Top.Mail.Ru
Посуда

Все о кузнецовском фарфоре

Все о кузнецовском фарфоре

включайся в дискуссию

 
Содержание
  1. Немного истории
  2. Плюсы и минусы
  3. Разновидности
  4. Как выбрать?
  5. Особенности ухода

Среди множества предметов и вещей, ассоциирующихся сегодня с Россией, стоит выделить некоторые виды посуды. К категории всемирно известных сервизов и других изделий из фарфора следует отнести изделия талантливого Терентия Кузнецова, чье мастерство принесло ему посмертную славу, а кузнецовский фарфор считается предметом роскоши и по сей день.

Немного истории

Товарищество, которое занималось изготовлением фарфоровых и фаянсовых изделий, было открыто в 1889 году. Однако первооткрывателем в этом деле все же считают предка Кузнецова – Якова Васильевича, поскольку именно под его началом в Гжели зародилось первое производство. Его дело, а также секреты и мастерство передавались по мужской линии, что и обусловило возможность создания в XIX веке «Товарищества производства фаянсовых изделий».

Работа в данном направлении стремительно развивалась за счет увеличения количества заводов и мануфактур, специализирующихся на разных направлениях производства, что позволило существенно расширить ассортимент изготавливаемой продукции. Важным моментом в истории кузнецовского фарфора стал перенос фабрики из Гжели в Дулево, где впоследствии возникло крупнейшее предприятие, специализирующееся на фарфоровых изделиях высочайшего качества. В настоящий момент всю продукцию принято называть дулевской.

В 1841 году была открыта Рижская фабрика, управление мощностями передавалось по кузнецовской линии.

Заводы открывались во многих областях, уездах и губерниях. Среди самых крупных стоит выделить завод бывшего предпринимателя Ауэрбаха, предприятие в селе Буды. Ряды заводов по работе с фарфором и фаянсом пополнила знаменитая фабрика Гарднера (с. Вербилки).

В свете объединения мануфактур, предприятий и фабрик Кузнецов к XX веку стал владельцем крупнейшей производственной сети в России, в составе которой присутствовало около двух десятков заводов. Однако с приходом советской власти все предприятия были национализированы, исключением стал Рижский завод.

В свете подобных изменений многие секреты и разработки, касающиеся изготовления сервизов и других фарфоровых предметов интерьера, были утеряны. Для возрождения техник работы потребовалось очень много времени и сил отечественных художников и мастеров по изготовлению продукции из керамики.

В частности, были снова применены на практике основные нюансы, обуславливающие высокое качество кузнецовского фарфора, такие как подготовка глины и содержание материала в помещении с определенной влажностью воздуха, а также использование специального торфа для обжига изделий в печах.

Сегодня фарфоровое дело Якова Кузнецова и его семьи возродилось в дулевском фарфоре. В 2012 году предприятие по производству продукции по утерянным технологиям было продано в частную собственность. Это положительно сказалось на восстановлении и модернизации основных цехов и линий.

В данный момент ассортимент производимых изделий имеет классическую направленность в плане внешнего вида, в свете чего узнаваем не только на отечественном, но и на зарубежном рынке керамических изделий.

Плюсы и минусы

Сегодня специалистами выделяются основные характеристики старинного кузнецовского фарфора, среди которых присутствуют сильные и слабые стороны изделий. Так, к достоинствам продукции стоит отнести следующие моменты:

  • отличное качество всех изготавливаемых товаров за счет высокой квалификации работающих на производстве мастеров;
  • большая часть продукции изготавливается ручным способом, что особо ценится для антиквариата;
  • кузнецовский фарфор представляет собой практичные и долговечные изделия;
  • в ассортименте присутствует множество эксклюзивных вещей;
  • посуда, включая чайные сервизы и даже тарелки, признается многофункциональной, поскольку может использоваться для украшения или ежедневной эксплуатации;
  • все материалы, используемые на производстве, являются экологичными и безопасными для здоровья человека;
  • ассортимент продукции предлагает потребителю товары в разном ценовом сегменте, что делает фарфор доступным для любого покупателя.

    Среди минусов фарфоровых изделий стоит выделить:

    • хрупкость даже высококачественной керамики, в свете чего изделия требуют бережного обращения и ухода;
    • элитные и антикварные вещи выделяются своей высокой стоимостью.

    Разновидности

    Существует огромное количество марок (клейм), по которым можно определить подлинность кузнецовского фарфора. Их условно разделяют на основные группы.

    • Ранний период. Клейма имеют разную конфигурацию, в основном отнесены к новохаритоновскому периоду. Встречаются круглые клейма, а также оформленные виньеткой. Марки представлены вдавленными вариантами, которые в дальнейшем прорисовывались синими или зелеными красками.
    • Клейма дулевского периода. К этой группе относят самую многочисленную коллекцию марок, поскольку изделия делались на крупнейшем предприятии всего товарищества. Большинство из них прорисованы красным, синим и зеленым тонами. Цветом в то время определялась сортность изделий.
    • Марки завода в д. Короткая. К этой категории относят всего одну марку, однако она считается самой редкой.
    • Клейма Рижского завода. В этой группе представлено множество марок, они выделяются своими разнообразными формами и прорисованными элементами. Самые ранние относят к периоду с 1853 по 1863 гг.
    • Клейма Тверской фабрики. В категории происходит деление марок на периоды до организации товарищества и эпоху его функционирования.
    • Марки Будянского завода. Специалисты выделяют три вида марок – печатный вариант, зеленая марка и надглазурная.
    • Клейма Дмитровского завода. Производство выпускало большое количество фарфоровых изделий, но клеймились они ограниченным количеством марок. Сегодня известно только 3 варианта.
    • Марки Рыбинского завода. Специалисты, изучающие данный период, зафиксировали лишь одной клеймо фабрики с указанием названия производства.

