Top.Mail.Ru
Парфюмерия

Духи времен СССР

Духи времен СССР

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Особенности советской парфюмерии
  2. Популярные ароматы
  3. Можно ли купить духи СССР сейчас?

От представителей старшего поколения мы нередко слышим расхожую фразу о том, что раньше, дескать, было лучше. На самом деле раньше не было лучше, но в зрелом возрасте мы и сами будем считать точно так же – просто потому, что человек склонен к ностальгии, ему нравится вспоминать времена беззаботной молодости. Тем временем запах, на который юная девушка полагалась, отправляясь на первое свидание, способен любую зрелую даму заставить расчувствоваться. Многие ныне живущие женщины еще помнят духи советских времен – по ним предлагается пройтись вкратце.

Особенности советской парфюмерии

Для молодежи, которая может быть и не в курсе, отметим, что Советский Союз очень любил делить мир на «своих» и «чужих», причем с «чужими» было принято водиться совсем минимально – особой торговли с ними не было. Ввиду этого французская парфюмерия, во все времена считавшаяся образцовой, могла оставаться лишь мечтой для отечественных красавиц – духи из Парижа в те времена достать было нереально. Подобная ситуация касалась практически любой западной продукции – если она и проникала на территорию СССР, то лишь эпизодично, ненадолго и небольшими партиями.

Кроме того, в первые годы существования страны даже с женскими парфюмами был огромный напряг – типичный пролетарий еще не был приучен к их использованию, они считались предметом роскоши, которая, как известно, коммунистическому режиму была не к лицу. В стране существовали, конечно, свои парфюмерные фабрики, выпускающие продукцию еще с дореволюционных времен, но на фоне разрыва торговых связей с зарубежными поставщиками многих необходимых ингредиентов просто не было, так что ассортимент сильно сократился, ощутимо ударив по качеству. Позднее, конечно, ситуация с импортом подобных товаров личного обихода немного наладилась, но и тогда импорт был довольно своеобразным – сегодня мало кто знает о польских или сирийских духах, а тогда они были шикарными хотя бы за счет своей уникальности.

При всей любви отдельных граждан к той эпохе они вряд ли не согласятся, что современные французские туалетные воды куда больше претендуют на звание лучших, но молодость есть молодость. Кроме того, старые парфюмы образца 80-х годов имели определенную устоявшуюся рецептуру, в которой можно было бы заменить недостающие компоненты. Словом, при недостаточно сильном шлейфе и сравнительно малом выборе ароматов духи того периода до сих пор могут стать куда более ценным подарком, чем самая брендовая Франция.

Популярные ароматы

Некоторые названия духов того времени заставляли советских женщин буквально мечтать о получении заветного флакончика, ведь многие популярные образцы стоили не так дорого, но попросту не встречались в обычных магазинах и считались дефицитным товаром. Сейчас, даже спустя десятилетия после пика их популярности, добыть такие парфюмы намного проще, потому для всех, кто хотел бы с головой окунуться в ностальгию, коротко сделаем обзор тех запахов.

«Красная Москва»

Одни из наиболее узнаваемых советских духов известны хотя бы тем, что изначально были французскими – еще до революции их придумали парфюмеры компании, в свое время основанной знаменитым французом Анри Брокаром, переехавшим в Москву. Оригинальная композиция поначалу называлась «Любимый букет императрицы», что, конечно, нивелировало все шансы такой продукции выпускаться при коммунистическом режиме. Говорят, что «Красная Москва» – это тот же аромат либо несколько переработанный ввиду того, что некоторые компоненты перестали выпускать.

Фабрика «Новая Заря», являющаяся прямым потомком брокаровской фирмы, выпускает свой главный товар под старым брендом и до наших дней, хотя теперь уже нынешние потребители сетуют, якобы современный вариант не соответствует советскому. Полную пирамиду держат втайне, но яркий цитрус и гвоздика, бергамот и жасмин, кориандр и ваниль чувствуются очень явно. В свое время это был шик уровня звезд эстрады – если подберете соответствующий образ, будете неотразимы!

