Память

Двигательная память: характеристика и особенности развития

Двигательная память: характеристика и особенности развития

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Характеристика
  2. Механизм
  3. Функции
  4. Развитие

Ежедневно люди пользуются двигательными навыками. Каждый человек обладает своими стилем и темпом при ходьбе, письме, игре, труде.

Характеристика

В психологии запоминание, удержание и воспроизведение различных движений и систем с помощью кожно-мышечного, вестибулярного и моторного анализаторов называют двигательной (моторной) памятью. Это высшая психическая функция. Она оптимизирует процессы мышления. Даже при выполнении самых простых действий в мозговых структурах выстраивается чёткий алгоритм.

Это позволяет сэкономить время и ресурсы организма, высвободить пространство для выполнения новых задач. Действия выполняются автоматически.

В течение дня каждый человек совершает большое количество различных двигательных манипуляций. Приступая к любому действию, будь то работа на конвейере, плавание или езда на велосипеде, индивид должен вначале ему научиться. На бессознательном уровне он фиксирует в памяти амплитуду, направление, скорость, длительность движения. Без запоминания нужно было бы каждый раз снова им обучаться, осваивать с чистого листа.

Признаком хорошей двигательной памяти является физическая ловкость, сноровка в труде. Так, игра на музыкальном инструменте отпечатывает в памяти когда-то выученные произведения. Спустя несколько лет, после длительной паузы музыкант берёт в руки инструмент и без помарок исполняет музыкальную пьесу. Он и сам искренне удивлён тому, что руки помнят мельчайшие детали этой композиции.

Механизм

В психофизиологии подробно описан весь процесс запоминания и воспроизведения движений. В его основе лежит деятельность центральной нервной системы. Для выполнения различных действий срабатывает активирующая ретикулярная система (АРС) в совокупности с моторными анализаторами.

При желании человека освоить движение сигнал мгновенно поступает в АРС, напоминающую сеточку и охватывающую все стволовые структуры мозга. Там происходит обработка информации, которая может быть заблокирована либо отправлена в кору больших полушарий. Допустим, при просмотре гимнастических упражнений человеку захотелось повторить их, но лень подняться с кресла. Не особо сильная мотивация тормозит сигнал.

Возможна и другая ситуация. Человек заранее облачился в спортивный костюм, приготовился выполнить и запомнить все упражнения. АРС сразу отмечает важность событий, отправляет сигнал в мозг.

Дальше включается моторный анализатор, расположенный в лобной части головного мозга. Сохранение информации происходит при непосредственном задействовании гиппокампа, находящегося в медиальных височных отделах. Сразу начинают действовать мышечная система и вестибулярный аппарат.

За время выполнения упражнений происходит частичное их запоминание. При многократном повторении движений в будущем действия выполняются автоматически с любой скоростью, так как поступивший сигнал мгновенно включает те же отделы головного мозга.

Функции

Двигательная память обеспечивает человека полноценным существованием, способствует развитию координации движений, снимает нервное напряжение и тонизирует мускулатуру. Основные её функции прослеживаются в быту, обучении и профессиональной деятельности.

  • Бытовые навыки человек совершенствует на протяжении всей жизни. Их освоение начинается с младенчества. Чёткие и согласованные действия помогают малышу обслуживать себя, выполнять гигиенические процедуры, пользоваться столовыми приборами. Процесс овладевания движениями постоянен. Иной раз взрослому надо научиться пользоваться бытовым прибором: посудомоечной машиной, кофеваркой и т.д.

Если новая техника напоминает предыдущую, то действуют старые нейронные связи, и человек автоматически воспроизводит нужные движения. Незнакомая модель корректирует моторную память, приводит её в соответствие с новой инструкцией.

При болезни Альцгеймера теряются ранее установленные нейронные связи. Моторная память перестаёт работать, и человек больше не может обслуживать себя.

  • Данный вид памяти важен для процесса обучения. Двигательные и речевые анализаторы находятся рядом. Для хорошего освоения речи и письма необходимо развивать мелкую моторику рук у детей. Двигательная память активизируется при вышивании, шитье мягких игрушек, изготовлении поделок из природных материалов, макаронных аппликаций, картин из круп и т.п. Комплексы физических упражнений, правила командных игр способствуют формированию двигательной памяти.

Детская центральная нервная система пластична, поэтому ребёнку легче, чем взрослому овладевать движениями.

  • Невозможно освоение многих профессий без использования двигательной памяти. Некоторые специальности требуют выполнения точных, тонких и сложных действий. Электрики, акробаты, каскадёры, танцоры обязаны постоянно совершенствовать двигательную память, иначе достичь значительных успехов в профессиональной деятельности невозможно. От неверного движения рук иных специалистов зависит жизнь человека. Страшно представить хирурга, сапёра, машиниста поезда или лётчика с плохой моторной памятью.

Развитие

Развивать моторную память крайне важно. Нередко двигательные навыки помогают сохранить здоровье и жизнь человеку, умеющему правильно сгруппироваться при падении. В гололедицу он безопасно приземляется, тем самым уберегает себя от серьёзных травм.

Психологи приводят в пример случаи выживания автомобилистов, попавших в экстремальную ситуацию на дороге. Там нет времени на обдумывание плана действий. Водитель машинально выворачивает руль в нужном направлении при виде мчащегося по встречной полосе автомобиля.

Уделять внимание двигательной памяти нужно с раннего возраста. Ребёнку крайне важно развить правильную моторику. Есть множество игр на её развитие. Дошкольникам предлагают повторять простые движения за взрослыми. Можно завязать малышу глаза и провести его по простому маршруту, а потом предложить пройти тем же путём без повязки. Очень хорошо приобщать детей к играм с конкретными правилами: «Найди себе пару», «Ручеёк», «У медведя во бору».

В качестве гимнастики для рук неплохо использовать вязание, вышивание, рисование, лепку, резьбу по дереву. Можно играть с членами семьи в показ и воспроизведение движений. Вначале один демонстрирует какие-то действия, а партнёр воспроизводит их в точности. Потом тот добавляет к изображённому новые движения, которые в совокупности с первоначальными действиями должен показать первый игрок, добавив очередное движение. Проигрывает сбившийся с правильного воспроизведения и забывший последовательность действий.

Для закрепления в памяти каких-то определённых движений нужно неоднократно производить одно и то же действие. Желательно повторять его не менее 100 раз. Правильное его выполнение доводится до автоматизма. Это же относится и к заданиям на смену положения.

  • Упражнение «гриб – поляна» выполняется кистями и пальцами рук. Плечами двигать не стоит. Задействуют только предплечья. Одну руку, которая символизирует гриб, сжимают в кулак и выставляют вперёд. Она направлена вверх. Раскрытая ладонь другой руки означает полянку, которую следует поместить непосредственно под грибок. Затем быстро прямую ладонь переводят в положение над сжатым кулаком. Во время смены одного символа другим темп постепенно ускоряется.
  • При выполнении следующего упражнения предлагается вообразить два огромных колеса. Нужно вытянуть руки и начать вращать воображаемые колёса в разных направлениях. Одной рукой представляемый обруч двигают на себя, второй рукой – по направлению от себя. Затем человек выполняет обороты в противоположную сторону.

Чем быстрее происходит смена направления, тем лучше.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.