Человеческий мозг способен сохранять сведения о внешнем мире, которые помогают субъекту адаптироваться к быстро меняющимся условиям жизни. Благодаря наличию памяти личность формирует своё будущее.
Что это такое?
Человеческая память устроена так, что в ней сохраняются следы различных фактов и сведений с последующей возможностью их восстановления. Земной путь индивида пролегает из пережитого прошлого в неизвестное будущее. Настоящее является продолжением прошлого и точкой пересечения с грядущими событиями. Память служит их связующим звеном. Она помогает индивиду сохранять информацию в голове и воспроизводить приобретённый опыт в будущем.
Общее представление о памяти сводится к тому, что она является основной психической функцией и особым видом мыслительной деятельности. Благодаря ей личность может узнавать и воспроизводить следы накопленного опыта. Понятие памяти тесно связано с индивидуальными психологическими и возрастными особенностями индивида. Каждый человек замечает некоторые подъёмы и спады собственного интеллектуального уровня. У молодых людей память работает намного лучше, чем у престарелых граждан.
Запоминание тесно связано с языком. Ребёнок начинает помнить себя именно с того момента, как он приобретает способность описывать события фразами, которые способствуют запоминанию.
Какая бывает?
Память – многогранное понятие. Например, существует зеркальная память. В народе бытует мнение, что зеркало имеет свойство запоминания отражающихся в нём предметов. По этой причине зеркало считается источником загадочных и мистических явлений. Неслучайно его завешивают, когда умирает близкий человек. Многие суеверия и ритуалы связаны с боязнью накопления информации зеркальной поверхностью.
Современных людей интересует объём памяти собственных гаджетов, планшетных и стационарных компьютеров, различных флэш-карт. Электроника может сохранять большое количество данных. Учёные вычислили, что размер человеческой памяти составляет примерно квадриллион байт.
Особую функцию выполняет когнитивная память. В её хранилище есть собственная внутренняя библиотека всех приобретённых человеком знаний. Личности, обладающие абсолютной памятью, точно воспроизводят то, что когда-то видели или слышали. Вспоминают без особого труда объёмные тексты, различные таблицы, ряды с большим количеством чисел или слов. Такие люди могут досконально описать события любого дня своей жизни.
Классификация памяти основывается на:
- механизме запоминания;
- сроке хранения полученного материала;
- физиологических возможностях накопления различных сведений;
- оценке связанных с воспоминаниями анализаторов;
- виде приобретения информации: какие эмоции, движения или отвлечённые размышления были задействованы в этот момент.
Психологи и физиологи по способу запоминания выделяют произвольную и непроизвольную память. По содержанию и характеру проявления – образную, вербальную, словесно-логическую, эмоциональную, моторную, механическую память. По времени запоминания – кратковременную, долговременную, промежуточную, оперативную и сенсорную (мгновенную) память.
Процесс запоминания начинается с восприятия информации органами чувств. На начальной стадии поступления сведений задействованы рецепторы. Моментально срабатывает сенсорная память. Она сохраняет данные даже после завершения воздействия на анализаторы. Мгновенная память способна принять огромное количество мелких деталей. После исчезновения начального отпечатка сведения теряют свою доступность, но могут заменяться новой информацией.
Специалисты выделяют следующие виды запоминания на сенсорном уровне.
- Иконическая память сохраняет данные, представленные отпечатком с органов зрения. Она помогает зафиксировать зрительную информацию в целостной форме.
- Эхоическая память обрабатывает воспринятый слухом материал в виде звуковых волн. Благодаря сенсорной копии поочерёдно поступающая слуховая информация интегрируется в единый образ.
- Тактильная память фиксирует сведения, добытые посредством периферических рецепторов кожи. Она играет большую роль в реализации двигательной функции. По всему телу расположены чувствительные рецепторы, которые посылают в мозг сигнал о зуде, боли, давлении на кожу.
