Парфюмерия, так или иначе, присутствует в жизни практически каждого современного человека, однако для большинства потребителей все еще остается тайной за семью замками сама процедура производства духов. Между прочим, приоткрыть завесу тайны не только интересно, но и полезно, потому попробуем детальнее вникнуть в загадки парфюмеров.
Сырье для изготовления
Полный перечень ингредиентов, используемых в современной парфюмерии, знают разве что заядлые специалисты, поскольку суммарно там порядка 3,5 тысяч наименований.
При этом в состав не то что отдельной композиции, но и преобладающего количества модельных рядов входит лишь примерно треть из них – хотя бы потому, что остальные две трети являются слишком редкими, чересчур специфическими или попросту очень дорогими.
Все сырье делится на составляющие растительного, животного и синтетического происхождения.
- Основным растительным сырьем является в первую очередь спирт того или иного вида – он является одним из наиболее востребованных растворителей, благодаря которому духи приобретают жидкую форму и имеют свойство быстро улетучиваться с поверхности кожи, хотя сам запах остается. В качестве ароматизаторов могут быть использованы практически любые пахучие части растений – чаще всего это цветы или плоды, но в той же роли могут использоваться листья, травы и так далее. Наконец, некоторые вязкие вещества растительного происхождения, вроде смол и жиров, могут быть использованы в качестве фиксатора аромата – благодаря им пахучий экстракт не может быстро испариться вместе со спиртом, а оставляет длительный, основательный шлейф.
- Животных компонентов в современной парфюмерии сравнительно немного, и в большинстве случаев они выполняют функции не ароматизатора (хотя бывают редкие исключения), а именно фиксатора запаха. Их не так много, но они прекрасно известны всем, кто интересуется парфюмерной отраслью, ведь амбра, мускус и бобровая струя на слуху буквально у каждого. Сами по себе эти материалы не столько пахнут, сколько откровенно воняют, и вряд ли вызвали бы хоть какие-то приятные ассоциации у нюхающего, но зато они же прекрасно захватывают чужой запах.
Проблема использования натуральных веществ животного происхождения состоит в том, что их производство нельзя поставить на поток, и объемы получаемых ингредиентов совершенно недостаточны для того, чтобы наладить массовый выпуск духов. Ввиду этого, сырье становится очень дорогим, а вместе с ним дорожает и сама парфюмерия.
- Предсказуемым выходом из положения, используемым в лучших традициях нашего времени, является применение синтетических веществ, которые могут выступать во всех вышеперечисленных ролях – ароматизаторами, фиксаторами и растворителями. На самом деле химическая промышленность существенно удешевляет парфюмерное производство, потому даже продукцию на основе, казалось бы, общедоступных компонентов нередко производят из синтетики.
В дешевом сегменте товаров даже духи из роз делают на основе лабораторных ингредиентов, а настоящие цветы, возможно, вообще не были задействованы.
Необходимое оборудование
Для производства парфюмерии нужно оборудование, набор которого сильно зависит от того, по какому методу создают конкретную композицию или отдельные ингредиенты для нее. В частности, даже эфирные масла, являющиеся одним из главных ароматических компонентов почти любых духов, производят на фабрике одним из четырех способов.
- Механический отжим – самая старая технология. Тут, конечно, правильнее было бы говорить не столько о масле, сколько о соке, в котором, помимо прочего, присутствуют и ароматические масла. Древние парфюмеры использовали для этого метода получения масел ручной пресс, сегодня же он во многом потерял популярность, а немногие производители перешли на механические аналоги.
- Дистилляция. Суть процесса в том, что источник потенциального масла кипятится в воде, пока жидкость не начнет испаряться, захватывая с собой ароматные частички. Соответственно, для этого метода необходимы специальные закрытые котлы с возможностью сбора дистиллята.
- Анфлераж. В этом случае используется свойство жира (и некоторых других веществ) впитывать в себя аромат, источаемый растениями или любыми другими ароматизаторами. Для этого способа изготовления ароматических масел нужно большое количество стеклянных подносов, поскольку каждый будет занят на протяжении нескольких дней. Поверхность смазывается тонким слоем жира, поверх которого выкладываются ароматические агенты. Если растение увядает (процесс испарения, соответственно, прекращается), его заменяют другим, и так до тех пор, пока жировой слой не потеряет способность захватывать запах. После этого жир соскабливают и очищают от кусочков растений – получается так называемая помада. Помаду растворяют в спирте и с помощью вибростолов (еще одного обязательного приспособления) на протяжении длительного времени трясут, пока не получится абсолют – обычно очень густая жидкость, представляющая собой ароматический концентрат высочайшего качества.
