Память

Виды памяти и их характеристика

Виды памяти и их характеристика

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Произвольная и непроизвольная память
  2. Классификация по психической активности
  3. Описание видов по длительности хранения
  4. Какой бывает память по ведущему анализатору?

Любые события, переживания, впечатления оставляют информативные следы в подкорковой структуре головного мозга человека. Отпечаток может сохраняться длительное время и воспроизводиться индивидом в нужный момент. Рассмотрим классификацию основных видов человеческой памяти.

Произвольная и непроизвольная память

Высший уровень мыслительного процесса даёт возможность индивиду накапливать, хранить и мысленно воспроизводить большой объём знаний и навыков, приобретённых в течение длительного времени. В психологии различают некоторые виды человеческой памяти по характеру связи с целью деятельности. Произвольность или непроизвольность запоминания обусловлена определёнными условиями: случайно или намеренно личность усвоила какие-то сведения.

Непроизвольное запоминание происходит автоматически. Оно не требует от субъекта никаких особых усилий. Мозг сам фиксирует какие-то воспринятые им данные. Индивид не ставит перед собой цель запомнить их, но информация остаётся в голове. Пассивное действие неразрывно связано с увлечениями, профессиональными интересами индивида.

Сведения, не входящие в зону целенаправленной деятельности, обычно забываются.

Произвольная память требует от человека некоторых волевых усилий для сознательного запечатления и воспроизведения информации. Индивиду необходимо погрузиться в изучаемый предмет. Качество закрепления в голове событий и фактов зависит от глубины проработки материала. Таким способом личность осуществляет подготовку к экзаменам, запоминает формулы и стихи. Целенаправленное удержание в голове осваиваемого материала представляет собой особый и сложный мыслительный процесс.

По степени осознанности запоминаемых сведений существует две разновидности.

Воспроизведение нужных сведений волевым усилием индивида именуется эксплицитной памятью. Субъект сознательно и целенаправленно удерживает в голове накопленный опыт. При необходимости личность может извлечь из глубин мозга заученные когда-то правила, иностранные слова, даты и другие события.

Характеристика имплицитной памяти сводится к восстановлению информации с применением косвенных методов. Мозг человека способен хранить все воспринятые когда-либо данные. Ярким примером является набор текстов на компьютере: пальцы сами знают, где расположены клавиши. Пока субъект не начал печатать, он не помнит раскладку клавиатуры. Сознательного доступа к этому знанию у него нет.

Считается, что имплицитная память обладает эффектом предшествования и влияет на последующее закрепление новых сведений.

Классификация по психической активности

Специфические особенности человеческой памяти заключаются в том, что она участвует в мыслительных процессах. Индивид способен мечтать, комбинировать понятия или образы. У человека есть воображение и эмоции. Людям бывает очень трудно забыть неприятные воспоминания. Психические свойства личности способствуют воспроизведению отдельных переживаний прошлых событий.

Человеческий мозг запоминает суть с привязкой к контексту.

Для мысленного восстановления фактов и сведений субъекту необходимо оживить все воспоминания, припомнить нужные ассоциации и обстановку времён происходящих действий.

Человек может восстановить давно прошедшие события искажённо. В отличие от него компьютер воспроизводит внесённые данные очень точно. Файловая система не даёт ошибиться электронике. Различия в обработке информации у людей и энергозависимых устройств наблюдаются в том, что электроника кодирует сведения с помощью процессора, а человек передаёт данные по нервным клеткам.

У людей в голове творится некий беспорядок. Им надо выискивать среди множества мелькающих мыслей одну, относящуюся к нужной теме. Мозг не хранит ничего в готовом виде. В отличие от человеческой памяти энергозависимые запоминающие устройства могут сохранять содержимые данные только при наличии напряжения питания.

На процесс удержания информативных следов в голове субъекта влияют индивидуальные особенности личности.

При условном разделении на основные разновидности по характеру психической активности психологи принимают во внимание рецепторы и анализаторы, участвующие в восприятии, обработке и сохранении получаемых данных.

Образная

Акт запоминания производится путём восприятия образов через какие-то сенсорные системы. Воспроизведение осуществляется в форме представлений. Субъект запоминает картинки природы, жизненные явления, звуки, запахи, вкус. Индивид способен восстановить в памяти отсутствующий предмет по отпечатавшемуся в голове образу, детально охарактеризовать его. Он может представить себе запах и вкус только что приготовленного шашлыка, аромат чайной розы, трель соловья.

Нередко сохранённая в образах информация расходится с оригиналом.