«Ландыш серебристый»

Это еще одна советская классика топового уровня, выпускавшаяся ленинградской фабрикой «Северное сияние». Любопытно, что аромат стал хитовым не только вследствие ограниченности выбора на советском рынке – если духи из СССР появились в 1954 году, то всего два года спустя подобную композицию представил во Франции сам Кристиан Диор, который, как мы знаем, стал одним из творцов женственности в современном понимании.

Если вы с советских времен обожаете запах ландыша, но, нюхая цветы, не чувствуете того же непередаваемого аромата – значит, вы еще помните мамины духи с соответствующей главенствующей нотой. В Советском Союзе парфюмеры обычно не очень гнались за полноценной трехуровневой пирамидой – чаще всего их продукция была однокомпонентной. Тут надо заметить, что с годами производитель все больше упрощал рецептуру в погоне за наращиванием производства, потому даже позднесоветский «Ландыш серебристый» может быть раскритикован знатоками.

«Золото скифов»

Бывают такие ароматы, которые надо не просто изобрести, а еще и дать им дозреть. «Злато скифов» впервые появилось на прилавках советских магазинов еще в 1958 году и с тех пор… около двадцати лет оставалось практически незамеченным. Честно говоря, это даже странно – вот уж где специалисты постарались, соорудив полноценную трехуровневую пирамиду. Однако только в 80-х годах этот аромат, который действительно можно назвать шикарным во всех смыслах слова, вдруг стал пользоваться широким спросом.

Сегодня этот парфюм раскритиковали бы как довольно тяжелый – он еще уместен для вечернего выхода, но ни в коем случае не на протяжении всего дня, да еще и в жару.

Верхний тон здесь задают сочный бергамот и свежая зелень, «сердце» состоит из подчеркнутого иланг-илангом яблочно-персикового сочетания, а внизу скрываются сандал с ванилью и пачули со мхом.

«Быть может»

Этот запах был назван в честь джазовой песни, которую трубач Эдди Рознер, польский еврей, ставший знаменитым и в СССР, написал для вокалистки своего безумно популярного оркестра. Приехав на гастроли в Краков, она очаровала местных парфюмеров настолько, что в честь исполненного ею музыкального творения те решили назвать новые духи Byc moze.

Как и в случае со многими другими советскими ароматами, нот здесь не так уж много – хорошо чувствуются только общие шипрово-цветочные тона. Miraculum – компания, производящая такой парфюм, – существует и сегодня, а ее товар до сих пор можно купить, но новые образцы, по словам очевидцев, уже не те.

«Сардоникс»

На самом деле это не одни духи, а сразу три версии от одного бренда, который в СССР стал довольно популярным в 70-е годы. Создатели, по всей видимости, активно интересовались античной мифологией – по крайней мере, по официальной легенде аромат №1 был адресован богине любви Венере, №2 – Афродите (в той же должности), а №3 – спартанскому царю Менелаю.

Венера, по мнению парфюмеров, должна пахнуть шипрово, с нотами флердоранжа, розы и жасмина, а также с неброскими нотками дерева, кожи и зелени. Афродита – тоже шипровая, но с выраженными весенними нотками благодаря сандалу и пачули, ландышу и жасмину. Менелай в целом пахнет теми же компонентами, но тут в большей степени упор делается на пряности и зелень.

«Рижская сирень»

В советские времена Прибалтика всегда считалась своего рода окном в Европу, а Ригу часто сравнивали с Парижем. Такая аналогия была обусловлена не только архитектурным обликом латвийской столицы, но и ее парфюмерной промышленностью, которая до Второй мировой войны развивалась в условиях капиталистической страны, еще не вошедшей в Советский Союз.

Производством аромата занималась фирма «Дзинтарс», выпустившая первые флакончики в 60-х годах прошлого века.

На сегодняшний день такая туалетная вода считается моноароматом из-за того, что сирень, вынесенная в название, перебивает практически все остальные ноты, однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что на самом деле в композиции нашлось место и для ландыша, ванили, гелиотропа, корицы, мускуса и амбры.

