Память

Как быстро все запоминать?

Как быстро все запоминать?

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Какие бывают виды памяти?
  2. Методики запоминания
  3. Способы
  4. Полезные советы

В жизни каждого человека бывают моменты, когда просто необходимо максимально быстро что-то запомнить. Особенно актуален вопрос усвоения больших объемов информации для школьников и студентов. Сегодня интернет буквально пестрит методиками различных специалистов с рекомендациями, как быстро все запоминать, где можно выбрать оптимальный вариант в зависимости от личных особенностей человека.

Какие бывают виды памяти?

Память бывает произвольной и непроизвольной. Непроизвольно информация запоминается при сильных впечатлениях или заинтересованности, а также что-либо необычное или новое. То есть то, что вызывает интерес у человека, запоминается само по себе. Произвольная память же активируется при применении силы воли – это логическое мышление, заучивание.

Причины плохой памяти могут быть такими.

  • Отсутствие интереса в области, требующей заучивания.
  • Низкая концентрация внимания, отсутствие навыков управления вниманием. Такая черта характерна для современного общества, ежедневно фильтрующего потоки ненужной информации. Процесс, ставший привычкой, усложняет развитие навыков усвоения материала в целом.
  • Отсутствие навыков внимания. Память необходимо развивать на протяжении всей нашей жизни.
  • Физиологические факторы – такие, как авитаминозы и отсутствие свежего воздуха способны ощутимо ухудшить запоминающую способность мозга.
  • Депрессии.

Методики запоминания

Наиболее распространенным методом является вдумчивое чтение или вникание в суть. Подобным образом удобно заучивать небольшие объемы информации. Для больших же текстов потребуется предварительно разбить материал на части. Порядок действий будет таким.

  • Медленное, внимательное чтение материала. Преимущественно вслух. Определяем суть и основную идею информации.
  • Если материал разбит на части, то осмысливаем каждую часть по отдельности и определяем ключевые слова в каждой.
  • Переписываем вручную материал на бумагу, вникая в суть.
  • Пересказ переписанного.
  • Переписываем то, что запомнилось.
  • Снова перечитываем весь объем информации полностью и пересказываем.

«Эффект края» немецкого психолога Германа Эббингауза основан на том, что человек быстрее запоминает информацию, которая находится в начале и конце текста. Такой метод помогает запоминать быстро именно самые сложные и непонятные моменты материала. Для этого нужно выделить такие фрагменты и пытаться выучить их первыми или последними.

Еще один метод назван «кривой Эббингауза». Ученый выстроил специальную технику, чтобы можно было запомнить информацию надолго. Основой является повторение материала через определенные промежутки времени: первый раз – сразу после прочтения, второй – через 20 минут, третий – через 8 часов, четвертый – через сутки после третьего повторения.

Физик Р. Фейнман предложил данный алгоритм, основываясь на преимуществе объяснения сложного материала простыми словами. Это действительно существенно облегчает процесс запоминания. Принцип так называемого метода Фейнмана заключается в таких моментах:

  • тезисное выписывание необходимой информации;
  • сложные фрагменты следует записать простыми словами без сложных предложений и понятий;
  • весь материал собирается в текст так, чтобы его смог понять школьник начальных классов (около 8 лет).

Перечитывая или прослушивая такой текст, человек с легкостью усваивает материал и подмечает возможные пробелы знаний. В качестве проверки можно обратиться за помощью к другу, родственнику или к тому же ребенку, если он заинтересован в теме. Слушатель может и даже должен задавать вопросы и просить пояснений некоторых моментов. Если не получается понятно объяснить материал, значит, стоит более подробно разобраться в теме. Также можно писать объяснения. Особое внимание в таких случаях уделяется наиболее запутанным и нелогичным моментам.

Метод интерференции действует так. Похожие воспоминания имеют способность смешиваться и приводить к недостоверности информации. Схожую информацию лучше всего учить в разных помещениях (или в другой обстановке) и в разное время. Похожие информационные блоки надо чередовать с абсолютно отличными от них.

