Иногда, чтобы поднять себе настроение, достаточно погладить любимую кошку, подержать руки у камина или, наоборот, взбодриться, опустив пальцы в холодную воду. Такую возможность нам даёт тактильная память. Не стоит её недооценивать, поскольку этот вид памяти появляется одним из первых и сохраняется на протяжении всей жизни.
Что это такое?
Тактильная память или память тела остаётся у человека после того, как он физически соприкасается с чем бы то ни было. Её ещё называют памятью осязательной. Она хорошо развита у каждого, ведь первые тактильные воспоминания мы получаем ещё в младенчестве — тепло маминых рук даёт ощущение безопасности, первый контакт с острой иглой активирует инстинкт самосохранения, и мозг запоминает, что острое — это потенциальная опасность.
И если большинство из нас даже не задумывается над тем, как она действует, поскольку работает тактильная память «в фоновом режиме», то есть люди, которым такой вид памяти жизненно важен. В первую очередь речь идёт о слепых или слабовидящих. Для них тактильная память — альтернатива зрению.
Такая память имеет большое значение. Например, она очень помогает тем, кто быстро набирает текст на клавиатуре. У них со временем развивается блистательная осязательная память, позволяющая выполнять эти действия практически вслепую. При управлении автомобилем тактильная память нам часто помогает, особенно в непредвиденных дорожных ситуациях. Для спортсменов эта способность — немалый вклад в будущие олимпийские победы.
Но важнее всего она, пожалуй, в детском возрасте. Именно малыши тянутся ко всему, что видят, и таким способом получают свои первые знания и представления о мире.
Если их тактильная память развита хорошо, то единожды дотронувшись до горячего чайника, они больше не прикасаются к нему. А наткнувшись на острый угол, в следующий раз стараются его обойти. В учебниках по психологии говорится, что дети с хорошей осязательной памятью лучше учатся, у них более богатое воображение и развитая речь.
Как это работает?
Мудрые китайцы ещё во II веке до нашей эры поняли, что активность рук и пальцев влияет на функционирование головного мозга, более того, позволяет достичь психологического баланса между разумом и физической оболочкой. Японцы же нашли этому убедительные доказательства. Именно в Стране восходящего солнца обнаружили, что на ладонях имеется множество активных точек, электроимпульсы от которых быстро передаются напрямую в центральную нервную систему.
Современные же специалисты-физиологи уверяют, что активность и чувствительность рук напрямую связана с тем, как идёт развитие ЦНС. К примеру, знаменитый психиатр Владимир Михайлович Бехтерев в своих трудах отмечал, что несложные упражнения руками помогают снять умственную усталость и стресс. Что касается детей, то, по мнению учёного, мелкая моторика помогает улучшить произношение многих звуков и развить речевой аппарат. Другой видный научный деятель, знаменитый педагог Василий Александрович Сухомлинский писал, что «разум ребёнка начинается с пальцев».
Так как же работает такой вид запоминания? Информация, которую человек, в том числе и очень маленький, получает осязательно, мгновенно попадает в корковую область мозга и начинает взаимодействие с другими его участками. В особенности со зрительным центром, а также областью, которая отвечает за мышечную чувствительность. В результате мы и получаем этот вид запоминания и можем различать предметы на ощупь.
Функции
Анализируя всё вышесказанное, можно утверждать, что взрослому человеку развивать тактильную память необходимо только в случае чрезвычайной жизненной ситуации, например, в случае внезапной потери зрения. А вот для ребёнка заниматься этим жизненно необходимо, причём регулярно.
Да и развивается она у малышей куда лучше, чем у взрослых. В связи с этим специалисты настоятельно рекомендуют заниматься с ними развитием тактильной памяти. Делать это нужно хотя бы раз в день. Для этого подойдут специальные упражнения.
Способы развития
Способов развить тактильную память у ребёнка существует довольно много. Рассмотрим лишь некоторые примеры.
Перенос изображения
Эта техника подходит детей, которые уже владеют навыками рисования. Его можно использовать как на групповых, так на индивидуальных занятиях. Предложите ребёнку потрогать тот или иной предмет с закрытыми глазами, а потом нарисовать то, что он «запомнил» своими руками.
Идентификация
Такая игра требует предварительной подготовки реквизита, хотя при желании его можно купить в магазине, благо сейчас торговых точек с развивающими игрушками предостаточно. На небольшие кусочки картона или дощечки приклеиваются различные материалы: ткань, шерсть, пластик и так далее. Задача ребёнка — определить материал с закрытыми глазами. Ещё одна разновидность упражнений на идентификацию – ребёнок должен угадать, чем наполнен предмет. Предложите ему на выбор мяч, плюшевую игрушку, деревянный кубик.
Предварительно, конечно, объясните, почему один предмет на ощупь тугой, а другой мягкий.
Воспроизведение ощущений
Для этой игры нужно собрать несколько ребятишек вместе. В неё можно играть как в детском саду, так и организовать игру-тренировку в качестве развлечения во время детских праздников. Участникам раздаются карточки, на которых написано название предмета и его описание. Например, деревянный стул, железный забор, горячий утюг и так далее. Задача ребёнка – описать попавшийся ему предмет, не называя его напрямую, чтобы другие дети отгадали его по рассказу.
Есть и другие упражнения, игры и конкурсы, можно придумать их и самим. Главное — заинтересовать ребёнка, и таким образом развивать не только тактильную память, но и способность мыслить.