Не нужно быть коллекционером, достаточно просто считаться образованным и культурным человеком, чтобы представлять, что такое мейсенский фарфор. Если же вы ранее этого слова не слышали, но начали всерьез интересоваться посудой, то без ознакомления с этим брендом не обойтись.
История создания
Производится мейсенский фарфор вот уже три сотни лет – это впечатляет и создает подле немецкой продукции немалый ажиотаж. Фарфоровые изделия считаются достоянием Германии: они выставляются в самых знаменитых музеях мира, они же становится долгожданными лотами частных аукционов. Этим фарфором любуются и поют ему дифирамбы, пытаются разгадать секрет производства. Счастливчики могут купить фарфоровое изделие в свою коллекцию.
А началось все в городе Майсене (ранее Мейсен) у знаменитой реки Эльба. Город старинный, ему больше чем 1000 лет. Знаменательным событием для города было строительство в XV веке замка Альбрехтсбург. Когда на престол взошел король Саксонии Август Сильный, замок подвергся реконструкции. Мастера начали пробивать дворцовые потолки, ставить печи, а в залах начали делать деревянные перегородки. Какое-то время замок напоминал большое здание с ящиками, кадками и различными инструментами: так, словно нарастала почва для появления фарфора.
В 1710 году свершилось поистине грандиозное событие: в Европе изобрели фарфор, а вот как точно это случилось, мы не можем узнать. Рецепт европейского фарфора до сей поры засекречен. Почему он в принципе появился, можно предположить. Август Сильный был очень амбициозным правителем, он четко отслеживал экономическую выгоду разных объектов, и его не устраивало, что замок Альбрехтсбург не используется на полную мощь.
Наконец, знаменитый китайский фарфор был слишком дорогим, и мысли о создании собственного, не менее прекрасного, наверняка всерьез заботили Августа Сильного. И он нашел человека, который смог разгадать китайский секрет производства (ну или приблизился к этому). Так, немецкому алхимику Фридриху Беттгеру удалось стать мастером, совершившему небольшое чудо – именно он придумал твердый европейский фарфор.
Сам материал и начали производить в замке, со временем специально для производственных целей построили цеха, и в этих цехах и сейчас изготавливается «белое золото». Это был прорыв, Meissen стал известен на всю Европу. В пригороде города нашлось место, где был найден основной компонент для создания фарфора. В этом месте построили маленькую шахту, и в ней эксклюзивно для мейсенской мануфактуры начали добывать каолин. Так называется глина чистейшего белого цвета, огнеупорная и прозрачная. Она организует отличную пластику в процессе изготовления, служит идеальным фарфоровым материалом.
Не один завод пытался (и пытается) разгадать формулу мейсенского фарфора. Что конкретно происходит с каолином, кварцем и полевым шпатом в ходе производства, до сей поры знают только избранные. Неизвестно, в каких пропорциях смешиваются компоненты, как они хранятся. Это большой секрет, который позволяет знаменитому бренду вот уже несколько столетий считаться флагманом мирового производства фарфора. Хотя не единожды совершались не самые благородные исторические манипуляции, связанные с секретом.
Рецептуру создатель фарфора не говорил никому, работникам был известен только определенный этап. А когда Беттгер умер, один из его приближенных, хранитель секрета, просто сбежал в Вену и хотел там развивать свою мануфактуру. Правда, Август Сильный добился того, чтобы предателя вернули на родину.
И это возвращение стало правильным ходом: вместе со Штольцелем в Германию приехал Иоганн Герольд, который немало сделал для производства.
Фирменный знак
Подлинный мейсенский фарфор купить непросто, у изделия обязательно должно быть клеймо. Мошенники пользуются этим и ставят фальшивые фирменные знаки на изделия. Несложно найти образцы истинных знаков и посмотреть, как они менялись с годами, и в чем их особенности. Часто без мнения специалиста не обойтись: он оценит полное качество клейма, а также качество художественного оформления.
