Top.Mail.Ru
Память

Память у детей дошкольного возраста: виды и особенности развития

Память у детей дошкольного возраста: виды и особенности развития

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Особенности развития
  2. Виды
  3. Формирование нарушения памяти
  4. Как развить перед школой?

У детей дошкольного возраста память развивается очень активно, но иногда встречаются проблемы с запоминанием. Именно поэтому родителям и учителям важно знать, какие виды памяти существуют, как происходит их формирование, какой вид памяти у дошкольников преобладающий и как лучше всего развивать зрительную, слуховую и произвольную память.

Особенности развития

Благодаря развитой памяти дети накапливают и сохраняют информацию, а в последующем используют ее в своей жизни, поэтому память можно смело назвать одним из ключевых психических процессов в детском возрасте. При этом в разные временные отрезки у развития памяти отмечают свои возрастные различия, поэтому дошкольники запоминают все несколько иначе, чем дети школьного возраста.

Специалисты отмечают, что именно до 7 лет можно значительно улучшить способности к запоминанию, что потом пригодится во время обучения в школе и для становления ребенка как личности.

Память детей первого года жизни является моторной и связана с рефлексами. Когда ребенок начинает ходить, узнавать близких и запоминать их слова, активно формируется двигательная, словесная и образная виды памяти, которые в возрасте 2–4 года являются лидирующими. Со временем малыш осваивает разные механизмы запоминания, его психические функции совершенствуются, в результате чего возникают способности к обучению.

Память дошкольников характеризуется избирательностью и является преимущественно непроизвольной, ведь малыши не ставят перед собой задачу что-либо запомнить.

Она во многом основана на увлечениях и интересах ребенка, поэтому к одним и тем же предметам разные дети относятся по-разному. При этом малыши также быстро запечатлевают то, что было многократно повторено, к примеру, дорогу в детский сад, часто рассказываемую мамой сказку или неоднократно просмотренный мультик.

Виды

Существует довольно много классификаций форм и видов памяти.

Если рассматривать с точки зрения объектов и явлений, которые запоминаются, то память бывает:

  • двигательной;
  • образной;
  • эмоциональной;
  • словесной.

Двигательная помогает ребенку развиваться физически, эмоциональная возникает при переживании каких-либо эмоций, словесная развивается при связывании изученных слов со свойствами и признаками предметов или явлений, а образная обуславливает формирование определенных образов.

Как уже упоминалось, образная память для дошкольника является преобладающим видом. При ней малыш выделяет самые яркие характеристики явления или объекта, упуская из виду многие остальные (иногда и более важные).

Если взять во внимание используемые для формирования образов органы чувств, то память делят на:

  • зрительную;
  • обонятельную;
  • вкусовую;
  • тактильную;
  • слуховую.

Учитывая, происходит ли запоминание случайно или человек преднамеренно старается что-то запомнить, выделяется непроизвольная и произвольная память.

Существует также отдельная классификация по продолжительности, согласно которой память бывает:

  • кратковременной, когда информация запечатлевается очень быстро, но на небольшой период времени;
  • долговременной, когда опыт сохраняется на длительный срок.

Рассмотрим некоторые виды памяти дошкольника более детально.

Произвольная

Такая разновидность памяти также носит название преднамеренной, поскольку она предполагает намерение изучить или вспомнить определенную информацию. Для фиксации явлений и объектов в памяти ребенок специально что-то учит, прилагая усилия воли. Произвольное запоминание начинает появляться к 6–7-летнему возрасту и является одним из самых ценных достижений дошкольного периода.

Отметим, что у произвольного запоминания выделяют несколько форм воспроизведения. Самой простой является узнавание, когда ребенок повторно воспринимает уже знакомый предмет и сразу же узнает его.

Более сложной формой можно назвать воспоминание, поскольку при ней сам объект может отсутствовать и не влияет на возникновение образа. Самая активная форма называется припоминанием. Именно она представляет наибольшую ценность для учебной деятельности.

Также стоит знать, что произвольное запоминание бывает механическим и логическим.

  • Механическое опирается на внешние связи и представляет собой «зазубривание», а понимание материала часто отсутствует. Оно используется для изучения стихов, терминов, физических упражнений.
  • Логическое требует понимания смысла изучаемой информации – сначала материал анализируется и разделяется на составляющие, близкие к пониманию.

Непроизвольная

При данной разновидности памяти у ребенка нет намеренной цели что-либо запоминать или припоминать. Это значит, что случаи, явления или объекты откладываются в памяти будто бы сами собой. Такая память предшествует появлению произвольной и очень важна для познания окружающего мира.

