношения к практическому действию, а основываться на познании законов и правил. В этом случае теоретический мыслительный процесс направлен на изучение свойств объектов и внутренних характеристик явлений, выявление закономерностей, обобщение опыта, построение концептуальных моделей, открытие законов и создание теорий. Такое мышление характерно для научной деятельности. Оно позволяет человеку выделять и анализировать основные противоречия решаемой задачи или исследуемых сведений, вырабатывать способы действия.
Проектное
С целью достижения конкретного результата человек способен мыслить определёнными шаблонами. Он смотрит на дело, как на проект. Выбор средств зависит от того, к какому итогу субъект стремится. Ему важен не сам процесс, а достижение конечного результата.
Конструктивное
Претворение в жизнь любых новаторских идей невозможно без конструктивного мышления. Оно строится на генерации сырых мыслей без присутствия в них всевозможных оценок и суждений. Данному виду мыслительной деятельности присущи конкретность, целенаправленность, позитивность, поэтапность и отстранённость от эмоций.
Умение думать конструктивно помогает решать сложные жизненные проблемы и выходить из них с минимальными потерями.
Эмпирическое
Данный вид мыслительного процесса основан на обобщении чувственно или наглядно воспринимаемых свойств и отношений. Он представляет собой первичное обобщение на основе опыта и является низшей, элементарной ступенью познания.
Методики
Для исследования мыслительного уровня применяют различные приёмы. Методика «Простые аналогии» помогает выявить характер логических связей и отношений между понятиями. В психологии существуют различные методы мозгового штурма, призванные противоборствовать однобокости и стереотипности человеческого мышления.
Большой популярностью пользуется метод Эдварда де Боно «Шесть шляп». Техника призвана нарушить привычное для мозга состояние мышления. Британский психолог предлагает 6 путей рассмотрения и решения одной проблемы. Данный способ представляет собой психологическую ролевую игру, в которой цвета шляп предполагают включение определённого режима мышления. Индивид, примерив одну из шляп, обязан включить соответствующий режим. Игра требует большой внимательности, так как головные уборы разного цвета применимы к любой сфере, связанной с умственным трудом. Проблему надо рассматривать не в борьбе идей и доводов, а в их единстве.
Полное видение ситуации появляется исключительно после примерки игроком всех 6 шляп.
- Белый головной убор подразумевает поиск недостающей информации и применение уже известных фактов. Ретроспективный метод познания помогает выявить причинно-следственные звенья и закономерности в развитии имеющихся сведений.
- Надев красную шляпу, человек должен прислушаться к своему внутреннему голосу. Интуиция и собственные ощущения играют большую роль на данном этапе. Личность рассматривает проблему через призму своих чувств. При коллективном обсуждении важно выслушать каждого субъекта, понять, что вдохновляет его, а также подоплёку предложенного решения.
- В чёрной шляпе человек обязан почувствовать себя в роли пессимиста. Он должен просчитать все возможные непредвиденные обстоятельства и риски. Следует обратить внимание на слабые места идеи. Иногда позитивно мыслящие люди имеют склонность к нежеланию реально взглянуть на предполагаемые препятствия. Они недооценивают ситуацию. Здоровая доля критицизма должна обязательно присутствовать при продумывании новых проектов.
- Жёлтая шляпа позволяет человеку взглянуть на проблему позитивно. Она настраивает на оптимистический лад. Нужно отнестись внимательно ко всем сильным сторонам идеи и в деталях рассмотреть преимущества каждого решения. Жёлтый головной убор особенно важен при появлении сомнений в успешности проекта.
- В зелёной шляпе субъекту необходимо попытаться найти необычные пути решения проблемы. С этой целью нужно активизировать творческое мышление, поиск оригинальных взглядов.
- Синюю шляпу рекомендуют надевать руководителю перед самым принятием решения. Он сначала ставит определённую задачу перед присутствующими, а в конце мероприятия подводит конечный итог.
Способы развития
Мышление начинает формироваться в раннем детстве. Примерно к году появляются зачатки мыслительных процессов. Младенец познаёт окружающий мир, тем самым накапливает необходимые компоненты, нужные для умственной деятельности. Скорость и качество формирования мышления зависят от вложенных родительских усилий. Очень важно регулярно заниматься с ребёнком.
Начальный этап связан с наглядно-действенным мышлением. Для развития мыслительной деятельности крохе надо выполнять простейшие задачи: достать игрушку, открыть баночку, принести какую-нибудь вещь. Следующий этап тесно связан с обобщением. Передача опыта через речь взрослых облегчает обучение.
Когда ребёнок начинает пользоваться собственной речью, он начинает фантазировать. В это время формируется образное мышление, способствующее развитию творческих способностей. Основным средством развития мыслительных процессов является обучение, в том числе формирование речи и получение сведений путём словесной передачи данных.
В школьные годы ребёнок может делать выводы на основании логических цепочек и накопленных ранее знаний. Он оперирует понятиями. Если ему недостаточно знаний о предмете или явлении, использует умозаключения. Чтение книг способствует развитию воображения.
Рисование, резьба по дереву, вышивание и вязание развивают абстрактное мышление.