- Обонятельная память позволяет безошибочно определить аромат какого-нибудь вещества или продукта. С её помощью индивид различает приблизительно 10 тысяч различных запахов.
После обработки на сенсорном уровне материал переходит в следующую подсистему – кратковременную память. В дальнейшем часть переработанного и закодированного материала перемещается в долгосрочное хранилище.
Свойства
Человеческий мозг запоминает нужную информацию, хранит её в своём архиве, а при необходимости извлекает её оттуда. Качество памяти зависит от возраста человека, регулярности мыслительной деятельности, генетических особенностей личности и патологических изменений, произошедших вследствие физического или психического травмирования.
По функциональной значимости память обладает следующими свойствами:
- точность определяется соответствием полученных и воспроизведённых сведений;
- объём характеризуется количеством зафиксированной информации;
- скорость запоминания определяется эффективностью обработки и фиксирования данных;
- быстрота воспроизведения свидетельствует о способности мозговых структур к восстановлению когда-то сохранённых сведений;
- скорость забывания затрагивает процесс утраты полученного материала.
Эти свойства позволяют оценить степень развития памяти и имеющиеся нарушения мозговой деятельности. При плохом запоминании наблюдаются высокая скорость забывания, сниженные процессы обработки и фиксации данных.
О наличии хорошей памяти свидетельствуют высокие показатели точности, объёма и скорости запоминания.
Функции
Память играет большую роль в жизни человека, потому что даёт возможность личности использовать данные своего опыта. Неслучайно физическая теория основывается на создании и активации нейронных моделей, позволяющих мозгу выполнять его главные функции: запоминать, сохранять, воспроизводить и забывать информацию собственного опыта.
- Запоминание. В процессе запоминания следы введённой новой информации отпечатываются в мозговых структурах. В это время происходит восприятие данных, их переживание, мысленное построение ассоциативных рядов, установление смысловых связей. Запоминаемый материал сводится к единому целому.
- Сохранение. Накопление сведений в архиве головного мозга включает в себя переработку и усвоение всего материала. Сохранённый опыт позволяет человеку обучаться в дальнейшем, совершенствовать восприятие мира, внутренние оценки, мышление и речь.
- Воспроизведение. В процессе непроизвольного извлечения нужного материала из глубин головного мозга образ всплывает в сознании индивида без приложения к этому определённых усилий. При произвольном воспроизведении нередко возникают затруднения. Иногда требуется время для припоминания. Факты и события в процессе восстановления могут преобразовываться и перестраиваться. Воспроизведённые данные не составляют точную копию того, что когда-то было отправлено в хранилище головного мозга.
- Забывание. Утрата возможности воспроизведения ранее полученного материала может случаться из-за его незначительности. Частичное забывание характеризуется неполным или ошибочным восстановлением информации. При полном забывании индивид неспособен узнать и воспроизвести её.
Иногда невозможность вспомнить то или иное событие связано с полученной черепно-мозговой травмой, дегенеративными процессами в нервной системе или наступлением преклонного возраста.
Теории памяти
Структура памяти, механизмы запоминания привлекают внимание многих исследователей. Учёными разных стран мира создаются различные теории, посвящённые основным качествам и видам памяти. Исследователи учитывают, что некоторые люди легко усваивают большой объём информации и закрепляют его надолго в структуре своего головного мозга, другие же медленно запоминают и быстро забывают материал.
Существует теория, что в возрасте от 15 до 25 лет у индивида происходят гормональные изменения, формируется мозг. Образование новых нейронных связей приводит личность к осознанию самого себя. К этому времени накапливаются многочисленные сведения, которые впоследствии трансформируются в воспоминания. По этой причине пубертатный период хорошо запоминается на всю оставшуюся жизнь.
В психологии выделяются некоторые важные законы.
- Для продуктивного использования ресурсов памяти необходимо подготовиться к восприятию материала, изучить настройки и установки. Нужно внимательно просмотреть всю информацию, подлежащую освоению.
