1980-е годы – это яркая, избыточная мода во всём. Это время перемен, когда от политики эпохи застоя и дефицита вещей Советский Союз пришёл к перестройке и распространению барахолок. На них можно было купить то, что привозилось из-за границы, где наступила информационная эпоха, появился поп-канал MTV, новые музыкальные жанры, новые стили одежды. Парфюм был такой же редкостью в СССР, как и многие другие товары, поэтому французские и даже советские духи становились желанным приобретением любой модницы.
Особенности
Историки сходятся на том, что в парфюмерии 70-80-х не было глобальных прорывов, но ярко выделился масс-маркет. Вместо создания новых направлений парфюмеры развивали традиционные настолько, что они менялись до неузнаваемости. Например, на основе моно-ароматов, которые имели очень чёткие и узнаваемые аккорды, сформировалась «американская школа». Она надолго стала главным конкурентом французских производителей, пока в конце века на рынок не вышли японцы.
Цветочные ароматы были особенно популярны среди женской туалетной воды.
Лидировали ноты розы, фиалки, жасмина, туберозы, иланг-иланга. Не сильно уступали им и модные фруктовые композиции, которые содержали различные ягоды, сливу, персик, ананас, положенные на базу из сандала, ванили, пачулей и других восточных компонентов.
Однако самой яркой чертой десятилетия стало обращение парфюмеров к мужским ароматам. Культ гедонизма, раскрепощённости, физической силы принёс целую серию ярких композиций, которые подчеркивали брутальность и сексуальность мужчины.
Популярность французских духов в период советских времен
В восьмидесятых мир ароматов узнал новые имена. Доминик Ропьон начал свою карьеру в Givenchy. В 1984 году он создал аромат Ysatis – фруктово-цветочный гибрид, получивший звание хрестоматийного образца. Это довольно сложный аромат из Франции с необычным составом, который начинается нотами в виде дуэта бергамота и мандарина в обрамлении из масла гальбанума и зелёных цитрусов. Вторым составом идёт цветочный букет из розы, жасмина, иланг-иланга, ириса, туберозы, гвоздики и ландыша. На этом структура аромата не заканчивается – далее в ход идут фруктовый этюд из малины и сливочно-кокосовых лактонов и база из сандала, кедра и пачулей, ладана, дубового мха и лабданума. Вместе элементы создают уникальную симфонию.
В конце 1970-х Ив Сен-Лоран лично создал свои главные духи, ставшие символом последующего десятилетия. Цветочно-пряный Opium отличался не только острым и цепляющим ароматом, но и необычным для того времени флаконом в восточном стиле. Его французский дизайнер также создавал на своё усмотрение, вдохновляясь японскими шкатулками для лекарств.
И, конечно, нельзя не упомянуть о признанной классике французской парфюмерной промышленности. Духи Chanel № 5 были большой редкостью, но мало кого оставляли равнодушным. Поэтому во времена перестройки они стали настоящим символом роскоши и новой жизни.
Купить французские духи в СССР было непросто.
Они никогда не продавались в магазинах, моментально «уходили» с барахолок и у перекупщиков. Те, кто ездил в заграничные командировки, считали обязательным привезти своим родственницам и подругам подобный подарок, который они встречали с восторгами.
Какие еще бренды и ароматы были в моде?
Были и ароматы, которые производили непосредственно в Советском Союзе. Например, духи «Красная Москва» многие десятилетия оставались самым известным парфюмом в стране, о котором мечтали практически все женщины. Его основные ноты – это жасмин и роза, положенные на пряную базу.
Ещё один советский хит – это «Рижская сирень» от латышской марки Dzintars. Этот почти моно-аромат (сирень здесь лишь немного приправлена корицей) производили в Прибалтике, и даже там его нужно было постараться найти.