Мышление

Запоминание: что это такое и каковы факторы, определяющие эффективность?

Запоминание: что это такое и каковы факторы, определяющие эффективность?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Что это такое?
  2. Факторы, определяющие эффективность
  3. Обзор видов
  4. Задачи
  5. Последовательность этапов
  6. Способы повышения

В современном обществе конкурентоспособность человека определяется умением обретать новые знания. А эффективность обучаемости неразрывно связана со склонностью качественно запоминать материал. В данной статье рассмотрим подробнее запоминание: что это такое и каковы факторы, определяющие его эффективность.

Что это такое?

При попадании ранее неизвестных сведений в структуру головного мозга происходит их восприятие, переживание, идентификация разных характеристик, мысленное построение ассоциативных рядов, установление смысловых связей и кодирование. В психологии существует следующее определение: запоминанием называется процесс ввода новой информации в хранилище памяти с помощью ассоциативных связей при непосредственном участии мыслительной деятельности для последующего сохранения воспринятых данных. Процесс запоминания начинается с восприятия событий органами чувств. Его скорость зависит от того, какие рецепторы субъекта задействованы в момент поступления информации.

Так, портретная фиксация варьируется от 0,25 до 0,75 секунды. При поступлении слишком большого объема зрительной информации происходит наслоение одних данных на другие. Первоначальные сведения сохраняются до тех пор, пока не переходят в долговременную память или забываются. По сравнению с уровнем хранения зрительного образа след краткого слухового раздражителя может удерживаться более длительное время: от 2 до 3 секунд. Это свойство позволяет уловить не отдельные звуки, а целостную мелодию. Физиологическая теория базируется на особенностях высшей нервной деятельности.

Физиологи считают, что процесс запоминания представляет собой условный рефлекс, который возникает на стыке приобретаемых и уже усвоенных знаний. Цель достигается с помощью подкрепляющих действий.

Факторы, определяющие эффективность

Прочность усвоения материала зависит от влияющих на результативность запоминания трех факторов: внимания, повторения и ассоциации. Для успешного запечатления и качественного удержания в памяти большого объема информации необходимо соблюдать следующие общие условия:

  • эффективному запоминанию различных событий и фактов способствуют ежедневные прогулки на свежем воздухе, физические упражнения, полноценное питание и здоровый сон;
  • считается, что лучшее время суток для усвоения различных знаний – это утренние и дневные часы; продуктивность процесса начинается с 10–11 утра;
  • немаловажным фактором является отсутствие стрессов и отрицательных эмоций;
  • материал запоминается быстро и прочно, если человек сам стремится к этому;
  • информацию следует разделить на фрагменты, выделить в них смысловые единицы, выявить логическую взаимосвязь частей; важное место занимает семантическая и пространственная группировка сведений;
  • решающее значение имеют позитивный эмоциональный фон и яркость запоминаемых сведений; всегда можно придать обычному событию экспрессии и насыщенности; неординарные и удивительные впечатления надолго остаются в памяти человека;
  • легко фиксируется информация, которая интересует индивида;
  • немаловажным фактором является осознание значимости и понимание смысла осваиваемого материала;
  • коэффициент запоминания зависит также от многократности разумно организованного систематического повторения.

Обзор видов

Человеку свойственно забывать многие факты, но в хранилище мозговых структур долго сохраняется информация, поддерживающая его убеждения, взгляды и увлечения. Избирательное запоминание проявляется в том, что только часть воспринимаемых сведений остается в голове. Из огромного потока информации мозг автоматически сохраняет только факты, интересующие в данный момент личность.

Интервальное запоминание подразумевает поэтапную фиксацию в памяти каких-то данных, повторение их через определенный промежуток времени. Например, важную информацию фиксируют на листке и пытаются воспроизвести в памяти через 2 недели. Затем записывают забытые факты. Через полмесяца восстанавливают в памяти всю информацию. Если какие-то сведения не удалось вспомнить, то их снова переписывают, повторяют и оставляют на 2 недели. И так продолжается до тех пор, пока весь текст не будет усвоен. Метод интервальных повторений применяют при изучении иностранных языков.

Иногда люди с целью удержания в голове большого объема информации прибегают к зубрежке. Основу механической фиксации материала составляют ассоциации по смежности без осознания логической связи между фрагментами получаемой информации. Этот вид преднамеренного запоминания отличается зазубриванием без осмысления, поэтому он неэффективен. В отличие от него смысловое запоминание основывается на четком понимании логических цепочек между отдельными фрагментами осваиваемой информации, поэтому она запоминается лучше.

Специалисты по способу фиксации новых сведений выделяют произвольное и непроизвольное запоминание.

Осознанное

Целенаправленное удержание в голове событий и фактов представляет собой особый и сложный мыслительный процесс, подчиненный задаче запомнить. Осмысленное закрепление материала с использованием ассоциативных рядов, логичных рассуждений, систематического повторения относят к произвольному запоминанию.