- Закон ярких впечатлений помогает закреплению поступающего материала. Яркие события запоминаются без особого труда. Любой человек может легко и быстро вспомнить интересный эпизод, случившийся много лет назад. Экстравагантная личность тоже остаётся в памяти надолго. Для накопления необходимой информации следует придать ей яркость и неординарность.
- Закон значимости содержания предполагает распределение всех фактов и сведений по их необходимости. Всё, что связано с личными привязанностями, увлечениями, жизненными ценностями, собственными эмоциями, не вызывает никаких проблем при закреплении в памяти нужных моментов.
- Закон мотивации реализуется за счёт побуждающей силы. Желание достичь определённых высот, получить приз в конкурсе или на соревнованиях наделяет личность сильной мотивацией для запоминания большого объёма различной информации. Неслучайно трудно поддаются освоению школьные предметы, которые, по мнению учащихся, не пригодятся им в жизни.
- Закон деятельности подразумевает произведение какого-нибудь действия перед накоплением нужной информации. Любые произведённые подсчёты, сопоставления, вычленения главных идей улучшают процесс заучивания, поэтому надо намеренно включаться в работу над необходимыми сведениями, производить с ними какие-то действия.
- Опора на приобретённый ранее опыт заложена в законе предшествующих знаний. Новые понятия легко усваиваются на базе знакомого материала. Для этого необходимо анализировать и систематизировать сведения, проводить соответствующие параллели.
- Закон взаимовлияния следов памяти базируется на организации запоминания посредством чередования мыслительной деятельности и применения небольших пауз, во время которых происходит закрепление нужных сведений в голове.
Единой теории памяти не существует. Например, смысловая теория памяти основывается на том, что процесс запоминания находится в непосредственной зависимости от наличия или нехватки семантических связей, способствующих смысловому восприятию изучаемой информации. Закреплению и воспроизведению нужного материала помогают включённые в контекст какие-то смысловые связи.
К проблемам памяти обращаются представители разных наук. Психологам и физиологам удалось проникнуть в самые глубины человеческого мозга. Их теории значительно расширяют знания о человеческой памяти.
Психологические
В психологии существуют различные теоретические направления: ассоциативная, гештальт-психологическая, бихевиористическая и деятельная теории памяти.
- В одной из самых первых теорий центральное место в запоминании занимает ассоциация. При поступлении в человеческий мозг нового понятия всплывают уже знакомые образы, и между ними устанавливается ассоциативная связь. При повторном восприятии этого элемента в сознании возникает представление всех деталей.
- Гештальт-теория подразумевает выполнение испытуемыми определённых заданий. Работая над ними, личность заинтересована доводить их до логического завершения. Задания рассчитаны на перестройку данных. Человеку приходится их разделять или объединять посредством ритмизации или симметризации. Хорошо организованный, структурированный материал запоминается легко.
- Бихевиористическая теория нацелена на закрепление изучаемого материала. В теории уделяется много внимания исследованию работы памяти во время обучения. Считается, что положительное и отрицательное влияние на дальнейшее обучение оказывает выполнение закрепляющих упражнений. При составлении заданий учитываются объём информации, мера сходства, степень научения, возраст и индивидуальные особенности обучающихся.
- Большую популярность имеет теория, в которой деятельность индивида рассматривается как фактор, формирующий, помимо других психических процессов, и память.
Эффективность запоминания зависит от значимости информации в деятельности личности.
Физиологические
Такие теории неразрывно связаны с учением И. П. Павлова. Они базируются на особенностях высшей нервной деятельности. Согласно подобным теоретическим исследованиям, сам акт составляет условный рефлекс как процесс возникновения связи между приобретаемым и уже усвоенным материалом. Понятие закрепления в этом случае обусловлено этим процессом. Личность достигает непосредственной цели с помощью подкрепляющих действий.
