Эффективному запоминанию и воспроизведению информации способствуют ассоциации, влекущие за собой непроизвольное появление другого образа во время мысленной связи между двумя или несколькими понятиями. Впоследствии воспоминание легко актуализируется.
Что это такое?
В нейрофизиологии отмечается, что процесс восприятия информации начинается с момента воздействия её на рецепторы. Внешние раздражители преобразуются в биоэлектрическую энергию. Нейронные сети, обусловленные сложными химическими процессами, позволяют человеку долго сохранять в памяти образ без количественных и качественных потерь. Таким образом, физиологической основой ассоциации считается краткосрочная нервная связь, вызванная условными рефлексами.
В психологии ассоциативность считают связующим звеном между психическими явлениями. Структура человеческой памяти устроена так, что какие-то воспоминания способны порождать связанные с ними образы. Человек имеет возможность на протяжении жизни накапливать, удерживать, сохранять, узнавать и воспроизводить огромное количество знаний и навыков, различных представлений и образов.
Человеческая память ассоциативна. Воспоминания влекут за собой определённые жизненные моменты в виде логической цепочки связанных событий. Несколько музыкальных тактов способны вызвать гамму самых разнообразных чувств. Услышав фрагмент произведения, индивид может мгновенно вспомнить пейзаж, аромат, звук или любимого человека. Ассоциации – это своеобразные невидимые крючки, извлекаемые из глубин памяти. Они содержат представления о накопленном жизненном опыте и пережитых мгновениях, непосредственно связанных с тем, что необходимо запомнить.
Первобытные люди использовали предметы для запоминания. Например, брали с собой камешек или листик с дерева. До сих пор осталось выражение «узелок на память», означающее своеобразное кодирование информации. Внешние средства памяти приходят на помощь внутреннему её процессу. Завязанный узелок на платочке – это закодированный образ ассоциации.
Ассоциативная память человека сохраняет знания выборочно. Мозг сам фильтрует информацию. Иной раз человек не может вспомнить важное событие, а какой-то незначительный факт помнит до мельчайших подробностей.
Теория ассоциативной памяти основана на понятии ассоциаций, которые представлены 3 группами.
- Ассоциации по смежности предполагают появление воспоминаний, пережитых в определённый момент жизни. Например, повстречавшись с другом детства, человек может вспомнить несколько эпизодов из школьной поры. Воспоминания могут вызвать положительные или отрицательные эмоции.
- Ассоциации по сходству означают выявленные сходства появившегося нового образа с ранее уже встречавшимся лицом человека.
- Ассоциации по контрасту способны вызывать в сознании противоположные образы, которые уже были восприняты раньше: «красивый» – «страшный», «злой» – «добрый», «сладкий» – «горький», «мягкий» – «твёрдый».
В основе ассоциативной системы запоминания понятий лежат простота, необычность и детализация. Для создания ассоциации не требуется приложения умственных усилий. Это творческий процесс. Методика, основанная на ассоциативности, входит в структуру многих техник. Их реализация позволяет запоминать большой объём очень сложной и серьёзной информации.
Влияние на развитие способностей
Ассоциативные ряды, созданные в памяти человека, помогают развить различные способности:
- запоминание солидного объёма информации;
- развитие памяти;
- улучшение процесса запоминания нового материала;
- стимуляция развития воображения и творческих способностей;
- умение создавать новые идеи.
Привязка уже имеющихся знаний к новому материалу отлично влияет на развитие способностей личности. Для выявления умения использовать ассоциативные связи психологи применяют тестовую диагностику.
Принципы ассоциаций
Информация, наполненная смыслом, откладывается надолго в структуре головного мозга, а бессмысленный набор слов быстро стирается из памяти. С помощью ассоциаций легко фиксируется любой материал.
В психологии широко применяют различные техники. Создание свободных ассоциаций – творческий процесс. Индивид придумывает ассоциативные ряды самостоятельно в зависимости от своего словарного запаса и выбора наиболее близкого ему слова. Мысль превращается в настоящее произведение искусства. При создании ассоциаций особенно эффективны причудливые фантазии и красочные образы. Способы запоминания материала с помощью ассоциативных рядов очень эффективны.
Существует понятие внутреннего языка. Каждый человек имеет множество единичных воспоминаний, относящихся к одному и тому же событию. Все активные сравнения текущего представления предмета с имеющимися понятиями в памяти называют ассоциативными связями.
Активность одних представлений является импульсом для запоминания других понятий, ассоциативно связанных с воспоминаниями.
Вся прожитая жизнь фиксируется в виде смутных или ярких воспоминаний, которые извлекаются из глубин памяти при знакомстве с новым материалом. У каждого индивида складываются определённые стереотипы. Например, услышав слово «шумный», один представляет оживлённую улицу, другой может подумать о пылесосе, третий – о детском коллективе.
В момент знакомства с человеком в структуре головного мозга мгновенно начинают образовываться ассоциативные привязки. Приятный тембр голоса может напомнить бархатистый баритон близкого друга, некоторые черты лица – сослуживца и т. д. При следующей встрече с этим человеком узнавание происходит за счёт внутренних представлений, получивших активизацию посредством ранее возникших ассоциаций.
Встречаются различные их типы.