- Растворение методами экстракции (если растворитель летучий) и мацерации (нелетучими растворителями) – самые современные и актуальные способы. В обоих случаях для изъятия запаха у исходного сырья используются химические вещества, имеющие свойство соединяться с пахучими примесями. В больших чанах этот процесс происходит с неизбежным захватыванием посторонних примесей в виде смол, восков и так далее, в результате чего получается конкрет – еще одно сырье, из которого получают вышеупомянутое вещество абсолют, но уже куда более концентрированное, чем помада. Далее в закрытых системах конкрет перегоняют со спиртом, который извлекает посторонние примеси, оставляя на выходе концентрат с очень мощным запахом.
Этапы создания парфюма
Изготавливать духи правильно – значит, соблюдать последовательность большого количества действий, которые в итоге направлены на создание полноценного ароматического шедевра. Для начала надо подобрать правильный букет, и именно это, наверное, наиболее сложный этап, ведь по-настоящему узнаваемые, знаковые композиции создают только те мастера, кто не просто долго учился, а еще и обладает недюжинным талантом.
Специалист может потратить многие месяцы на поиски сочетания компонентов, которые прекрасно пахнут вместе, а потом еще столько же – на то, чтобы установить идеальные пропорции.
Большинство производителей мира на самом деле не занимаются производством компонентов, а закупают их уже готовыми в виде помады, конкрета или абсолюта, потому им важно подобрать поставщика, обеспечивающего надлежащее качество сырья. Если же речь идет о каком-нибудь гиганте парфюмерной промышленности, который привык сам обеспечивать собственные потребности, то там захват аромата должен наладить сам парфюмер.
Когда все ингредиенты есть, их снова растворяют в спирте, теперь уже высококачественном – с концентрацией не менее 70%. В качестве растворителя может использоваться жидкость как натурального, так и синтетического происхождения. Специалист обязан знать, какой именно спирт сумеет эффективно растворить ароматизатор, не влияя на его первоначальный аромат и не провоцируя чрезмерное удорожание продукции. Для улучшения свойств парфюма в рецепт может быть добавлен еще один ингредиент – антиокислитель, благодаря которому повышается стойкость аромата.
Доведение получившейся смеси до нужных кондиций – процесс небыстрый, потому массе надо дать отстояться не меньше двух-трех недель. Получившаяся жидкость подлежит последующей фильтрации, призванной удалить из состава то, что не растворилось или может считаться посторонними вкраплениями. На выходе получается прозрачная, но все-таки не лишенная определенного оттенка жидкость. Если новые духи все-таки получились бесцветными, напоминающими воду, то такой результат обычно считается не слишком хорошим, и парфюмеры делают продукт более привлекательным с визуальной точки зрения, подкрашивая его специальными красителями.
После этого сам парфюм фактически готов, но нужно еще правильно его разлить. Для этого надо использовать только идеально сухую тару. Разлив парфюмерную продукцию во флаконы и упаковав в коробки, можно налаживать каналы поставки, начинать рекламную кампанию, которая зажжет новое наименование на небосклоне лучших ароматов. При этом специалисты неоднократно отмечают, что себестоимость производства продукции топовых брендов обычно находится на уровне примерно 15%, тогда как все остальное – это расходы на рекламу и доставку, а в первую очередь – плата за модный ярлык.
Иными словами, не всегда приобретение более дешевой парфюмерии означает, что вы теряете в качестве – непосредственно производственные расходы в итоговом ценнике не столь существенны.
Дизайн флакона
Правильная подача на рынке – это уже половина успеха для любого товара, и уж тем более для того, который непосредственно связан с красотой и эстетизмом. В крупных компаниях существуют целые отделы, которые занимаются разработкой дизайна емкостей для розлива, потому что уже одна форма флакона может заставить женщину как заинтересоваться незнакомым ароматом, так и продемонстрировать полное равнодушие. Для дорогих брендов недопустимо разливать свою парфюмерию в посуду стандартных форм, потому для оформления нанимаются профессиональные дизайнеры и художники.
Собственно, в историю нередко входят не те парфюмы, у которых совершенно особый аромат, а те, у которых принципиально не к чему придраться – просто потому, что даже внешняя оболочка соответствует самым высоким ожиданиям.
Понимание этого приводит к тому, что бренды всячески изощряются и выпускают флаконы, в точности передающие название аромата, будь то некая роковая женщина или очарование парижской ночи.