Значение для человеческой жизнедеятельности
Забывая предыдущий опыт, личность не смогла бы совершенствоваться. Память важна для обеспечения полноценного функционирования субъекта и его развития. Она является своеобразным инструментом, с помощью которого индивид накапливает необходимую информацию и использует её в дальнейшей своей жизни. Благодаря запоминанию человеческое сознание не ограничивается ощущениями и восприятиями. Оно наполняется приобретёнными знаниями. Без наличия памяти мышление человека ограничивалось бы материалом, полученным в результате непосредственного восприятия.
Как можно улучшить?
Мозг пластичен, поэтому поддаётся совершенствованию. Эффективность запоминания напрямую зависит от умения концентрировать внимание. Личности порой достаточно хорошо сосредоточиться во время восприятия новых сведений. Разгадывайте кроссворды и головоломки, решайте задачи, играйте в шахматы, изучайте иностранные языки, читайте художественную литературу, заучивайте стихи и песни, повторяйте выученный материал, вспоминайте события прошедшего дня.
Улучшению памяти способствуют прогулки на свежем воздухе, полноценное питание, хороший сон, отсутствие стрессов и отрицательных эмоций, физические упражнения, подвижный образ жизни. Хорошо запоминается текст, подкреплённый определённым музыкальным ритмом или весёлой мелодией. Применяйте образное мышление. Образы задерживаются в голове намного дольше, чем слова.
Желательно мысленно представлять предметы в преувеличенном и даже карикатурном виде. Эффективное сохранение информации происходит при усиленной концентрации внимания и создании ассоциативных рядов. Поступающие сведения необходимо кодировать. Цепочки персональных ассоциаций должны быть связаны с яркими образами и эмоциями.
Прокладывайте зрительные маршруты и привязывайте к предметам необходимую для запоминания информацию. Лучше всего прикреплять понятия к объектам, встречающимся по дороге домой или в собственной комнате. При необходимости восстановления в уме определённых слов следует придумать историю, в которой все они будут задействованы.
Память можно развивать с помощью различных упражнений.
- Рассматривайте в течение одной минуты картинку с изображением животных. Потом запишите их в алфавитном порядке, не подглядывая.
- В течение 2 секунд разглядывайте любую картинку, затем закройте глаза и мысленно представьте изображение, постарайтесь воспроизвести его в голове. Откройте глаза и снова взгляните на рисунок, оцените свои возможности запоминания.
- Разбросайте в хаотичном порядке несколько спичек. Зафиксируйте в памяти их расположение. На другом конце стола без подглядывания разложите такое же количество спичек в том же порядке.
Интересные факты
Человеческий мозг отличается от компьютера энергетической зависимостью. По данным учёных, после смерти мозга в течение 6 минут теряется вся информация, накопленная на протяжении всей жизни. Компьютерное сохранение данных может не зависеть от наличия энергии.
Точно измерить объём долговременной человеческой памяти очень сложно. По сведениям учёных, он может достигать квадриллиона байт. Краткосрочную память вычисляют по количеству объектов, удерживаемых человеком в голове. Компьютерную память измеряют в гигабайтах и терабайтах.
Файловая система позволяет точно знать объём и содержание сохранённой информации. Ни один человек не может достоверно знать, что хранится в его памяти. Компьютерная техника воспроизводит информацию безошибочно. Человеческий мозг не способен сохранять её в готовом виде. Очередное воспроизведение этого же материала может иметь различия в деталях.
Если человек никак не может что-то вспомнить, надо взять в руки карандаш и приступить к рисованию. Схематическое изображение способствует извлечению из глубин мозговых структур нужных сведений. Например, вы не можете вспомнить, сколько картин висит на стене в вашей гостиной. Рисунок стимулирует творческое мышление.
Проблема решается за счёт того, что схематическое изображение заостряет ваше внимание на некоторых случайно пропущенных особенностях.