Следует отметить, что дети непроизвольно запоминают не любую информацию. В первую очередь запоминается то, что им нравится, а также то, чем ребенок увлеченно занимается.

Малыш быстрее запомнит что-то яркое, красочное и необычное, новое, привлекательное, забавное, отличающееся необычными вкусами и запахами.

Слуховая

При формировании такой памяти информация воспринимается ребенком на слух, в результате чего создаются определенные образы. Для тренировок используют стихи, сказки, потешки, песенки. Позитивное влияние отмечают и у частых разговоров, например, если в конце дня расспрашивать ребенка о событиях в детском саду либо на следующий день после просмотра мультфильма предложить рассказать сюжет или обсудить главного героя. Прочитав вместе с ребенком сказку, для лучшего запоминания стоит задать несколько вопросов по ней, попробовать сделать выводы из истории.

Зрительная

Это один из видов образной памяти, при котором для запоминания информации используется орган зрения. Для упражнений и игр прибегают к многочисленным наглядным пособиям, среди которых яркие картинки, квадраты с точками, цветные карточки.

Ребенку предлагают что-то дорисовать, продолжить узор, разместить предметы, как в примере, найти отличия на двух картинках, определить, какая игрушка лишняя и так далее.

Данный вид памяти также хорошо развивается с помощью настольных и компьютерных игр.

Формирование нарушения памяти

Проблемы с запоминанием в детстве бывают обусловлены самыми разными факторами. К примеру, они могут указывать на недоразвитость или травму головного мозга. У некоторых деток память нарушается вследствие перенесенного заболевания или интоксикации.

К определенным трудностям приводят и разные неблагоприятные условия. Например, если ребенок недополучает витамины и другие питательные вещества с пищей, часто болеет ОРЗ, пребывает в стрессовом состоянии из-за напряженных отношений родителей, конфликтует со сверстниками, испытывает недостаток внимания со стороны взрослых.

Совокупность таких воздействий может стать причиной гипомнезии (так называется ухудшение запоминания) или амнезии (если отдельные моменты совсем выпадают из памяти малыша).

Выявить подобные проблемы можно у психолога или невролога с помощью тестов. После обследования врач назначает коррекционную программу, направленную на улучшение когнитивных функций нервной системы ребенка. Далее малыша тестируют повторно, чтобы удостовериться в эффективности проведенных развивающих занятий.

Как развить перед школой?

Для тренировок памяти используются разнообразные упражнения и увлекательные задания в игровой форме.

Немаловажно также создать предпосылки для хорошего функционирования мозга:

  • организовать полноценное питание ребенка;
  • обеспечить кроху кислородом за счет длительных прогулок на улице (согласно рекомендациям врачей – не меньше 2–3 часов в день);
  • позаботиться о качественном ночном сне.

Одним из наиболее эффективных способов запомнить что-либо являются ассоциации, ведь запоминать взаимосвязанные вещи или явления легче, чем никак не связанную информацию.

Это учитывают в организации уроков для улучшения памяти, предлагая ребенку запомнить:

  • смежные элементы – явления или предметы, у которых есть взаимодействие во времени или пространстве (так запоминают порядок каких-либо действий);
  • сходные образы – вещи или явления, имеющие что-либо общее;
  • контрастные образы – то, что резко отличается между собой.

Развивать память дошкольников целесообразно с помощью наглядных материалов: разнообразных карточек, картинок, игрушек, натуральных объектов и так далее. Это увеличит объем запоминания и прочность фиксации.

Хорошо «работают» иллюстрации. С их помощью малыши прекрасно воспроизводят рассказы и стихотворения.

Однако не стоит ограничиваться лишь воздействием на зрение – стоит использовать в занятиях и другие чувства, например давать ребенку ощупать овощи и фрукты, угадать их по вкусу или запаху.

Для развития слуховой памяти можно читать дошкольнику 10 слов, а потом проверять, сколько из них ребенку удалось запомнить.

Для успешных тренировок требуется соблюдение нескольких условий:

  • игра должна влиять на чувства и эмоции, быть интересной для ребенка;
  • материал должен быть структурированным, с простыми логическими связями;
  • ребенка важно мотивировать для изучения нового;
  • результаты запоминания следует регулярно перепроверять.

Большую эффективность отмечают и у групповых занятий: если игра проводится в детском саду, дома вместе с членами семьи или на улице с друзьями. В такие игры добавляется соревновательный момент, что нравится большинству деток и стимулирует их к лучшему усвоению информации. Можно по очереди придумывать слова на определенную букву, называть предметы вокруг, повторять движения за ведущим, описывать соседа, сравнивать два предмета и так далее.

О том, какие занятия можно провести с дошкольником на развитие памяти и внимания, смотрите в следующем видео.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.