В свое время эти духи считались идеальным дополнением образа нежной и романтичной дамы, являлись очень весенними и сулили красивую жизнь.

Ключевым отличием от современной версии было то, что в былые времена аромат был натуральнее, не было явственного ощущения синтетики, какое есть сегодня.

«Пиковая дама»

Еще один старый хит от фабрики «Новая заря», которая до этого успела прославиться знаменитой «Красной Москвой». Парфюм не зря называется так же, как и одно из наиболее известных произведений Александра Пушкина: аромат выпустили в 1949 году, специально приурочив его к стопятидесятилетию со дня рождения гениального поэта. Авторы посчитали, что их творение тоже такое же мистическое и загадочное, напоминающее собой сложную и непредсказуемую карточную игру.

Композиция действительно не может считаться простой – она представляет собой хитроумное переплетение розовых, нарциссовых и ирисовых нот. Разбавить цветочную композицию решили нотками пачули, мха и бергамота, а кое-кому слышится еще и табак с гвоздикой. Пряная и сладкая одновременно, эта туалетная вода с момента своего выпуска быстро стала довольно популярной, но технологический прогресс ее не пощадил: с 60-х годов прошлого века советская парфюмерная отрасль стала активно использовать синтетические отдушки, и рецептура потеряла свое первоначальное очарование.

Другие

Вышеописанным набором советская парфюмерия все-таки не ограничивалась – были и другие наименования, которые, не обладая безумной популярностью, все же находили своего потребителя. Рассмотрим еще несколько востребованных вариантов.

  • «Ноктюрн». Апельсиново-розово-жасминовый аромат появился сравнительно поздно, лишь в 1981 году, и сразу очаровал потенциальных потребителей невиданной в СССР аристократичностью. Это был идеальный запах для каждой романтичной натуры.
  • «Красный мак». Еще одно творение фабрики «Новая заря» со столетней историей – этот парфюм появился в 1926 году. Аромат был назван в честь классического балета, упор в нем сделан на пирамиду из розовых, мускусных, цитрусовых нот и амбры.
  • «Клима». Этот запах был одним из немногих поистине французских, которые все же прорвались в Советский Союз, оставаясь там огромной редкостью и пределом мечтаний. Детище Lancome пахнет сначала богатым набором вариантов цветочной палитры, затем перетекает в туберозу и розмарин, а под конец радует окружающих сандалом, бамбуком и мускусом. В 70-х годах «Клима» была на вершине популярности.
  • «8 Марта». Этот аромат никогда не имел привязки к конкретной фабрике, потому внешний вид флакона и упаковки регулярно менялся. Что не менялось никогда с момента изобретения в далеких 30-х годах, так это цветочные ноты: гиацинт, фиалка, жасмин и ландыш.

Можно ли купить духи СССР сейчас?

Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, как сложилась судьба завода-производителя и патента на рецептуру. Во многих случаях ароматы, описание которых приведено выше, существуют и сегодня – та же «Новая Заря», выпускающая «Красную Москву», функционирует до сих пор и зарабатывает во многом именно на ностальгии граждан по старым временам. Подобная судьба коснулась и многих других наименований, а кое-где старого производителя уже нет, но ему на смену пришла другая компания, которая возродила рецепт, а то и расширила исходную линейку. Например, прибалтийская «Тайна рижанки», которая в свое время считалась сопоставимой по качеству с лучшими импортными парфюмами, тоже выпускается до сих пор.

Тут, правда, следует признать, что некоторым особенно чувствительным носам настоящий винтаж кажется куда более интересным и приятным, нежели современные копии.

Такие жалобы чаще всего поступают относительно той парфюмерии, которая на сегодняшний день производится в России. Теоретически в продаже можно найти и еще те – оригинальные – флаконы, но они, во-первых, стоят дорого, во-вторых, запросто могут оказаться подделкой.

1 комментарий
Ариадна 27.06.2021 14:54
0

Мне на День рождения в 1978 году подруги подарили Climat (Ланком Клима) в голубой коробочке. Счастью моему не было предела!

Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.