    Как выбрать?

    Чтобы приобрести действительно качественную фарфоровую продукцию, следует учитывать ряд основных моментов, касающихся внешнего вида и качества изделий. Характеристики, указывающие на высокое качество посуды, будут следующими.

    • Цвет. Продукция высокого качества должна быть нежного белого оттенка с невыразительным голубоватым отливом. Отличить изделия низкого качества можно по серому и блеклому цвету поверхности, который в сравнении с настоящим фарфором составит разительный контраст.
    • Прозрачность. Все предметы интерьера или же посуда из хорошего материала должны немного просвечиваться. Такой нюанс укажет на применение безопасного природного сырья в процессе производства. Искусственные добавки не позволят изделию просвечиваться. Кроме того, подобная особенность укажет на соблюдение всех важных нюансов технологического процесса изготовления.
    • Звук. Определить качество понравившегося изделия удастся по характерному звуку, который будет слышен при простукивании края изделия. Для этих целей нужно использовать небольшую палочку из бамбука. От касания с качественным изделием будет воспроизводиться чистый и звонкий звук.

    В ходе контакта с низкокачественным материалом звук будет глухим и притупленным. Такое звучание также возникает от касания к изделию, содержащему дефекты.

    • Состояние края и поверхности. Определить второсортную продукцию удастся по неровному краю, бугристому днищу, а также поверхности с «плавающим» основанием. У качественных фарфоровых изделий поверхность и края окажутся идеально ровными.

    Особое внимание необходимо уделить дну посуды: если поставить ее на стол, то края днища должны плотно соприкасаться с поверхностью со всех сторон.

    • Декор. Привлекательность фарфоровых и фаянсовых изделий во многом обуславливается используемыми вариантами украшения. Заинтересованному покупателю следует знать, что настоящую, оригинальную продукцию мастера никогда полностью не покрывают узором или рисунком.

    Именно большое количество украшений на посуде может натолкнуть на мысль о том, что на витрине представлена подделка или же изделие низкого качества, изъяны которого производитель попытался скрыть под дополнительными украшениями поверхности.

    Особенности ухода

    Несмотря на натуральность сырья, используемого для производства фарфоровых изделий, подобная продукция требует особого подхода к последующей эксплуатации и уходу.

        Соблюдение описанных ниже рекомендаций позволит продлить жизнь красивой посуде и предметам декора.

        • Любую посуду из фарфора следует мыть исключительно ручным способом, избегая совместной очистки с металлическими вилками, ложками и другими столовыми приборами. Губки для обработки поверхностей не должны иметь абразивную сторону. Перед мытьем лучше всего снять с пальцев кольца и другие украшения, которыми можно повредить поверхность посуды. Если планируется использование посудомоечной машины, то нагрев воды в устройстве должен быть минимальным, также следует избегать применения агрессивных моющих составов.
        • Если на изделиях присутствуют металлические элементы декора, то их не стоит использовать в микроволновой печи.
        • Чтобы поверхности изделий из фарфора оставались блестящими и без царапин, в процессе ухода за емкостями следует отказаться от применения порошкообразных составов для удаления загрязнений. В продаже можно найти специальные щадящие составы и мыло для ухода за фарфором.
        • Нельзя оставлять фарфор надолго в воде. После мытья или влажной обработки нужно насухо вытереть изделия с наружной и внутренней стороны.
        • Вода для мытья должна быть комнатной температуры, слишком горячая жидкость может повредить декор на изделии, привести к образованию трещин на глазурованном покрытии.
        • Не исключены варианты, когда с течением времени и в свете активной эксплуатации посуда может изменить свой цвет на более темный. Выглядят такие изделия нереспектабельно, поэтому специалисты рекомендуют применить одно действенное средство для возвращения поверхности привлекательного внешнего вида. Для этих целей используется небольшое количество винной кислоты или скипидара. Несмотря на запрет использования абразивных средств, для возвращения белизны фарфоровой поверхности можно воспользоваться обычной содой или солью со столовым уксусом.
        • Удалить пятна с фарфоровой поверхности удастся при помощи слабоконцентрированного раствора нашатырного спирта и воды.
        • Хранить чашки и тарелки, сложенные друг на друга, не следует, есть риск повредить ручки от чрезмерного давления и нагрузки. Специалисты рекомендуют тарелки и другие емкости из фарфора хранить, переложив их между собой обычными белыми салфетками.

        Об истории кузнецовского фарфора смотрите далее.

        Комментариев нет
        Информация предоставлена в справочных целях. Не занимайтесь самолечением. По вопросам здоровья всегда консультируйтесь со специалистом.