Двигательная

Младенец наделён условными двигательными рефлексами, которые постепенно перерастают в моторную память. Она начинает формироваться у малыша в первые месяцы жизни. Держание головы, ползание, первые шаги осваиваются посредством двигательного запоминания. В дальнейшем фиксация и воспроизведение двигательных операций принимает сознательный характер. Ребёнок учится одеваться, умываться, чистить зубы, держать ложку, стричь ногти, застилать постель, причёсываться. Среди этих действий находится ходьба, бег и письмо. Запоминаемые движения формируют основную базу трудовых навыков и практических двигательных операций. Молодые специалисты постепенно осваивают профессиональные умения. Движения со временем доводятся до автоматизма. Этот вид запоминания очень важен для спортсменов и танцоров.

Эмоциональная

Наиболее надёжным и прочным хранилищем любых сведений является архив памяти, сформированный на базе различных чувств: радость, огорчение, страх. Это могут быть нанесённые обиды, которые невозможно забыть, или стыд за собственные поступки. Пережитые и сохранённые эмоции выступают в качестве сигналов, побуждающих к действиям или удерживающих от них. К концу первого года жизни данный вид запоминания ярко проявляется у детей. Ребёнок может рассмеяться или расплакаться, увидев доставившую ему радость вещь или предмет своего страдания. Субъект может начисто забыть какие-то события, прочитанные книги, просмотренные кинофильмы, а впечатления и чувства остаются в хранилище головного мозга. Закреплённые в мозговых структурах фрагменты могут воспроизводиться в мельчайших деталях мгновенно в виде ярких фотовспышек. Этот тип запоминания оказывает огромное воздействие на личность. Эмпатия и сочувствие к людям базируется на эмоциональной памяти.

Словесно-логическая

Основу данной разновидности памяти составляют слова и мысли. Эти два понятия взаимосвязаны: слова возникают в результате размышлений, а мысли воплощаются с помощью различных языковых форм. Основной смысл материала, полученного в результате мыслительного процесса, передаётся в буквальном словесном оформлении. Форма подачи информации зависит от понимания текста, от способности находить важные и второстепенные части, от уровня речевого развития.

Умение запоминать представленные словами тексты влияет на формирование личности.

Типы по способу запоминания

В зависимости от участия в мыслительном процессе психологи выделяют два подвида памяти, характеризующихся наличием или отсутствием осмысления при закреплении нужного материала.

Логическая

Необходимым условием для осмысленного запоминания является понимание. Между усваиваемыми объектами или явлениями нужны смысловые связки. Они составляют основу логической памяти. Желательно разбить всю информацию на составные части, придумать заголовки или выделить опорные пункты, с которыми ассоциируется содержание материала. Нужно мысленно связать заголовки с каждым опорным пунктом, создать ассоциативные ряды. Одним из приёмов логического запоминания является сравнение. Сначала необходимо выявить яркие различия, а потом можно обратить внимание на менее заметные различительные признаки. Смысловое запоминание основывается на чётком понимании логических цепочек запоминаемого материала, поэтому прекрасно упорядочивается и фиксируется в голове.

Механическая

Многократное повторение информации без глубокого осмысления содержания приводит к механическому запоминанию. Малышам легче даётся зазубривание, чем взрослым людям, обладающим способностью улавливать основной смысл. Детям трудно вычленить главные части информации. Обычно они сосредоточены на деталях. Студенты на экзамене заученный механическим способом материал могут воспроизвести, но объяснить конкретные понятия затрудняются. Механическая фиксация информации происходит без установления и осознания логической связи между фрагментами текста. Преднамеренное зазубривание без осмысления информации неэффективно, так как оно не позволяет знаниям пробиться из оперативного хранилища в долговременный архив.

Описание видов по длительности хранения

По продолжительности закрепления и сохранения информационных следов память делится на 3 основные разновидности:

  • сенсорная память производит молниеносное удержание только что полученного органами чувств образа или явления, которые удерживает примерно полсекунды, затем значимые сведения направляются в краткосрочное хранилище, остальные следы стираются;

  • краткосрочная память перерабатывает полученный из мгновенного отпечатка материал на протяжении 20-25 секунд, после чего отправляет её на долговременное хранение или вытесняет из кратковременного хранилища;

  • долгосрочная память может сохранять любую по объёму информацию неограниченный по времени срок, воспроизводить её многократно без какой-либо утраты до конца жизни человека.

Таким образом, механизм закрепления в голове информации состоит из трех уровней. Сначала задействуется сенсорный регистр, затем информация отправляется в краткосрочное хранилище и оттуда помещается на длительный срок в архив. Рассмотрим подробно эти этапы.