Начиная с 1948 года производитель ставит годовые знаки, и эти годовые метки также можно считать шифром подлинности. На заводе к этому относились более чем серьезно: строжайший контроль качества позволял не допустить брака на выпуске. Если на изделии отмечался изъян, оно браковалось либо продавалось мастерам-кустарям в качестве второсортного продукта.
Но, к слову, подобные домашние росписи высоко ценятся: они считаются более дорогими, нежели фабричные, так как они эксклюзивны и хранят все особенности авторского почерка. В таком случае в клеймо вносились коррективы: если повреждался корпус, ставилась одна черта, две или три – если повреждался декор.
Изучение клейма, фирменного знака, его вариаций и искусных подделок – нечто вроде исторического детектива. Любители антиквариата не переведутся, как не переведутся и мошенники, желающие на этом заработать.
Художники и стили
Как известно, фарфор придумали в Китае. По этой причине первые десятилетия мейсенский фарфор расписывали восточными мотивами. Узнаваемые цапли в камышах, рыбаки, орнаменты, цветы – вот что красовалось на первых работах. Иоганн Грегориус Герольд предпочитал работать в японском стиле «какиэмон». Японские художники были сдержаны в цветовых решениях, а вот Герольд научился по-новому получать цвета, и благодаря этому умению цветовая гамма расширилась до сотен оттенков.
В 1731 году в фарфоровое дело пришел Иоганн Иоахим Кендлер. И по сей день он считается главным скульптором знаменитого предприятия. День его рождения и сегодня празднуют: например, в 2006 году праздновали 300 лет с момента появления легендарного художника на свет. Творец был гением своего времени: он создал не менее 1000 миниатюрных скульптур, ему даже удавалось ваять фигурки птиц в натуральную величину.
А образцы столового фарфора авторства Кендлера – выше всяких похвал.
У него было много подражателей, он стал классиком этого художественного направления: придуманные им изгибы ручек в супницах, сложные флористические украшения, изящные ангелочки и налитые фрукты стали образцами, идеалами этого искусства. Менялись стили, мода резко поворачивала в сторону, но ничто не влияло на великолепие букетов и фруктовой россыпи на мейсенской посуде.
Вслед за Кендлером продолжил традиции фарфоровой роскоши Мишель-Виктор Асье. Его приход сказался на производстве: в моде в ту пору был белый неглазурованный фарфор – бисквит. Он стал идеальным полотном для статуэток на мифологическую тематику. Интересно, что об Асье до сей поры спорят искусствоведы: одни уверяют, что он был лучшим, что он создал подлинный мейсенский фарфор, другие говорят – нет, он не может сравниться с Кендлером, при Асье качество товара снизилось.
В историю мейсенского фарфора вошли и такие имена, как Герман Зейлингер, Хуго Штейн, Вильям Баринг, Отто Эдвард Войт. Нельзя не упомянуть Пауля Шойриха, в основном он работал в стиле ар-деко, и именно этот мастер создал знаменитую серию «Русский балет», которая возникла в связи с легендарными выступлениями балета Дягилева в Берлине. Стили менялись, но рококо оставался в основе.
И даже дух экспрессионизма, который был виден в росписи ваз и тарелок в подглазурной синеве, не стал более известным, нежели фарфор стиля рококо.
Процесс производства
Шедевры из Майсена – это безукоризненный контроль качества, использование различных смесей, создание широчайшего ассортимента продукции.
Смесь мастера готовят в несколько этапов. Сначала они соединяют строго по рецептуре ингредиенты, потом все очень хорошо измельчают, добавляют немного воды и перемешивают до однородности. С помощью фильтра-пресса выжимаются излишки влаги.
Смесь обязательно деаэрируют вакуумом, благодаря чему из нее удаляются частички воздуха (они, в свою очередь, попадают в смесь при дроблении и последующем перемешивании).
Рассмотрим особенности производства.
- И поныне в создании мейсенских шедевров принимают участие гончары, они приводят в действие гончарный круг ногой. Мокрые ладони мастера обхватывают заготовку, которая вертится на круге, поверхность расчищается до однородности. После этого форму изделия мастер может менять вручную.