Можно научиться конспектировать прочитанный материал простыми и понятными для себя словами. Или же создавать графические рисунки, в каждый из которых будет заложен смысл того или иного информационного блока.

Способы

Выделяют 3 основных способа запоминания необходимого материала.

  1. Рациональное запоминание. Данный способ подразумевает использование логической памяти. При освоении информации происходит процесс ее осознания, что значительно упрощает запоминание материала. Рациональное запоминание не только помогает заучиванию, но и способствует тренировке интеллекта. Такой способ запоминания включает в себя выделение микротем в материале, определение смысла каждой подтемы, составления планов, установление логической связи между выделенными темами.
  2. Способ мнемотехнического запоминания. Очень необычная и полезная техника, которая способна избавить человека от забывчивости, увеличить повседневное запоминание. Способ основан на запоминании, отталкиваясь от жизненного опыта, переведением информации в знакомые сознанию образы. Так легко выучить большие объемы материала, который не несет смысловой нагрузки. Например, адрес, телефонные номера.
  3. Способ механического запоминания. Это обычное зубрение материала. Способ является наиболее популярным, но менее эффективным. Такое запоминание легко может дать сбой, запутать, особенно при малейшей запинке в озвучивании зазубренного материала. С возрастом способность к механическому запоминанию значительно снижается.

Более подробно стоит рассмотреть мнемотехнический способ. Таких техник на самом деле много, что дает возможность подобрать любую на свой вкус и под особенности человека. Также мнемотехники позволяют быстро освоить иностранные языки и объемные тексты. Основные мнемотехнические приемы таковы.

  • Цепочка. Части информации, которые нужно запомнить, связывают между собой ассоциациями. Так, первый фрагмент связываем со вторым, второй с третьим и так далее. Фрагменты должны иметь примерно одинаковый объем.
  • Матрешка. Прием аналогичен предыдущему, но каждый последующий блок информации имеет меньший объем и включается в предыдущий.
  • Метод Цицерона. Прием подразумевает создание цепочки опорных образов. Запоминая их, человек способен воспроизвести впоследствии всю информацию. Стоит отметить, что образы должны быть очень яркими и запоминающимися.
  • Свободные ассоциации аналогичны методу Цицерона, но только образы должны быть спонтанными, а не логически обусловленными.
  • Метод пиктограмм. Для такого приема необходимо составить письмо, составленное из символов, обозначающих смысл предложений или фраз.
  • Многозначные номера и числа можно запомнить путем деления на пары цифр, с которыми могут ассоциироваться определенные даты или события.

Различные мнемотехнические способы могут пересекаться, что помогает достигать наилучших результатов в тренировке памяти. А создание образов и ассоциаций особенно хорошо способствует ее развитию.

Полезные советы

Есть еще 11 простых и эффективных секретов быстрого запоминания материала.

  1. При чтении стоит выделять ярким маркером основные моменты и значимые слова в тексте.
  2. Пропеть текст материала на любой понравившийся мотив или зачитать на манер стихотворения в прозе.
  3. Чтение информации необходимо продолжать до полного ее понимания.
  4. Громкое чтение текста с выражением с большей долей вероятности сможет акцентировать внимание на важных фрагментах.
  5. Переписывание текста материала другой (неудобной) рукой.
  6. Привлечение партнера (помощника) для тренировок.
  7. Записать текст на диктофон и периодически прослушивать.
  8. Интервальное повторение материала через разные временные промежутки.
  9. Через каждые 20 минут заучивания следует делать перерыв.
  10. Запоминание материала лучше всего перенести на другое время при плохом самочувствии.
  11. При усталости рекомендуется недолгий сон, чтобы повысить эффективность работы мозга.

Тренировать память нужно всегда. Использовать можно даже самые примитивные способы и методы, так как они способны держать мозговую активность в тонусе.

Особенно полезны будут такие занятия в паре с маленькими детьми, стимулируя к упрощению и лучшему пониманию информации обоих участников.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.