- Причинно-следственные. Грозовая туча ассоциируется с проливным дождём. Синяк свидетельствует об ушибе или травме.
- Противоположные. Контрастный образ вызывает противоположную ассоциацию. При виде белой мышки в воображении может возникнуть образ чёрной кошки.
- Близость во времени. Явления или факты нередко объединены близостью расположения в пространстве или во времени. Понятия «зной», «жара» могут ассоциироваться с летом или Африкой.
- Сходство. Сходные признаки дают возможность мысленно сравнивать хитрого человека с лисой, трусливого – с зайцем, неуклюжего – с медведем. Лампа накаливания может ассоциироваться с грушей, планета Земля – с шаром.
Как развивать?
Метод ассоциативных связей отлично подходит для работы с детьми. Малышам подбирают картинки, напоминающие исходные слова или словосочетания. Их выдают детям и вслух произносят соответствующие словосочетания: вкусный ужин, весёлый праздник, тёмная ночь, зимний день, озорной пёсик, сильный ветер, летний дождь, старое дерево, крепкая дружба, тяжёлая болезнь.
Потом листки с изображением данных понятий убирают. Малышей переключают на другой вид деятельности. Через полчаса дети опять получают картинки. Они должны воспроизвести ранее услышанные словосочетания.
Эту же технику применяют в работе с учениками начальных классов. Для них задания постепенно усложняют. У младших школьников метод формирует навыки быстрого запоминания материала. В дальнейшем принцип работы автоматически будет ими использоваться для укоренения в памяти математических формул, абстрактных понятий, сложных текстов, объёмной информации.
Для тренировки ассоциативной памяти старших школьников и взрослых существует множество упражнений.
Задание № 1
Надо столбиком записать цифры от 1 до 100, затем зафиксировать на другом листке 10 ассоциаций, возникающих с определённым цифровым знаком.
Пример:
- 1 – свеча;
- 5 – курительная трубка;
- 8 – знак бесконечности;
- 11 – частокол;
- 14 – валентинка (День святого Валентина – 14 февраля);
- 17 – Штирлиц (фильм «Семнадцать мгновений весны»);
- 20 – лебедь, плавающий в круглом озере;
- 31 – Новый год;
- 33 – Иисус Христос (по количеству прожитых лет на земле);
- 45 – ягода (из-за выражения «бабе стукнет 45, станет ягодкой опять»).
После укоренения в памяти ярких образов, соответствующих определённым числам, нужно снова выписать ряд чисел и записать напротив каждого из них ассоциативное событие. Процедуру повторяют до тех пор, пока в столбце не закончатся все числа.
Это упражнение помогает в дальнейшем быстро запоминать важную дату или телефонный номер.
Задание № 2
Следует запомнить слова, не связанные между собой логически. На осмысление каждого слова дают 10 секунд. Запомнить их можно посредством выстраивания слов в ассоциативной последовательности. Чем ярче и интереснее придуманы образы, тем легче их запомнить. После обработки 5 образов нужно мысленно воспроизвести картинку в голове, затем необходимо продолжить работу над следующей группой слов.
Примерный список слов для запоминания:
- художник;
- зеркало;
- звезда;
- рыба;
- мармелад;
- ковёр;
- пейзаж;
- стол;
- ложка;
- стыд;
- школьник;
- баня;
- облако;
- кувшин;
- пуля;
- экран;
- визажист;
- скука;
- песок;
- шелест.
Представьте себе художника, стоящего с кистью в руках перед огромным зеркалом, в котором отражается ярко-красная пятиконечная звезда. Вдруг прямо из этой звезды выпрыгивает рыба с мармеладом во рту и с грохотом падает на ковёр в комнате. На ковре изображён красивый пейзаж. При падении рыба умудряется хвостом сбить со стола ложку и мгновенно краснеет от стыда.
Школьник, ставший свидетелем этих событий, сразу же пошёл в баню. На улице он увидел красивое облако в виде кувшина, в которое с невероятным свистом угодила пуля. Эти события на экране своего телевизора увидел визажист. У него от скуки свело скулу. Лицо было до такой степени искажено, что визажист немедленно стал натирать его песком. В этот момент раздался шелест листов открывшейся книги.
При этом надо в воображении рисовать не простую книгу, а старинное издание в кожаном переплёте. Нужно явственно ощутить запах многовековой пыли, исходящей от шелестящих огромных лощёных страниц. Чем ярче будет создан образ, тем он будет дольше храниться в памяти.
Составление абсурдного текста способствует длительному удержанию слов в хранилище долговременной памяти. Восстановление ассоциативной цепи событий позволяет индивиду воспроизвести слова в строгой последовательности на следующий день, через неделю и даже через месяц.
Использование метода ассоциативных связей даёт возможность человеку запомнить без труда очень большое количество слов.
Задание № 3
Рекомендуется придумать 2 слова, не связанных между собой по смыслу. Одно из них будет являться началом звена, а второе слово должно завершить цепочку. Например, исходными словами являются «ягода» – «театр». Может получиться такая цепочка: ягода – варенье – ватрушка – буфет – театр.
В следующих заданиях предлагается придумывать ассоциации по внешним признакам, цвету, запаху, форме.