- Далее заготовка помещается во вращающуюся гипсовую форму: губкой мастер давит на мягкие внутренние стенки заготовки, так на нее переносится рельеф и структура матрицы. С помощью такой методики создают чашки, пиалы, чайники, кувшины и другую посуду.
- Через полчаса изделие снимается с гипсовой матрицы. Форма делится на несколько сегментов, что позволяет снять ее без деформации изделия. Для матрицы же используется гипс, впитывающий часть влаги, повышающий коэффициент прочности и надежности изделия.
- Плоскую посуду изготавливают иначе. Мастер отрезает глиняный пласт по размеру, он помещается поверх формы. Чтобы изделие обрело внешние контуры, применяется вторая форма сверху (она тоже отвечает за толщину стенок). Потом на обратной стороне изделия отбивается номер партии.
- Детали мелких предметов классически отливают в форме, а вот ручки крупных – вылепливают. Ручки впоследствии приклеивают жидким раствором – шликером.
Многие нюансы создания посуды и статуэток известны современным мастерам, но далеко не все. Хранение секретов и верность им позволяет и далее развиваться мейсенскому бренду, ведь его чайные пары, вазы, супницы и тарелки не нуждаются в рекламе.
Как проверить подлинность?
Подделывают фарфор из Майсена с самого начала его существования. В 1772 году придумали торговый знак – две перекрещенные шпаги, он с годами менялся, но суть оставалась прежней. Под мечами сегодня имеется надпись Meissen, это говорит о том, что такое изделие сделано позднее 1974 года.
Интересно, что подделки так искусны, что рядовой покупатель не способен разобраться в подлинности изделия. Многие эксперты уверяют, что точно сказать, настоящий антиквариат вы купили или красивую подделку, могут только представители самой мануфактуры. Такую экспертную оценку получить удается не всем, но если вы покупаете нечто, что позиционируется как старинный мейсенский фарфор, обязательно заручитесь помощью специалистов.
Товар слишком дорогой, чтобы платить за подделку (хотя справедливости ради стоит сказать, что некоторые подделки на удивление хороши).
Правила ухода
Вещь хрупкая, требующая бережного ухода. И чем старше изделие, тем с большим трепетом к нему относится владелец. Даже если вы купили современную посуду или вазу знаменитого бренда, потребуется научиться качественно за ней ухаживать.
- Мыть фарфор можно только вручную, нельзя делать это на весу, под проточной водой. Положите изделие в пластиковую емкость, на дне расстелите мягкое полотенце.
- Вода должна быть теплой, но не горячей. Все изделия с ручками держать нужно за корпус, бережно поддерживая снизу.
- От бытовой химии следует и вовсе отказаться. Максимум, что можете позволить себе – нейтральное детское мыло. При наличии разводов и мутных пятен можно капнуть в воду немного нашатырного спирта.
- Снаружи фарфор иногда протирают легким раствором перекиси водорода. Внутри фарфор можно протереть разведенным зубным порошком.
- Щетки, губки и мочалки не используются, только мягкие тряпочки могут участвовать в процессе мытья фарфора. Носики чайников чистятся тонкой щеточкой для детских бутылочек.
- В воде фарфоровые изделия надолго не оставляют – иногда из-за этого на эмали образуются трещины. Тереть посуду при мытье тоже не нужно.
Ценнейший антиквариат лучше и вовсе не мыть, достаточно просто смахивать с него пыль специальной щеточкой или косметической кистью с натуральным ворсом.
В 2010 году знаменитая на весь мир немецкая мануфактура отпраздновала 300-летие. По случаю юбилея мастера изготовили реплики прославивших ее изделий – «Лебединого» сервиза, «Оркестра обезьян» и других скульптур. Они были распроданы за очень большие деньги, хотя мейсенский фарфор никогда не был дешевым.
Об истории мейсенского фарфора смотрите в видео ниже.