Память

Произвольная память: особенности и способы развития

Произвольная память: особенности и способы развития

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Характеристика
  2. Как это работает?
  3. Функции
  4. Особенности развития

«Выбрось это из головы, выучи лучше таблицу умножения!» Иногда такие требования, предъявляемые к ребенку, не могут быть выполнены. Они не взаимосвязаны, так как разную информацию мы храним на разных «дисках» своей произвольной и непроизвольной памяти. Первая отвечает за то, чтобы мы знали таблицу умножения, вторая действует сама по себе и заносит в нашу память все, что ей заблагорассудится — яркие события, сильные эмоции, интересные образы, гениальные идеи и так далее.

Но наша задача – не идти у нее на поводу и оставить место для знаний. Их можно получить только специально, задействовав при этом произвольную память.

Характеристика

Задача произвольной памяти – фиксировать информацию, полученную ее обладателем специально (заучивание той же таблицы умножения, например). Она помогает нам выучить стихотворение, запомнить свой адрес, паспортные данные. Да, в реальности есть люди, которые знают их наизусть, и иногда это на самом деле весьма полезно.

Однако формироваться такая память начинает в возрасте, когда до получения главного документа гражданина еще далеко. В психологии считается, что это происходит в начальной и средней школе, когда у ребенка появляется осознанное желание или необходимость что-либо выучить (запомнить).

Развитие произвольной памяти предполагает множество факторов. В том числе и то, что было заложено в нас еще в совсем юном возрасте, еще до школьной скамьи.

Как это работает?

Уровень эффективности произвольной памяти зависит не только от того, что конкретно мы учим и зачем, но и от методов, которые мы используем для запоминания. Кому не знакомо состояние на экзамене, когда, отправляясь на него, мы чувствуем себя в полной боевой готовности, ведь позади – сутки в библиотеке, бессонные ночи над учебниками, а получая карточку с вопросами, впадаем в ступор с примесью амнезии или, наоборот, неожиданно для самих себя демонстрируем лучшие стороны своей произвольной памяти и получаем высший балл.

Конечно, тренировать память можно и нужно и во взрослом возрасте, но, как известно, все проблемы родом из детства и вот на что нужно обратить внимание родителям, чтобы их ребенок не столкнулся с проблемами во взрослом возрасте.

  • Старайтесь, чтобы ребенок принимал участие в различных играх, в идеале – периодически брал на себя лидерство.
  • Пробуйте повторять с ребенком уже пережитые события, вспоминайте походы в зоопарк или цирк. Пусть ребенок расскажет, чем ему запомнился тот или иной зверь или выступление на манеже, какие шутки клоуна показались ему особенно смешными. Через пару дней вновь вернитесь к этой теме.
  • Чаще используйте игры с использованием слов. Только не надо сразу «грузить» малыша играми в «города», «съедобное – несъедобное» для начала вполне подойдет. Ведущий кидает мяч участникам и при этом произносит слово, задача ребенка – поймать мячик, если было названо нечто съедобное и не поймать, если было произнесено наименование несъедобной вещи.
  • Не заставляйте ребенка зубрить что-либо, попробуйте вызвать в нем эмоции, попробуйте сами красочно описать ему тот или иной предмет или событие, чтобы в его памяти осталось не только название, но и образы.
  • Научите ребенка понимать то, что он учит.
  • Объясните ребенку, как и зачем пригодятся ему полученные знания.

Функции

Произвольная память позволяет нам не только участвовать в конкурсе чтецов или состязаниях типа «Что? Где? Когда?». Знания, заложенные в нашу кладовую мозга посредством произвольной памяти, необходимы как в профессиональной деятельности, так и в повседневной. Вы же не достаете каждый раз поваренную книгу, прежде чем начать готовить щи? Достаете? Тогда вы просто не умеете их готовить. Может быть, вы заядлый путешественник? Разве знания, полученные и зафиксированные вашей произвольной памятью в школе, вам ни разу не помогли?

Отсюда — очевидная функциональность произвольной памяти, именно она помогает нам собирать багаж знаний.

Особенности развития

Формирование произвольной памяти заканчивается приблизительно к 14 годам. От того, насколько удачным получился этот процесс, зависит, как будет протекать жизнь человека в дальнейшем. Ведь именно произвольная память помогает нам логически мыслить, делать выводы. Для ее развития у младших школьников, а именно в этом возрасте есть все шансы создать благодатную почву, когда необходимая информация будет буквально «врастать», существует много способов и приемов, в том числе и перечисленных выше. Но главное – научить ребенка работать с информацией.

И для этого нужно привить ему следующие навыки.

  • Умение выделять главную мысль. Для начала попробуйте просто подчеркивать то, что наиболее значимо в тексте. Также рекомендуется применять в процессе обучения различные схемы, графики, рисунки. Таким образом, на помощь произвольной памяти вы позовете и зрительную.
  • Умение работать с большими объемами информации. Объясните ребенку, что не стоит бояться большого количества строк или цифр, которые нужно запомнить. Научите разбивать их на логические цепочки, объединять по смыслу, искать взаимосвязи.
  • Повторение пройденного материала. Делать это нужно с пониманием того, что выучили. Нужно не просто произносить вслух заученные фразы или правила, а вдумываться в смысл того, что произносишь. Кстати, именно повторение необходимой к запоминанию информации вслух помогает быстрее отложить ее в нашей памяти и на более долгий срок.
  • Работа над ошибками. Это не прихоть наших педагогов из советского прошлого. Когда ребенок сам исправляет свою ошибку, он запоминает правильный вариант написания слова, формулы. Это не только оградит его от допущения подобных промахов в будущем, но и заставит более усердно работать над выполнением следующего задания. Кому же хочется тратить лишнее время на учебу, когда под окнами ребята гоняют в футбол, а в соцсети уже давно «висит» в ожидании любимая одноклассница.
  • Умение составлять ассоциативный ряд. «Притягивайте» новую информацию к уже знакомому материалу. Как пример из того же советского детства – стишок для запоминания порядка цветов в радуге «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Используйте подобные уловки для запоминания «неудобной» для вашего мозга информации.

И еще несколько советов, которые помогут сделать произвольную память лучше как детям, так и взрослым.

  • Концентрируйтесь на поставленной задаче. Если вам нужно выучить стихотворение, то не стоит отвлекаться на то, как муха села на варенье, зачем папа (муж) полез в холодильник, и что за СМС-ка пришла.
  • Сортируйте нужную информацию по общим или похожим признакам. Вчера изучали строение кожи, а сегодня пытаетесь запомнить географическое положение Италии? Из кожи делают сапоги, а Италия, если посмотреть на нее с высоты птичьего полета, очень похожа на сапог. Ищите ассоциации во всем.
  • Чтобы запомнить числа, делайте то же самое. Вместо того, чтобы зубрить, вспомните, какие ассоциации вызывает то или иное число. Например, 1970 — год рождения, 16 — первая любовь и так далее.
  • Отправляясь в новую страну, выучите хотя бы пару слов на языке, на котором там говорят. Еще лучше освоить ряд фраз, которые позволят вам обменяться любезностями с персоналом при заселении в гостиницу, заказать еду в ресторане. Так вы не только окажете уважение местным, но и улучшите свою память.

Кстати, изучение иностранных языков даже учеными признано верным способом повышения интеллектуальных способностей. А мы ведь к этому и стремимся, развивая свой головной мозг и произвольную память.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.