Первичная стадия обработки новых сведений происходит на сенсорном уровне. Моментальные отпечатки незначительное время остаются на периферических участках анализаторов. Данному уровню характерна условность. В голове удерживаются только физические признаки без какого-либо кодирования. Большая часть различных сигналов быстро разрушается и угасает. Старые информативные следы мгновенно замещаются новыми символами. Сенсорный регистр обладает слишком маленьким объёмом хранилища, поэтому субъект воспринимает мир в его непрерывной целостности. В противном случае вместо единой картинки вырисовывались бы не связанные между собой изображения. Моргание приводило бы к забыванию предшествующей информации. Звуки тоже состояли бы из отдельных отрывков.

На этапе кратковременного сохранения воспринятые сведения эмоционально переживаются, реконструируются. Кодирование происходит на зрительном и акустическом уровнях. В этот момент происходит отсеивание несущественных данных, поэтому случайные и ненужные сведения не перегружают мозг. После утрачивания какой-то доли материала оставшаяся часть успешно закодированной информации помещается на длительное хранение в архив.

В основе долговременной памяти наблюдаются следующие процессы: кодирование знаний, архивация и извлечение. Качество шифровки информации зависит от активности и осмысленности. Кодирование происходит на семантическом уровне. При осознании цели и мотивации включаются определённые эмоции и активное воображение. Немаловажными факторами для сохранения нужного уровня информации являются анализ и структурирование осваиваемых знаний, поиск и выделение основных мыслей, установление логических цепочек между фрагментами текста, выстраивание ассоциативных рядов, а также повторение материала. Надёжный архив сохраняет воспринятые сведения, разделённые на множество рубрик и разложенные по полочкам.

Между кратковременным и долговременным запоминанием имеется промежуточное звено в виде оперативной памяти. Оперативное хранение материала происходит на протяжении определённого времени от нескольких минут до какого-то количества дней в зависимости от поставленной конкретной задачи: человеку может потребоваться удерживать в голове промежуточные сведения. Например, для выполнения арифметического действия нужные цифры надо помнить несколько минут, а для реализации какого-то проекта необходимые параметры следует держать в голове на протяжении недели или даже месяца. Затем происходит вытеснение ненужных фактов с целью освобождения места для новых исходных данных.

Какой бывает память по ведущему анализатору?

Наиболее активное участие в процессе запоминания играют органы чувств.

Зрительная

Неслучайно существует поговорка: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Индивид способен запоминать и воспроизводить визуальный образ: лица знакомых людей, обложки любимых книг, конкретные фрагменты текстов. Отпечаток остаётся в воображении длительное время после окончания воздействия воспринятой картинки на органы чувств. Эта разновидность памяти необходима художникам и инженерам. На ней основан процесс запоминания и восстановления информации.

Слуховая

Данный вид удержания информативных следов помогает человеку запоминать речевые и музыкальные звуки. Субъект, который быстро и точно фиксирует и воспроизводит разнообразные звуки, способен воспринять и запомнить большой объём услышанной информации: шум морского прибоя, трель соловья, рокот реактивного самолёта, голос любимого человека, звучание музыкального произведения. Такая особенность обычно присуща музыкантам, акустикам и переводчикам-синхронистам.

Осязательная

Существует память на прикосновения. Она позволяет человеку сохранить информацию о внешнем мире. Некоторые люди при одном лишь касании какого-то предмета способны воспроизвести произошедшее много лет назад событие в мельчайших деталях. Шероховатая обложка книги, нежная материнская рука, мягкая пушистая кошка, прожилки зелёных листиков способны вызвать массу приятных воспоминаний.

Индивиду с хорошо развитой тактильной памятью требуется оценить вещь не только зрительно, но и на ощупь.

Обонятельная

Нередко ароматы вызывают у людей воспоминания. В воображении всплывают картины из прошлых лет: лица знакомых, обстановка квартиры, природные явления, звуки и эмоции. Субъект с прекрасной обонятельной памятью может без труда представить дым костра, запах речной прохлады, аромат любимой душистой воды. Способность фиксировать в памяти различные запахи необходима парфюмерам и дегустаторам.

Вкусовая

Деятельность вкусового анализатора направлена на запоминание вкуса. Индивид способен ощутить горечь острого перца, сладость кондитерских изделий, кислоту лимона. Не каждому человеку удаётся на вкус распознать ингредиенты, присутствующие в каком-либо блюде. Попробовать определённую пищу и точно определить, из чего она состоит, вплоть до узнавания всех специй, может только субъект с хорошо развитой вкусовой памятью. Это незаменимое качество для поваров и дегустаторов.

Виды памяти и их характеристика в видео ниже.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.