Top.Mail.Ru
Память

Забывание: определение, причины и предупреждение

Забывание: определение, причины и предупреждение

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Определение в психологии
  2. Механизм забывания
  3. Причины
  4. Предупреждение

Если бы все знания, приобретённые на протяжении жизни человека, сохранялись в его голове, то человеческое сознание не смогло бы нормально функционировать. Мозг спасает себя периодическим «отключением» и «перезагрузкой».

Определение в психологии

Забывание представляет собой естественный процесс, который заключается в полной или частичной утрате ранее воспринятой информации и проявляется в двух формах:

  • невозможности узнать и припомнить;
  • искажённом припоминании или узнавании.

Забывание – это потеря определённых сведений. Процесс может характеризоваться уменьшением силы следов материала, бесследным его исчезновением или утратой связи между отдельными элементами, приводящей к искажению данных.

Психологи предлагают две классификации, составленные по определённому признаку:

  • фильтрация несущественных сведений с помощью частичного или полного удаления их из памяти;
  • временное и длительное проявление вытеснения следов информации.

Также существует классификация причин забывания:

  • вытеснение данных на бессознательном уровне;
  • амнезия – форма психического расстройства;
  • подавление – сознательное вытеснение из памяти каких-то событий или поступков;
  • угасание и искажение невостребованных знаний;
  • интерференция – смешивание новых знаний со старыми воспоминаниями, мешающее запоминанию и приводящее к частичному забыванию.

Немецкий психолог Герман Эббингауз выявил закономерности исчезновения из памяти бессмысленного материала. Графическая кривая забывания отражает запомнившуюся информацию в процентном соотношении на определённый момент времени.

Слова, не вызывающие никаких смысловых ассоциаций, быстро забываются. По истечении первого часа после заучивания из головы выветривается примерно 60% материала. Через 9 часов человек помнит 36% информации, через 6 дней – 25%, примерно столько же или чуть меньше первоначально выученных сведений остаётся в голове через месяц.

Механизм забывания

Любая информация со временем в той или иной степени забывается. Вытеснение её следов из памяти происходит с целью сохранности мозговых структур. Процесс забывания обычно протекает в головном мозге при участии нервных клеток. Чрезмерная забывчивость может указывать на различные нарушения деятельности мозга или переутомление. Нередко провалы в памяти обусловлены адаптивным процессом, необходимым организму.

Существуют определённые законы забывания. Выводы и общие положения запоминаются лучше, чем отдельные детали. Механически заученный материал забывается быстро. Осмысленное запоминание медленно вытесняет информацию из памяти.

Бывает полное и частичное, длительное и временное забывание.

  • При полном стирании знаний из памяти субъект не может воспроизвести и даже узнать какие-то данные.
  • Если индивид частично забыл материал, то он способен узнать и воспроизвести его с ошибками или хорошо восстановить в памяти только определённый фрагмент.
  • При длительном забывании у человека не получается восстановить в памяти материал частично либо полностью. Он не в состоянии припомнить что-то на протяжении долгого времени.
  • Нередко личность по каким-то причинам не может воспроизвести информацию в данный момент. Но через некоторое время нужный материал вспоминается.

При полном забывании сведений происходит распад нервных связей в головном мозге. Временное вытеснение следов обусловлено их торможением, а длительное забывание – их угасанием. Законы забывания таковы, что сильные переживания и травмирующие воспоминания, представляющие угрозу психическому здоровью, стираются из памяти. Срабатывает защитный механизм. В данном случае главной мотивацией мозга является избавление от отрицательной информации.

Отсутствие подкрепления усвоенного материала приводит к угасанию навыка. Чем дольше и точнее личность использует изученные сведения, тем дольше они не удаляются из памяти. Частота применения знаний влияет на механизм забывания.

Причины

Психологи выделяют ряд факторов, воздействующих на вытеснение из памяти различных событий.

  • Самой распространённой причиной забывания является невостребованность информации. Обучающиеся в средних и высших учебных заведениях не хранят в памяти весь материал, полученный на протяжении длительного времени. Приобретённые знания и навыки, которыми личность пользуется, запоминаются. Остальные данные, не вызывающие интереса у субъекта или не применяющиеся, стираются из памяти.
  • Возраст индивида влияет на процесс забывания. Детская амнезия свойственна малышам. Люди не могут вспомнить события, происходившие с ними до трёхлетнего возраста. Специалисты связывают это явление с ограниченным словарным запасом и отсутствием опыта у малыша. Кроме того, ребёнок ещё не ощущает себя личностью. Наиболее интенсивно процесс нарушения памяти идёт после наступления менопаузы. Пожилым сложно запоминать новую информацию, воспроизводить недавние события. Они склонны забывать и то, что им предстоит сделать. Особую трудность представляет столкновение с новыми обстоятельствами, непривычными действиями. На их освоение людям преклонного возраста требуется много времени. Психологи рекомендуют им использование различных памяток и применение мнемонических приёмов.
  • Причиной может быть интерференция. В этом случае предшествующие или последующие события мешают запоминанию нужной информации. Например, студент усиленно готовится к экзамену. И вдруг ему сообщают печальную новость. В результате проактивной интерференции только что усвоенные знания частично вытесняются из памяти. Ретроактивная интерференция представляет собой изучение нового материала сразу же после усвоения другого навыка. Например, студенту надо выучить сразу два предмета. Он должен сдать за день два зачёта. Это отразится на качестве знаний. При сдаче в один день сходных дисциплин интерференция возникает только во время обретения первого навыка. Изучение второго предмета углубляет знания первой дисциплины.
  • На скорость забывания влияет отсутствие перерыва в моменты деятельности. Торможение нейронов головного мозга связано с утомлением человека. Даже небольшая передышка в процессе учёбы или работы улучшает процесс запоминания. Своевременный отдых способствует восстановлению памяти в полном объёме.
  • Различные заболевания центральной нервной системы, мозговые травмы и ушибы тоже способствуют стиранию знаний. В случае утраты функций некоторых тканей информативные блоки могут исчезать из памяти целиком.

Предупреждение

Существуют следующие закономерности запоминания:

  • хорошо фиксируется в памяти информация, расположенная в начале или конце текста, а серединная часть обычно забывается или запоминается плохо;
  • необычный, оригинальный и забавный материал легко оседает в голове;
  • сведения, затрагивающие эмоциональную сферу или вызывающие большой интерес, запоминаются без труда и прочно.

Важным средством против стирания из памяти информации является повторение. Предупредить процесс забывания можно повторением материала на начальной стадии его освоения, потому что в первое время быстро утрачиваются знания. Когда учебный материал почти забыт, то его уже сложно восстановить в памяти. Русский педагог К. Д. Ушинский сравнивал этот процесс со зданием, которое легче укрепить сразу, чем потом постоянно чинить развалины. Повторять новую информацию следует сразу, тогда меньше времени потребуется на повторение и легче будет её воспроизвести.

Применение приобретённых знаний на практике тоже предотвращает процесс забывания. Ученик, который постоянно решает задачи или выполняет упражнения, прочно закрепляет в памяти конкретные правила.

Комментариев нет
Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.