Преднамеренная фиксация информации в структурах головного мозга требует волевых усилий. Обычно субъект ставит перед собой конкретную задачу запоминания определенных данных. С этой целью он использует специальные приемы, производит определенные действия. Например, многократное повторение необходимых данных происходит до полного их усвоения.

Неосознанное

Фиксация информации может происходить случайно, без затраты индивидом определенных волевых усилий. Такое автоматическое действие умственного процесса именуют непроизвольным запоминанием. Непреднамеренное запечатление каких-то данных сохраняет определенный след в коре головного мозга. Жизненно важная информация сохраняется в памяти лучше всего. Хорошо запоминаются сведения, связанные с интересами и потребностями субъекта.

Задачи

В процессе запоминания данных очень важно каждому человеку научиться ставить перед собой правильные задачи. Любое обучение неразрывно связано с восприятием огромного объема новых сведений. Без желания запоминать усвоенные знания тут же забываются. Решению данной проблемы способствуют мнемонические приемы. Они основываются на кодировании информации и создании цепочек индивидуальных ассоциаций, насыщенных конкретными эмоциями и яркими образами.

Каждый человек сам определяет важные для себя задачи.

Последовательность этапов

Процесс запечатления информации в памяти имеет конкретные периоды, которые осуществляются последовательно.

  • На первом этапе происходит кодирование в образы. Благодаря определенным приемам и методам запоминаемые сведения трансформируются в простые зрительные представления. При необходимости они переводятся в исходную форму и происходит их воспроизведение. Но не вся входящая информация способна преобразовываться в зрительные образы. Например, числа сначала переводятся в буквенный код, который находит подходящее слово, имеющее мысленную связь с соответствующим образом.
  • Второй этап предполагает соединение созданных представлений. После преобразования отдельных элементов запоминаемых сведений в зрительные образы происходит их соединение в искусственную ассоциацию. Мозг устанавливает взаимосвязь между ассоциативными рядами с целью дальнейшего извлечения из памяти всей ассоциации целиком. Объединенные в воображении образы формируют ассоциативную связь. Они фиксируются в памяти как одна картинка.
  • Следующая стадия подразумевает фиксацию последовательности конкретной информации, заключающуюся в формировании четкой программы припоминания. Благодаря ей в будущем происходит безошибочное воспроизведение зафиксированных сведений в нужной последовательности.
  • Заключительный этап характеризуется закреплением в памяти информации. Многократное мысленное повторение данных позволяет сохранять ее в коре головного мозга длительное время. При однократном восприятии созданные ассоциативные ряды разрушаются в течение одного часа.

Длительность сохранения сведений в хранилище головного мозга зависит от частоты их активизации.

Способы повышения

Если восприятие нового материала затруднено из-за имеющихся проблем с запоминанием, надо выбрать правильную стратегию. Следует настроить себя на усвоение информации. Любые сопоставления, вычленения главных идей, подсчеты улучшают процесс заучивания. Психологи рекомендуют с целью улучшения усвоения учебного материала производить какие-нибудь действия с запоминаемыми сведениями.

Всем обучающимся в среднем или высшем образовательном учреждении для эффективного усвоения учебного материала необходимо пересказывать изучаемую информацию своими словами. Стоит всегда связывать ее с приобретенными ранее знаниями, проводить между ними параллели, строить ассоциативные ряды с фактами и сведениями, полученными в результате личного опыта. Надо как можно реже пользоваться шпаргалками и интернетом для получения нужного материала. Следует опираться на собственную память, применять весь имеющийся потенциал своего мышления.

Готовясь к выступлению, запоминайте канву речи, а не весь текст. Лучше всего сохраняются в памяти начало и конец текста или запоминаемого ряда. Эта особенность называется «эффектом края». Этот факт следует учитывать при подготовке речи. Найдите интересные примеры, запишите опорные слова.

Повышает запоминание информации техника чередования. Она подразумевает после частичного выполнения заданий по одному предмету переключение на другую образовательную дисциплину с последующим возвращением к предыдущему материалу. При чередовании предметов важно четко структурировать все сведения, тогда не произойдет хаотического нагромождения различных событий.

На опосредованное запоминание конкретных и абстрактных понятий нацелена методика пиктограмм. Она предполагает запоминаемые слова заменять рисунками. Школьники обычно быстро придумывают образы, лаконично символизирующие нужное понятие, и изображают их графически. Восстановление в памяти зафиксированных в виде рисунков слов не вызывает затруднения. Есть много специальных техник, рассчитанных на запоминание лиц, имен, отчеств, фамилий. Некоторые из методик предлагают связать образ с литературным или сказочным героем.

Можно обратиться к этимологии имени и на ее основе составить мысленный образ. Широко применяется способ привязки лица к имени, профессии, хобби, привычкам посредством построения ассоциативных связей.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.